Права и обязанности сторон при организации практик
Методические указания по прохождению преддипломной практики
Для студентов всех форм обучения
специальности 5В050800 “Учет и аудит”
Алматы, 2014
Составители: Калгулова Р.Ж.– к.э.н., доцент, зав. кафедры «Экономика»
Абсеметова Д.А. – ст.преподаватель кафедры «Экономика»
Рассмотрено и обсуждено на заседании кафедры «Экономика»,
протокол №__ от «__»_________2014 г.
Зав.кафедрой «Экономика»
к.э.н,. доцент ________________ Калгулова Р.Ж.
Одобрено на заседании учебно-методического Совета Академии
протокол №__ от «__»_________2014 г.
Проректор по учебно-методической
работе , д.э.н., и.о. профессора _________________ Байшоланова К.С.
Права и обязанности сторон при организации практик
Профессиональная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов, проводится в соответствующих организациях, являющихся базами практики - на предприятиях, в учреждениях, организациях строительной и автотранспортной отрасли.
Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами специальностей и программами высших учебных заведений по практикам. В зависимости от специальности (направления подготовки) проводятся соответствующие виды профессиональных практик.
Профессиональная практика обучающихся направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, приобретение практических навыков и освоение эффективного опыта. В процессе профессиональной практики, обучающиеся должны приобрести опыт профессиональной и организаторской работы.
На младших курсах, как правило, организуется учебная практика.
По всем экономическим специальностям организуется преддипломная практика, содержание которой определяется темой выпускной работы. В период преддипломной практики обучающийся собирает фактический материал о производственной (профессиональной) деятельности предприятия, учреждения, организации, школы и использует его при разработке выпускной работы.
В зависимости от профиля избранной в вузе специальности, студенты на практике в условиях конкретного предприятия изучают:
- технологию производства;
- экономику, организацию и управление производством, стандартизацию и контроль качества продукции, мероприятия по выявлению резервов повышения эффективности и производительности труда;
- планирование, маркетинг, учет и аудит, финансовые проблемы на предприятии;
- результаты исследований, проводимых в области охраны и гигиены труда, физиологии, психологии, экологии;
- организацию научно-исследовательской, проектно-конструкторской, рационализаторской и изобретательской работы;
- создание и обеспечение безопасных и здоровых условий труда.
Программа практики должна предусматривать:
- содержание и сроки выполнения индивидуальных заданий студентов;
- участие студентов в рационализаторской и изобретательской работе предприятия, учреждения, организации;
- примерное содержание и сроки проведения экскурсий;
- порядок подготовки и сроки защиты студентами отчетов по практике;
- чтение лекций и проведение консультаций в помощь студентам -практикантам.
Программы практики разрабатываются кафедрами с учетом профиля
специальности, характера предприятия, организации - объекта практики и утверждаются руководителем организации образования.
Для проведения профессиональной практики студентов высшие учебные заведения на договорной основе определяют организации, предприятия в качестве баз практики, согласовывают с ними программы и календарные графики прохождения практики.
В договорах определяются обязанности КазАДИ, баз практики и обучающихся. Ответственность за организацию и проведение практики несут руководители высшего учебного заведения и баз практики согласно условиям заключенного договора.
Учебно-методическое руководство практикой, выполнение учебных планов, программы практики и качество ее проведения осуществляет кафедра «Экономика».
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Принципиальной основой концепции организации производственных практик является баланс интересов кафедры и предприятия: необходимо определить степень полезности производственной практики, как для кафедры, так и для предприятия.
Очевидно, что кафедра посредством профессиональных практик решает проблему качества подготовки выпускника к самостоятельной работе, а также в какой-то мере проблему его дальнейшего трудоустройства.
Предприятие же получает возможность заблаговременного подбора более подготовленных и перспективных специалистов.
В настоящее время мы наблюдаем нарастание противоречий между сложившейся системой подготовки кадров и требованиями к ним, обусловленными состоянием экономики.
Особую актуальность этот фактор приобретает в условиях рассмотрения перспективы социально-экономического и политического развития нашего государства в сопоставлении с тенденциями движения мирового сообщества от индустриального к информационно-индустриальному с соответствующей ему инновационной экономикой. При этом бесспорна главенствующая роль в формировании инновационной экономики будет принадлежать высшей школе, которая должна обеспечить формирование и опережающее развитие научно-технического потенциала нашего государства посредством подготовки специалистов, способных в дальнейшем создать техническую и экономическую основу для позитивного развития государства.
Любой процесс, совершающийся в сфере производства, требует от специалиста наряду с достаточными теоретическими знаниями владение умениями и навыками в области избранной специальности.
Реализацию требований практической подготовки студентов осуществляют все учебные и научные подразделения вуза, однако ведущая роль принадлежит выпускающим кафедрам. При этом умения студенты приобретают на семинарах, практических и лабораторных занятиях, при активных методах обучения (интерактивные методы, деловые игры и т.д.), в процессе проведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работ и др.
Навыки приобретаются в период прохождения всех видов учебных и профессиональных практик и выполнения общественной работы.
В условиях рыночных отношений выпускники вузов должны быть конкурентоспособными, что определяет качество подготовки специалистов. Неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим (научно-педагогическим) образованием является профессиональная практическая подготовка. Безусловно, она должна быть более глубокой и направлений для ее достижения здесь много.
Инновационное образование с использованием проблемно-ориентированных и проектно-организованных технологий требует особого внимания в организации и проведении учебных и производственных практик студентов.
Проведение практик должно обеспечить выработку у студентов определенных умений и навыков, и если теоретические знания - это образовательный процесс через науку, то практические наработки — образовательный процесс через производство.
Учебные и профессиональные практики студентов являются составными частями процесса подготовки специалистов. Основная задача практики - закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе на основе глубокого изучения работы предприятий, учреждений и организаций, на которых студенты проходят практику, а также овладевают производственными навыками и методами.
Согласно типовым учебным планам и разработанным на их основе рабочим учебным планам в КазАДИ проводятся следующие виды практик:
- учебная
- профессиональная
- преддипломная
Одной из основных целей учебной практики является приобретение каждым студентом первоначальных умений и навыков по будущей профессии.
Начиная со второго курса и до окончания учебного цикла выпускающая кафедра полностью координирует и контролирует процесс подготовки специалистов. Основная цель практик на старших курсах - это подбор материалов для курсовых проектов и работ по профилирующим (специальным) дисциплинам специальности с дальнейшим их развитием в реальные выпускные работы с соответствующим внедрением в производство. В отчетах по профессиональным практикам особое внимание необходимо уделять решению конкретных экономических, финансовых, управленческих экологических и других задач.
На выпускном курсе студенты проходят преддипломную практику. Данная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения. Целями преддипломной практики являются обобщение и совершенствование знаний и умений студентов по будущей профессии, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов к выпускной квалификационной работе. В ходе ее осуществляется сбор недостающих материалов по основным разделам выпускной работы, изучение организационно-управленческой структуры, финансово-экономического состояния предприятия или организации, вопросов техники безопасности и охраны труда.