В социальной защите населения
Для оказания содействия людям, нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.
Благотворительность - целенаправленное внимание к людям, не способным в силу осуществлять собственное жизнеобеспечение, хотя бы на минимальном уровне.
Формы благотворительности: милостыня, общественное призрение, попечительство.
Милостыня — это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся гражданам.
Общественное призрение — предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Попечительство- защита личных и имущественных прав и интересов лиц из числа несовершеннолетних детей и недееспособных совершеннолетних граждан.
Первой школой, ориентированной на подготовку социальных работников, стал Институт подготовки социальных работников, основанным в 1899 г. в Амстердаме.
В настоящее время социальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональной деятельности, основанный на поддержании реабилитации и устойчивой социальной интеграции отдельной личности и групп;
2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, в отношении социально уязвимых групп населения.
Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Внашей стране оформление социальной работы как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г., когда специалисты среднего звена — социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому.
Основные направления социальной работы:
Социальный надзор(контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей.
--Субъекты социального надзора -- законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);
--объекты — процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).
Социальная реабилитация— система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).
Социальная интеграция— процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.
Социальная реинтеграция— процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.
Субъекты социальной реабилитации:
• дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшихся жестокому обращению, оставшиеся без надзора, беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, дети-инвалиды, дети из числа беженцев, дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении;
• женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию;
• лица, занимающиеся проституцией;
• лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам;
• лица, отбывающие и отбывшие наказания в учреждениях системы ИТУ и специальных лечебных учреждениях;
• лица пожилого и старческого возрастов;
• инвалиды;
• беженцы, вынужденные мигранты;
• лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф;
• лица — участники боевых действий;
• лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма;
• безработные;
• лица без определенного места жительства.
Комплексные технологии социальной реабилитации включают:
• социальную адаптацию — процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;
• социально-бытовую адаптацию — процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним индивида;
• социально-средовую ориентацию — процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функций индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям;
• социально-психологическую адаптацию — процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, т.е. способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодействии (характеризуются по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых и/или больших группах);
• социальные услуги (медико-социальные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-бытовые, социально-экономические, социально-трудовые), включающие медицинскую помощь, воспитание и обучение, профессиональное консультирование и образование, трудовое устройство, медико-социальный уход, социально-бытовое обслуживание на дому, в специальных центрах и стационарных учреждениях, психологическую, психиатрическую, наркологическую поддержку и др.
Решение проблем, связанных с социальным обеспечением, в том числе с социальным обслуживанием населения, включает:
1. назначение и выплату пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные) и пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.);
2. содержание и обслуживание детей-сирот, престарелых и инвалидов в специальных учреждениях и в случае нуждаемости на дому;
3. профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
4. протезно-ортопедическую помощь, медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов, предоставление льгот и преимуществ отдельным социально уязвимым слоям населения.
Основное содержание социальной работы:
1. оказывать помощь индивидам и группам для осознания и устранения затруднений личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них;
2. содействовать устранению или смягчению возникших затруднений путем поддерживающих, реабилитационных, защитных технологий;
3. защищать лиц, оказавшихся в сложных социально-психологических, материальных, социально-бытовых, иных сложных жизненных обстоятельствах в соответствии с законом, прибегая к использованию власти и необходимых организационных, материальных, технических и иных ресурсов;
4. способствовать более широкому использованию каждой личностью собственных возможностей для социальной самозащиты;
5. планировать организацию предоставления услуг, предупреждающих возникновение и содействующих разрешению социальных проблем;
Методы социальной работы:
• организационные-распорядительные, координационные, методико-инструктивные, технические и др.;
• педагогические — методы формирования сознания личности, организации познавательной, практической деятельности и поведения индивида;
• консультирование социальное;
• социально-медицинские, социально-психологические, социально-экономические, правовые.
Субъект социальной работы — лицо, в отношении которого осуществляется социальная работа.
Объекты социальной работы:
1) в широком смысле — социальные отношения, в рамках которых возникают сложные жизненные ситуации для отдельных личностей и групп населения;
2) отдельные категории населения (выше о них мы уже говорили);
3) социальные учреждения и предприятия.
Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами.
Социальные службы —государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.
К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Беларуси, к компетенции которых относится социальная помощь населению.
К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.
Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в Беларуси функционируют следующие социальные службы:
• пенсионного обеспечения;
• социально-бытового обслуживания;
• материальной помощи; социального обслуживания на дому;
• специализированного стационарного социального обслуживания;
• протезирования и протезостроения;
• технических средств реабилитации;
• специального транспортного обслуживания;
• медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
• медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
• детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
• специальные профессиональные образовательные учреждения;
• поддержки семьи, женщин и детей;
• реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
• по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию);
• другие.