Эффективность делового общения - это достижение информационной и/или предметной цели и сохранение равновесия отношений между собеседниками
ЗАНЯТИЕ 1. Общие понятия курса. Входное тестирование.
+
Виды и приемы делового общения
В нынешних условиях, когда конкуренция во всем мире день ото дня усиливается, деловой этикет, умение вести деловое общение становятся важными факторами, определяющим преуспеяние или, наоборот, провал деятельности не только отдельного человека, но подчас и целой фирмы, организации.
Дейл Карнеги писал в 1936 году: “Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми”.
Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно и сколько рушится карьер из-за неправильного поведения или невоспитанности сотрудников. Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японцы тратят на обучение этикету и консультации по этому вопросу для служащих 700 миллионов долларов в год, так как они подсчитали, что нарушения этикета и безграмотность в деловом общении оборачиваются для компаний многомиллиардными убытками. Это и потерянные рынки сбыта, и несостоявшиеся сделки.
Из-за пренебрежения этикетом и правилами делового общения вы можете не попасть на желаемое вакантное место.
Стремление к успеху — один из важнейших мотивов человеческой деятельности. Стать деловым человеком, сделать карьеру, хотят многие, но добиваются своего — единицы. И отнюдь не все эти единицы обладают выдающимся умом или способностями. Просто они лучше других познали внутренние законы в той области, где они мечтали продвинуться, сумев обратить их себе на пользу.
Понятие делового общения
Что же понимается под деловым общением?
Деловое общение- это общение между собеседниками для достижения деловой, то есть предметной или информационной цели.
В таком смысле деловому общению противостоит светское и развлекательное общение, которые не ставят предметных или информационных целей, а предполагают лишь коммуникативные цели - установление, поддержание, развитие, сохранение контакта, возобновление контакта.
К деловому общению относится:
· производственное общение коллег в коллективе
· общение на совещаниях и в процессе переговоров
· в официальных местах (учреждение, магазин, справочное бюро, железнодорожная касса и т.д.)
Деловое общение выступает в устной и письменной форме (в последнем случае говорят о деловой переписке, деловом письме) и может носить как официальный, так и неофициальный характер.
Сферы делового общения: производство, быт, общественные отношения, политика, межличностные отношения.
В узком смысле под деловым общением понимают чисто производственное общение - речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
Деловое общение реализуется в различных формах(жанрах):
· деловой разговор (обычно краткий, в бытовых ситуациях) – для координации действий;
· деловая беседа – для решения конкретной производственной проблемы;
· деловой спор – для решения спорного производственного вопроса;
· деловое (производственное) совещание – выработка коллективного мнения, решения;
· диспетчерское совещание – информация смежников о делах остальных;
· деловые переговоры – для координации совместной деятельности;
· собрание – для обсуждения информации, выработки мнения;
· отчет перед руководством – информация о деятельности, выполнении поручений;
· брифинг, инструктивное совещание – сообщение информации, инструктаж;
· научная конференция – обмен научными результатами;
· рекламирование – для увеличения спроса, продвижения товара;
· бытовой диалог – для решения текущих повседневных проблем (в магазине, семье).
В ходе делового общения используются отдельные конкретные речевые жанры:
запрос информации,
деловое предложение,
просьба,
претензия,
замечание,
приказание,
отказ,
аргументация и др.
Основная форма делового общения – деловая беседа.
Под деловой беседой в узком смысле понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
В широком смысле слова под деловой беседой понимают любую беседу представителей каких-либо организаций или частных лиц, имеющую целью достижение какой-либо деловой (предметной ) цели.
Функции деловой беседы:
· совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
· контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
· поддержание деловых контактов.
·
Основными этапами деловой беседы являются:
· начало беседы (установление контакта); задачи: установить контакт с собеседником, создать благоприятную атмосферу, пробудить интерес собеседника);
· изложение и обоснование своей позиции;
· выяснение позиции собеседника;
· совместный анализ проблемы (аргументирование выдвигаемых положений, опровержение замечаний, устранение сомнений, поиск вариантов);
· принятие решения;
· завершение беседы.
Для того, чтобы наше деловое общение было успешным, необходимо:
знать законы общения и уметь ими пользоваться;
знать приемы речевого воздействия на собеседника и уметь ими пользоваться:
знать нормы делового этикета и уметь ими пользоваться.
Умение вести деловое общение – важнейшее условие эффективной деятельности предпринимателя, руководителя и вообще любого профессионала, поскольку большинство результатов деятельности отдельного человека в современном обществе невозможно без участия в его деятельности других людей, с которыми необходимо взаимодействовать.
Какое деловое общение является эффективным?
Эффективность делового общения - это достижение информационной и/или предметной цели и сохранение равновесия отношений между собеседниками.
Напомним, что если мы не сохранили равновесие отношений, а цели добились, то общение может быть результативным, но не эффективным. Так тоже иногда бывает, но результативное общение может иметь разовый характер и не должно стать привычным в деловом стиле человека, поскольку цивилизованные отношения между людьми в обществе требуют эффективного общения как основы деловых отношений.
Таким образом, эффективность делового общения не отличается от эффективности остальных видов общения. Различие в том, что результат делового общения всегда предметен, ориентирован на немедленное практическое применение, использования, а результат развлекательного, дружеского, светского общения коммуникативен, ориентирован на отношения, создание положительного эмоционального климата, формирование положительных эмоций у участников общения.