Порядок формирования цен на ЛС, ИМН, ИМТ и другие товары аптечного ассортимента.
В целях социальной защиты населения, обеспечения доступности ЛС в республике осуществляется государственное регулирование цен как в сфере их производства, так и в сфере обращения.
Порядок формирования оптовых и розничных цен на отечественные и импортные ЛС установлен Указом Президента РБ от 11 авг. 2005 г. № 366 « О формировании цен на лекарственные средства, ИМН и мед. технику».
В целях совершенствования порядка формирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику:
1. Установить, что:
1.1. цены на производимые в Республике Беларусь лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику (далее - медицинские товары), реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю медицинскими товарами (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), формируются посредством сложения отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1 - 3, и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара.
При получении медицинских товаров от организаций-изготовителей по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с их транспортировкой, юридические лица и индивидуальные предприниматели увеличивают отпускные цены на сумму фактических транспортных расходов по доставке товаров до пункта назначения, указанного в договоре;
"При предоставлении организацией-изготовителем Республики Беларусь финансовой скидки с отпускной цены цена медицинского товара формируется исходя из отпускной цены без учета предоставляемой скидки.
Цена на медицинский товар, полученный в виде товарной скидки, формируется в соответствии с частями первой и второй настоящего подпункта.
Высвобождаемые в связи с предоставлением финансовой скидки с отпускной цены на медицинские товары, производимые в Республике Беларусь, денежные средства направляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на закупку медицинских товаров, изготавливаемых организациями Республики Беларусь, развитие аптечной сети в сельской местности и возмещение убытков от производственной деятельности по внутриаптечному изготовлению лекарственных средств;".
1.2. цены на медицинские товары иностранного производства формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1 - 3, и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара.
Расчетная отпускная цена формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка, установленному на дату помещения товара под таможенный режим свободного обращения (при наличии таможенного контроля) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (при отсутствии таможенного контроля), таможенных платежей, налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара.
При изменении курсов валют сформированные расчетные отпускные цены на медицинские товары, помещенные под таможенный режим свободного обращения после 1 января 2009 г., по которым числится кредиторская задолженность по обязательствам перед поставщиками, в части контрактной цены могут пересчитываться по официальному курсу Национального банка на первое число каждого месяца.
При предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) - нерезидентом Республики Беларусь финансовой скидки с контрактной цены расчетная отпускная цена медицинского товара формируется исходя из контрактной цены без учета предоставляемой скидки.
Расчетная отпускная цена на медицинский товар, полученный в виде товарной скидки, формируется в соответствии с частью второй настоящего подпункта;
1.3. пересчет отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и расчетной отпускной цены в доллары США производится по курсу Национального банка, установленному на дату формирования цены;
1.4. при формировании розничных цен на медицинские товары к цене, сформированной в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 настоящего пункта, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены, пересчитанной в доллары США, за единицу медицинского товара согласно приложениям 1 - 3;
1.5. реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, остаточный срок годности которых составляет менее половины основного срока годности, может осуществляться ниже расчетной отпускной или отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь;
1.6. государственные аптечные организации, имеющие в своей структуре подразделения, осуществляющие оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, при их отпуске из оптовых подразделений в свои розничные подразделения формируют розничные цены в соответствии с подпунктом 1.4 настоящего пункта.
Приложение 1
к Указу Президента
Республики Беларусь
11.08.2005 N 366
РАЗМЕРЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ТОРГОВЫХ НАДБАВОК
НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
-------------------------+-------------------+---------------------¦ Отпускная цена ¦ Оптовая надбавка ¦ Торговая надбавка ¦¦организации-изготовителя¦ к отпускной цене ¦ к отпускной цене ¦¦Республики Беларусь или ¦ организации- ¦ организации- ¦¦ расчетная отпускная ¦ изготовителя ¦ изготовителя ¦¦ цена за единицу товара ¦Республики Беларусь¦ Республики Беларусь ¦¦ (долларов США) ¦ или расчетной ¦ или расчетной ¦¦ ¦ отпускной цене ¦ отпускной цене ¦¦ ¦ (процентов) ¦ (процентов) ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦До 5 включительно ¦ 11 ¦ 30 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 5 до 10 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 10 ¦ 25 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 10 до 15 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 9 ¦ 21 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 15 до 30 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 8 ¦ 17 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 30 до 50 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 7 ¦ 13 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 50 до 100 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 4 ¦ 6 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 100 ¦ 2 ¦ 2 ¦¦------------------------+-------------------+----------------------Приложение 2
к Указу Президента
Республики Беларусь
11.08.2005 N 366
РАЗМЕРЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ТОРГОВЫХ НАДБАВОК
НА ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
-------------------------+-------------------+---------------------¦ Отпускная цена ¦ Оптовая надбавка ¦ Торговая надбавка ¦¦организации-изготовителя¦ к отпускной цене ¦ к отпускной цене ¦¦Республики Беларусь или ¦ организации- ¦ организации- ¦¦ расчетная отпускная ¦ изготовителя ¦ изготовителя ¦¦ цена за единицу товара ¦Республики Беларусь¦ Республики Беларусь ¦¦ (долларов США) ¦ или расчетной ¦ или расчетной ¦¦ ¦ отпускной цене ¦ отпускной цене ¦¦ ¦ (процентов) ¦ (процентов) ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦До 5 включительно ¦ 13 ¦ 31 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 5 до 10 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 10 ¦ 29 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 10 до 15 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 9 ¦ 25 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 15 до 50 ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 8 ¦ 19 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 50 ¦ 5 ¦ 9 ¦¦------------------------+-------------------+----------------------Приложение 3
к Указу Президента
Республики Беларусь
11.08.2005 N 366
РАЗМЕРЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ТОРГОВЫХ
НАДБАВОК НА МЕДИЦИНСКУЮ ТЕХНИКУ
-------------------------+-------------------+---------------------¦ Отпускная цена ¦ Оптовая надбавка ¦ Торговая надбавка ¦¦организации-изготовителя¦ к отпускной цене ¦ к отпускной цене ¦¦Республики Беларусь или ¦ организации- ¦ организации- ¦¦ расчетная отпускная ¦ изготовителя ¦ изготовителя ¦¦ цена за единицу товара ¦Республики Беларусь¦ Республики Беларусь ¦¦ (долларов США) ¦ или расчетной ¦ или расчетной ¦¦ ¦ отпускной цене ¦ отпускной цене ¦¦ ¦ (процентов) ¦ (процентов) ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦До 3 тыс. включительно ¦ 22 ¦ 23 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 3 тыс. до 10 тыс. ¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 20 ¦ 20 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 10 тыс. до 50 тыс.¦ ¦ ¦¦включительно ¦ 10 ¦ 0 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 50 тыс. до ¦ ¦ ¦¦500 тыс. включительно ¦ 8 ¦ 0 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 500 тыс. до ¦ ¦ ¦¦1 млн. включительно ¦ 5 ¦ 0 ¦+------------------------+-------------------+---------------------+¦Свыше 1 млн. ¦ 3 ¦ 0 ¦¦------------------------+-------------------+----------------------
4. Факторы, воздействующие на цену
Говоря о факторах, влияющих на цену, мы выделяем факторы, формирующие спрос и факторы, формирующие предложение. К факторам, формирующим спрос на фармацевтическом рынке, относятся:
1. эффективность и побочное действие ЛС;
2. наличие аналогов и синонимов данного ЛС;
3. информированность мед. и фарм. работников, а также населения о свойствах ЛС;
4. платежеспособность населения и стоимость курса лечения;
5. ценовая эластичность товара;
6. наличие и финансирование провительственных программ по оказанию мед. и лекарственной помощи населению;
7. порядок отпуска ЛС (по рецепту, без рецепта)
8. распространенность заболевания;
9. традиции потребления ЛС;
10. вид лекарственной формы.
К факторам, формирующим предложение, относятся:
1. количество конкурирующих производителей;
2. регулирование экспорта, импорта;
3. система распределения товаров;
4. ожидаемый жизненный цикл товара;
5. размещение производства по отношению к рынку;
6. наличие источников сырья;
7. гос. заказ, его финансирование.
На ценообразование влияет также тип рынка. Применительно к вопросу ценообразования выделяют четыре основные модели рынка:
- рынок чистой конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- рынок чистой монополии.
Рынок чистой конкуренции – рынок, где очень много продавцов и множество покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Характеризуется тем, что отдельные покупатели и продавцы не оказывают большого влияния на уровень рыночных цен. Повышать цену отдельному продавцу бессмысленно. На таком рынке самые низкие цены.
При монополистической конкуренциимного покупателей и много продавцов, цены могут отличаться у разных фирм, что объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.
На олигополистическом рынке продавцов несколько, покупателей много. Рыночная цена на таком рынке определяется тем предпринимателем, у которого самые низкие цены. Изменение цен одного продавца приводит к привлечению покупателей, и на это сразу реагируют другие участники рынка.
При чистой монополиина рынке всего один продавец, который самостоятельно определяет цены своего товара на рынке, и эти цены могут быть достаточно высокими.