Производственная эффективность

Ранее уже отмечалось, что закон уменьшающейся отдачи ресурсов универсален и действует в любых рыночных структурах, поэтому характер кривых средних и предельных издержек одинаков как при совершенной конкуренции, так и монополии. Это дает основание утверждать, что максимизирующая прибыль фирма всегда будет стремиться производить любой объем продукции с минимальными издержками, в какой бы рыночной структуре она ни функционировала. Следовательно, первое условие производственной эффективности выполняется каждой фирмой, если она стремится максимизировать прибыль, и при совершенной конкуренции, и в условиях монополии.

Что касается второго условия – равенства предельных издержек всех фирм отрасли, – при котором обеспечивается минимизация издержек всей отрасли, то монополия олицетворяет всю отрасль. Если фирма-монополист объединяет несколько заводов, то она, безусловно, так организует производство, чтобы предельные издержки выпуска продукции на каждом заводе были одинаковыми. В противном случае эта фирма будет нести потери из-за неэффективного использования ресурсов.

В условиях же совершенной конкуренции это условие выполняется автоматически: поскольку каждая фирма не в состоянии воздействовать на рыночную цену товара Р, то фирмы отрасли максимизируют прибыль, когда их предельные издержки равны цене товара, т.е. МС = Р. Так как цена товара Р неизменна, то предельные издержки всех фирм будут равны.

Итак, можно сделать следующий вывод: в какой бы рыночной структуре не функционировала фирма она достигнет производственной эффективности, если будет стремиться к максимизации прибыли.

Иными словами, стремление фирм максимизировать прибыль является достаточным условием для достижения производственной эффективности как отдельной фирмой, так и отраслью, вне зависимости от характера рыночной структуры.

Эффективность распределения. Рассмотрим рынок при совершенной конкуренции. Докажем, что эффективное распределение ресурсов достигается, если удовлетворяется равенство:

MBs = MCs,

(индекс «s» показывает, что оценивается предельная выгода, получаемая всем обществом, и предельные издержки всего общества).

Обратимся к рис. 1:

Производственная эффективность - student2.ru

Рис. 1. Эффективное распределение ресурсов

Любое отклонение от равновесного уровня производства и потребления Qe, когда MBs = MCs, приводит к неэффективному распределению ресурсов.

Предположим, что выпуск товара Х, составляющий величину Qn, превышает равновесное значение Qe. Рассмотрим последнюю, Qn-ю единицу товара: как видно из рис. 1 предельная выгода, получаемая обществом от потребления этой единицы товара X, определяется длиной отрезка ef, а предельные издержки общества, связанные с производством Qn-ой единицы товара, равны длине отрезка fd (напомним, что предельная выгода определяется ординатой кривой спроса, а предельные издержки – ординатой кривой предложения). Предельные издержки отражают стоимость товара, который могло бы произвести общество при наилучшем альтернативном применении ресурсов, использованных при изготовлении Qn-ой единицы товара X. Значит, если Qn-я единица Х не будет произведена, то общество сможет с помощью высвободившихся ресурсов выпустить альтернативный товар, выгода от использования которого равна отрезку df. За счет этого общество покроет потери в выгоде из-за непроизводства Qn-ой единицы товара Х и еще будет иметь дополнительную выгоду, равную отрезку ed. Но тогда получается, что путем перераспределения ресурсов общество в состоянии улучшить положение хотя бы одного домохозяйства (направив в его распоряжение дополнительную выгоду ed), не ухудшив при этом благосостояния других домохозяйств. Следовательно, выпуская Qn единиц товара, общество, согласно принципу Парето, неэффективно распределяет ресурсы.

Также можно показать, что выпуская Qa единиц товара Х общество неэффективно распределяет ресурсы: предельные издержки cb отражают стоимость иного товара Y, который можно изготовить при альтернативном применении ресурсов, использованных в производстве товара X. Не производя единицу товара Y, общество, направив высвободившиеся ресурсы на выпуск товара X, в состоянии увеличить выгоду на отрезок ab.

Опять имеется возможность путем перераспределения ресурсов улучшить положение хотя бы одного домохозяйства, не ухудшив при этом благосостояния остальных, что доказывает неэффективность распределения ресурсов.

Наконец, при выпуске Qe единиц продукции, когда выполняются условия МВ = МС и Р = МС, невозможно улучшить положение хотя бы одного домохозяйства путем перераспределения ресурсов, не ухудшив при этом благосостояния иных домохозяйств, т.е. достигается эффективность распределения ресурсов.

Суммарные потери эффективности в случае производства Qn единиц товара Х равняются площади треугольника Ede, а при выпуске Qa товаров – abE. Можно сделать вывод, что при совершенной конкуренции товар производится таким образом, что его цена Р = МС и достигается эффективность распределения ресурсов.

Рассмотрим теперь эффективность распределения ресурсов при монополии.

Обратимся к рис. 2:

Производственная эффективность - student2.ru

Рис. 2. Неэффективность распределения ресурсов при монополии

Монополист выравнивает собственную выгоду с издержками общества. В этой связи он производит объем товара Qc < Qe и устанавливает цену Ра также выше равновесной Ре. Каждая непроизведенная единица товара Х в интервале [Qc-Qe] желаема для общества, поскольку дает предельную выгоду, превышающую предельные издержки (кривая D выше кривой МС). Суммарные потери эффективности составят площадь треугольника САЕ.

Поскольку товар X, производимый фирмой-монополистом, удовлетворяет потребности покупателей, то кривая спроса D по-прежнему будет отражать предельную выгоду MBs, получаемую покупателями и обществом в целом. Так как фирмамонополист олицетворяет собой всю отрасль, то ее предельные издержки будут являться предельными издержками общества. Точка Е пересечения кривых D и МС (напомним, что в условиях монополии кривой предложения не существует) определяет объем производства Qe, при котором предельная выгода общества равняется предельным издержкам общества и цена товара Р = МС, т.е. достигается эффективное распределение ресурсов.

Однако фирма-монополист выравнивает не общественную, а собственную предельную выгоду с предельными издержками (MC = MR), ограничивая выпуск Qe единицами товара и увеличивая цену до Pa. В этом случае цена товара Ра будет выше предельных издержек, предельная выгода не равняется предельным издержкам (MBs = MCs), и распределение ресурсов неэффективно. Суммарные потери эффективности составят площадь треугольника САЕ. Следовательно, при монополии не обеспечивается равенство цены товара Р с предельными издержками его изготовления, и не достигается эффективность распределения ресурсов.

Рассмотренное выше позволяет констатировать, что с точки зрения эффективности использования ресурсов совершенная конкуренция более предпочтительна, чем монополия, поскольку фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции, добиваются и производственной эффективности, и эффективности распределения ресурсов.

В этой связи может возникнуть мнение, что, если вся экономика будет функционировать в условиях совершенной конкуренции, то общество в целом достигнет более высоких рубежей. Однако существует ряд обстоятельств, ставящих под сомнение вопрос о преимуществах совершенной конкуренции. Остановимся на некоторых из них:

1. Прежде всего заметим, что экономическая эффективность не выступает единственной целью общества. Не менее важной является задача обеспечения социальной справедливости (в экономической литературе социальную справедливость чаще трактуют как возможность выравнивания реальных доходов, получаемых домохозяйствами страны), что связано с распределением дохода между домохозяйствами. Экономика, действующая в условиях совершенной конкуренции, добивается эффективного распределения ресурсов при любом распределении дохода: в стране может существовать кучка супербогачей и огромное количество нищих, при этом достигается эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность.

Перераспределение доходов, например, путем увеличения налогов богатым и оказания государственной помощи малоимущим должно привести и к иному распределению ресурсов, которое при совершенной конкуренции опять окажется эффективным.

Однако теоретически невозможно доказать, что распределение ресурсов, соответствующее социально более справедливому распределению дохода, эффективнее, чем при социально менее справедливом распределении дохода, поскольку неизвестно, каким образом можно измерять удовлетворение, получаемое потребителем при покупке того или иного товара (предельная выгода каждого покупателя определяет очертание его индивидуальной кривой спроса, следовательно, и рыночной кривой спроса: ее получают путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса. Пересечение рыночных кривых спроса и предложения дает искомую цену товара Р = МС). Следовательно отрасль, действующая в условиях совершенной конкуренции, может обеспечивать рациональное распределение ресурсов, но не гарантировать социальной справедливости и окажется социально неприемлемой.

2. Предельные издержки отдельной фирмы зачастую не совпадают с предельными издержками общества. Особенно наглядно это проявляется в том случае, когда отдельная фирма или отрасль в погоне за максимальной прибылью хищнически эксплуатирует природные ресурсы, загрязняет окружающую среду. В этой связи установившаяся в условиях совершенной конкуренции цена товара Р = МС может не отражать реальные издержки общества на выпуск данного товара и не соответствовать экономически эффективному способу производства.

3. Деятельность многих отраслей показывает, что вся экономика не может функционировать в условиях совершенной конкуренции, поскольку при этом не обеспечивается производственная эффективность. Характер производства может привести к возникновению в отрасли натуральной монополии, которая в долгосрочном периоде в состоянии иметь более низкие средние издержки, чем мелкая фирма, но не обеспечивает равенство Р = МС.

4. Остается спорным вопрос о восприимчивости отрасли, действующей в условиях совершенной конкуренции, к техническому прогрессу. Если другие рыночные структуры позволяют быстрее внедрять технические инновации и снижать издержки на единицу продукции, то производственная эффективность при совершенной конкуренции может оказаться ниже: совершенно конкурентные отрасль и фирмы будут производить товары при самых низких из возможных (для установившегося в данной рыночной структуре уровня технологии) средних издержках; однако эти издержки окажутся выше средних издержек фирм и отраслей, действующих в иных рыночных структурах, добившихся технических преимуществ.

5. Если вся экономика состоит из совершенно конкурентных отраслей, то при этом может не обеспечиваться требуемый покупателями ассортимент товаров. Фирмы отрасли при совершенной конкуренции производят гомогенный (стандартный, однородный) товар, в то время как в условиях монополистической конкуренции и олигополии достигается разнообразие стилей, фасонов, сортов, видов любого товара.

Заметим, что желание максимизировать прибыль подталкивает как фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции, так и монополистов к поиску наиболее дешевого способа производства товара. Монополист, получив в свое распоряжение техническое нововведение, может снизить издержки производства и иметь более высокую прибыль в краткосрочном периоде. Обладая возможностью создавать барьеры для входа иных фирм в отрасль, фирма-монополист способна получать эту прибыль и в долгосрочном периоде. Иначе складывается ситуация для фирм, функционирующих в условиях совершенной конкуренции: преимущества, получаемые за счет внедрения технических совершенств, будут эффективны только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирмы-конкуренты не допустят односторонних преимуществ какой-либо фирмы и также внедрят это техническое усовершенствование.

Следовательно желание увеличить прибыль в долгосрочном периоде за счет снижения издержек производства путем применения инноваций для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, зависит, во-первых, от степени увеличения прибыли и, во-вторых, от срока, в течение которого она способна единолично пользоваться преимуществами инноваций. Поскольку любое техническое усовершенствование требует определенных затрат (на теоретические разработки, на опытно-конструкторское проектирование и т.п.), то невысокая отдача нововведений и короткий срок односторонних преимуществ от их применения не будут в значительной степени стимулировать фирму, функционирующую в условиях совершенной конкуренции, внедрять какие-то изобретения и усовершенствования. Отсюда можно сделать вывод, что фирма-монополист имеет побудительные мотивы для внедрения новых технологий как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; фирма, действующая при совершенной конкуренции, имеет такие мотивы только в краткосрочном периоде.

Другим важным аспектом, влияющим на степень восприимчивости рыночных структур к техническим нововведениям, является способность фирм финансировать разработки новой техники. Многие экономисты считают, что поскольку большинство фирм предпочитает выделять на исследовательские и опытно-конструкторские работы собственные средства, а не занимать их, то мелкие фирмы, характерные для совершенно конкурентных отраслей, имеют меньше шансов профинансировать серьезные разработки.

С другой стороны, крупные фирмы-монополисты располагают значительными финансовыми средствами, чтобы обеспечить поиск самых совершенных технологий и технических усовершенствований.

Получается, что монополия имеет определенные преимущества перед совершенной конкуренцией с точки зрения внедрения передовых технических разработок. Однако подобный вывод встречает серьезные возражения со стороны ряда экономистов. С их точки зрения, фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, вынуждены непрерывно совершенствовать свое производство, иначе им просто не выжить в конкурентной борьбе с большим количеством соперничающих фирм. Иное дело фирма-монополист: огороженная барьерами от проникновения в отрасль конкурентов, она может утратить желание идти на усовершенствования, т.к. монопольная власть и так дает ей прибыль. В этом случае монополист действует не на самой нижней из возможных кривых издержек, поэтому он не достигает требуемой производственной эффективности. Отдельные экономисты называют подобное явление «Х-неэффективностью». Помимо рассмотренной причины, «Х-неэффективность» могут вызвать и иные обстоятельства: нежелание предпринимателя идти на риск; стремление достичь других целей, например, расширения производства, принятие на работу некомпетентных друзей и родственников и др.

Наши рекомендации