Закономерности и факторы территориальной организации сферы обслуживания
Сфера обслуживания и преобразование народногохозяйства России наоснове рыночной экономики
Преобразование хозяйства на основе рыночной экономики в перспективе должно обеспечить значительное развитие сферы обслуживания в отношении количества и качества как платных, так и «бесплатных» услуг для населения — при условии роста ВНП на душу населения и объ.ема его, выделяемого в общественный фонд потребления.
В отношении такой существенной услуги, как торговля, можно видеть яркие позитивные изменения уже в первые годы реформ в России. Заметно расширилась и стала разнообразнее по формам и облику ссеть торговых предприятий, чрезвычайно расширился ассортимент товаров, в том числе импортных. И впервые за многие годы платежеспособныйспрос стал удовлетворяться полностью — и по количеству и по ассортименту. Эта отрасль услуг уже наиболее приватизирована (к середине 1995 г. по числу предприятий — на 83%).
Но в то же время общий уровень розничного товарооборота на душу населения пока не возрос, платежеспособный спрос основной массы населения ограничен невысоким средним уровнем доходов, так как общий объем производства материальных благ, а значит, и ВНП, за последние годы не рос, а сокращался.
Это особенно негативно для «бесплатных» и «льготных» услуг, расходующих долю ВНП через бюджет и различные фонды. Пока снижается ВНП, такие важнейшие потребности общества, как всеобщее бесплатное образование и основная медицинская помощь для всех, получают пока меньше финансовых и материальных ресурсов, чем ранее, и испытывают большие трудности. Это относится и к ряду других сохраняемых льгот по услугам (для малообеспеченных и многодетных семей, школьников, инвалидов и др.). Следует ожидать, однако, сохранения и постепенного возрастания всех такого рода социальных услуг в обозримом будущем. Появившиеся новые формы — платные частные школы, лечебные и оздоровительные центры и др. — тоже, несомненно, должны и будут развиваться и множиться, но как дополнение к основной системе социальных общедоступных услуг.
Особая ситуация сложилась в отношении жилищного обслуживания для большинства населения. До реформ, как известно, преобладающую часть (а для некоторых категорий населения — 100%) стоимости содержания жилья брало на себя государство, что было крупнейшей по стоимости «льготной» услугой в бывшем СССР. Теперь это платная услуга, как во всем мире, и постепенно год за годом плата за нее все более при ближается к ее реальной стоимости, как и должно быть. Конечно, это не благоприятно отражается на жизненном уровне населения, но в той или иной мере компенсируется (зарплата, пенсия и пр.), что с ростом произ водства, несомненно, будет усиливаться.
Закономерности и факторы территориальной организации сферы обслуживания
География сферы обслуживания изучает территориальные различия по требностей в услугах и уровень их удовлетворения, а также проблемы пространственной организации этой сферы в целом и ее отраслей в разных природных, социальных, экономических и демографических условиях, при разных формах расселения.
На объем потребления услуг в разной мере воздействуют следующие факторы: 1) уровень денежных доходов населения (для удовлетворения платных услуг) и объем общественных фондов потребления, выделяемых государством из национального дохода; 2) нуждаемость населения и услугах, определяемая уже достигнутым материальным и культурным уровнем жизни населения; 3) природные факторы, главным образом климатические, обусловливающие различную потребность в отоплении, наборе одежды и обуви, рекреационном обслуживании, развитии пассажирского транспорта и др. (достаточно отметить, что, например, стоимость содержания сферы обслуживания на одного жителя в «холодной» зоне Сибири вдвое превосходит текущие затраты в «умеренно холодной», а в «экстремально суровой» зоне Крайнего Севера — в 4 раза); 4) условия и режим труда различных групп населения; 5) состав населения по полу и возрасту, семейному положению, профессиям, уровню рождаемости и смертности; 6) национальные и региональные традиции образа жизни; 7) развитие дорожной сети, ее качество и густота; 8) особенности расселения.
Последние два фактора — главные для территориальной организации сферы обслуживания. Они определяют различную доступность услуг для населения (по расстояниям до учреждений обслуживания). Необходимо учитывать и особенности потребленияуслуг.
1. Большинство видов услуг отличается тем, что место и время их производства и потребления совпадают (посещение врача, покупка товаров, обед в столовой и т. д.). Значит, соответствующие учреждения следует размещать по возможности ближе к месту жительства или работы трудящихся или на обычных трассах перемещения населения. Но для фибрик-прачечных, химчисток, крупных ремонтных предприятий целесообразно территориальное разделение функций « приема » заказов на ус-лугу и места выполнения работы.
2. Есть услуги, необходимые всем и всегда (жилищное обслуживание, радио и телевидение, свежие газеты, покупка продуктов), многим и всегда (общественное питание по месту работы или учебы, пассажирский транспорт), всегда, но не всем (школьное обслуживание или детские учреждения, нужные только семьям, которые имеют детей, отдельным категориям граждан, дома для престарелых и инвалидов и др.), не всем и иногда (больницы, т. е. госпитализация, автосервис, туристские базы И т. д.). Всем этим определяются густота сети учреждений, их размеры, ассортиментуслуг.
3. Все услуги можно разделить на повседневные, периодические, эпи-ические. Для первых двух важна близость их к месту жительства или оты потребителя, а для последних — размер учреждений и полнота ора товаров и услуг.
1. Для большинства услуг характерны колебания потребности в них ми нремени, иногда резкие: в пределах суток — «часы пик» — на транспорте, в общественном питании и торговле; недели — бани и другие питовые предприятия, зрелищные учреждения; года — отпускные и школьные каникулярные мероприятия, нагрузка на почту, телеграф и предпраздничные дни и т. д. Такие значительные по масштабам изме-■ия — «пульсации» — требуют соответствующего «маневрирования» рами и материальными фондами, часто в масштабе всей страны фимер, для обслуживания десятков миллионов курортников и туристов летом). 5. Для каждого вида услуг существуют минимальные и оптимальные (в отношении качества работы и экономичности) размеры предприятий. Укрупнение последних в большинстве случаев способствует повышению качества и разнообразия услуг, удешевляет их стоимость, но одновременно и «отдаляет» такие учреждения от места жительства значительной части потребителей, увеличивает затраты времени. Это надо учитывать в зависимости от вида услуг.
6. Многие виды обслуживания могут быть территориально организованы в разных формах: «услуга идет к человеку» (доставка на дом или по месту работы) или «человек идет за услугой». Доставка на дом может быть постоянной, периодической или эпизодической — в зависимости от потребностей и возможностей; доступность стационарных учреждений зависит от расстояния и наличия транспорта.
Все это существенные критерии территориальной организации сферы обслуживания.