Условия и причины возникновения рынка. функции рынка
В узком смысле рынок- обмен товаров и услуг, организованный по законам товарного производства и обращения. Важнейшим условием возникновения рынка являлось общественное разделение труда, т. е. специализация производственной деятельности, которая сопровождается ростом производительности труда.
Причины становления рынка:
1.экономическое обособление товаропроизводителей (Включает обособление производственных факторов одного хозяйствующего субъекта от другого, осуществление воспроизводства за счет средств, полученных от реализации своей продукции. Принцип покрытия расходов за счет собственных доходов.);
2.реализация общественных связей между производителями через товарный обмен продуктами своего труда и регулируемость обмена.
В широком смысле рынок - саморегулирующаяся система, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Его функционирование основано на принципе свободы экономической деятельности и регулируется объективными рыночными законами.
Характерные черты свободного рынка:
1.лицо свободного рынка определяет частная собственность;
2.имеет место полная свобода предпринимательского и потребительского выбора;
3.основной мотив деятельности рыночных субъектов – личный интерес;
4.стремление рыночных субъектов к реализации личного интереса порождает конкуренцию;
5.ни один из субъектов свободного рынка не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими субъектами;
6.признак свободного рынка – отсутствие сколь-нибудь значительного воздействия государства на ход хозяйственной деятельности
Функции рынка.
1.Рынок – совершенный инструмент саморегулирования товарного производства. Рынок оперативно реагирует на изменение ситуации, т.е. если спрос на товары растет, производитель увеличивает цену на него и в тоже время наращивает объемы производства. При этом насыщение рынка товарами постепенно снижает спрос и соответственно снижается цена. В этом проявляется действие закона спроса и предложения.
2.Рынок оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности производства и побуждает товаропроизводителей создавать продукцию с наименьшими затратами.
3.Рынок обеспечивает окончательное признание обществом значимости произведенного продукта и затраченного на него труда.
4.Рынок представляет собой богатый источник информации необходимой субъектам рынка. Рыночная информация воплощена в ценах.
5.Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство от экономически слабых и не жизнеспособных субъектов.
6.Посредническая функция (сводит продавцов и покупателей).
7.Регулирующая функция (распределяющие факторы).