Теории экономического регулирования
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Поэтому неудивительно, что на смену меркантилизму в конце XVIII в. пришли идеи экономического либерализма, негативно оценивавшие государственное вмешательство в экономику. Эти идеи обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов". Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес - стремление к прибыли. Он считал, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства - придерживаться принципа нейтральности государства. Оно должно воздерживаться от влияния на экономические субъекты, действующие в условиях конкуренции, и стараться свести к минимуму негативные результаты своей собственной деятельности.
Классическая модель либеральной рыночной экономики, предложенная А.Смитом и развитая его последователями, - безраздельное господство частной собственности и свободной, "совершенной" конкуренции; распределение богатства должно учитывать неравенство способностей людей и величину вклада каждого в производство, стимулировать увеличение производства и рост его эффективности (обеспечение максимума прибыли). Неравенство в распределении доходов в условиях свободной конкуренции является естественным, именно отсутствие его может подорвать рыночную систему. Это неравенство графически изображается с помощью кривой Лоренца - кривой, показывающей распределение доходов по группам населения. Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей.
А.Смит не ответил на один важный вопрос - как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабе страны. Эту проблему попытался разрешить французский экономист Ж.Б.Сэй, предложив свой "закон рынка" - предложение само создает спрос. Но этот макроэкономический принцип не нашел подтверждения в условиях денежного обращения, он верен только для бартерной торговли.
Неоклассики, используя этот закон, распространили его действие на всю макроэкономику. Они утверждали, что "закон рынка" обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, экономические кризисы невозможны), сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную занятость рабочей силы (исключается безработица), а уровень процента, устанавливающийся в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и инвестиций, делая выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Однако эта красивая теоретическая концепция оказалась верной только на бумаге. Она не выдержала сурового испытания на практике, что подтвердил экономический кризис 1929 - 1933 гг.
Возникла необходимость в обновлении экономической теории и поиске нового макроэкономического регулятора. Что же было отвергнуто в экономической теории и что нового появилось взамен признанного ошибочным?
К середине 30-х годов стало очевидно, что стихийная рыночная экономика не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, избавить общество от кризисов и безработицы. К тому же в обществе, как оказалось, имеет место не "чистая" и "совершенная" конкуренция, а монополистическая, т.е. "несовершенная".
Оказалось, что норма процента не может автоматически поддерживать общую сбалансированность потока сбережений и потока инвестиций, потому что обладатели сбережений и инвесторы имеют разные планы и мотивы действий. Так, в домашних хозяйствах свободные денежные средства не идут на инвестиции, а расходуются на разнообразные нужды семьи (накопления для крупных покупок, образование детей, страхование жизни и имущества, запасы на непредвиденные случаи и т.д.). Кроме того, величина инвестиций зависит не только от нормы процента, но и от нормы прибыли и фазы делового цикла (спада или подъема).
Несостоятельным оказался также тезис о том, что система рыночных отношений способна как бы автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы макроспроса и макропредложения. С отменой золотого стандарта и в условиях господства монополий эта связь перестала действовать.
В 30-е годы XX в. на Западе назрел и был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новой модели регулирования национальной экономики, призванной спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений. Этот переворот связан с именем Джона Кейнса, который обосновал теорию о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте - хозяйствующем субъекте.
При использовании государственного регулятора управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы в отличие от рыночного регулятора, когда хозяйственные решения принимаются на уровне микроэкономики в интересах фирм и домашних хозяйств. Управление строится по вертикали сверху вниз от государства к фирмам и домашним хозяйствам с использованием внеэкономического принуждения (налоги, таможенные сборы и пр.), а рыночный регулятор оказывает воздействие лишь на горизонтальные, партнерские отношения между фирмами на договорных началах и материальных интересах. -
Иными словами, кейнсианская трактовка макроэкономикисостоит в том, что экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов; признается ведущая роль государства как экономического института в регулировании национального хозяйства, на государство возлагаются экономические функции, в частности фискальная и кредитно-денежная политика.
Сущность кейнсианской революции состоит также в принципе "эффективного спроса", признанного основополагающим фактором регулирования экономики. Эффективный спрос - платежеспособный спрос, ведущий к росту доходов и населения, и фирм. Достигается за счет государственных мер по обеспечению увеличения общего объема совокупного спроса. Государство оказывает влияние на повышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита, осуществляя расходы на социальные цели. Главный инструмент развития спроса - поощрение инвестиционной активности.
Мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно и доходов) во многих смежных отраслях, поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и пр. Расширение инвестиций ведет к росту занятости, а потому и дохода общества, а тем самым - к повышению потребительского спроса.
Эти новые теоретические принципы были положены в основу социально-экономической политики правительств ведущих западных стран после второй мировой войны и принесли неплохие результаты, особенно в социальной области. Правительства впервые объявили своей важнейшей целью "борьбу против бедности" и достижение "всеобщего благосостояния". В итоге в западных странах сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированный.
Основные черты модели социально ориентированной экономикиследующие: плюрализм форм собственности и необходимость государственного сектора экономики; создание государством условий для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения путем перераспределения личных доходов с помощью налогов; социальная опора гражданского общества - это так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов), составляющий 70-80 % всего населения и обеспечивающий социальную стабильность общества. Для оценки достигнутых результатов социально ориентированной экономики в ООН был разработан обобщающий показатель - индекс человеческого развития. Этот показатель определяется как средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования людей 25 лет и старше. Рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трех показателей, достигнутых как наивысшие в мире.
Итак, государству удается добиться того, что было недоступно рынку -максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но оно добивается этого доступными ему средствами - увеличением налогов и перераспределением доходов субъектов рынка, что отрицательно сказывается на материальном стимулировании товаропроизводителей и подрывает экономические источники социального прогресса.
В середине 70-х годов проявились уязвимые места кейнсианской теории. Допускаемый кейнсианством дефицит государственного бюджета, обеспечивающий увеличение совокупного спроса, разрешалось покрывать за счет денежной эмиссии, что вызывало усиление инфляции, а для увеличения государственных доходов - вводить большие налоги, подрывавшие материальную заинтересованность работников и предпринимателей. В итоге сложилась парадоксальная ситуация - сочетание кризисного застоя с инфляцией, - получившая название стагфляции.
Рецепты преодоления стагфляции, имевшие антикейнсианскую направленность, т.е. предлагавшие вновь ограничить вмешательство государства в экономику и уповать на устойчивость рыночного хозяйства, были разработаны неоконсерваторами, образовавшими три школы: монетаризма, теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий. Монетаризм - экономическая теория, основанная на тезисе об определяющей роли денежной, массы, находящейся в обращении, в осуществлении политики стабилизации; экономики, ее функционирования и развития. Теория экономики предложения - экономическая теория, подчеркивающая необходимость увеличения совокупного предложения в качестве средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Теория рациональных ожиданий - гипотеза, согласно которой фирмы и домохозяйства ожидают, что кредитно-денежная и бюджетная политика окажет какое-то определенное влияние на экономику и, руководствуясь собственной выгодой, принимают меры, делающие эту политику неэффективной.
Все три школы неоконсерваторов разработали модель макроэкономического регулирования. В ее основе было возрождение рыночного саморегулирования и стимулирование частного предпринимательства. Эта модель - прямая противоположность кейнсианству.
Так, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, поэтому для обеспечения соответствия между денежным спросом и денежным предложением необходимо постепенно увеличивать количество денег в обращении. Следовательно, государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением, бюджетное и налоговое регулирование исключается.
Основополагающий принцип теории экономики предложения - эффективное предложение (а не спрос, как у Дж. Кейнса). Согласно этой модели правительствам рекомендовалось жестко ограничить предложение денег и выдачу кредитов, сократить денежную эмиссию, урезать социальные программы, снизить налоги на заработную плату и прибыль для стимулирования инвестиции, свернуть планирование и ограничить государственное регулирование экономики, провести частичную приватизацию госсобственности, снизить бюджетный дефицит. Стимулирование предложения происходит в результате использования мер, направленных на снижение издержек производства,- что приводит к понижению инфляционных ожиданий людей и преодолению инфляции не за счет безработицы, а благодаря поведению субъектов рынка.
В середине 70-х годов эти рекомендации неоконсерваторов были взяты на вооружение правительствами США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств. Уменьшение вмешательства государства в экономику через сокращение госсектора, планирования, социальных программ привело к уменьшению дефицита государственного бюджета, сокращению денег в обращении и снижению инфляции, некоторому ускорению темпов экономического роста.
Но на рубеже 70-80-х годов разразился новый мировой экономический кризис. И опять жизнь поставила вопрос: какой хозяйственный механизм лучше - государственный (кейнсианский) или рыночный (неоконсервативный). Этот разрыв и противопоставление были преодолены школой "великого неоклассического синтеза" П.Самуэльсона. Им была разработана теория смешанной экономики - теория, соединяющая устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов. В зависимости от состояния экономики предлагалось использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоявших на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
Такое смешанное управление позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость и стабильность экономического роста. Кроме того, новый регулятор, объединивший в себе регулирующие силы рынка и государства, способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Таким способом преодолевается асимметричность концепции эффективного спроса кейнсианства и концепции эффективного предложения неоконсерваторов. Лучшим регулятором авторы этой теории считают денежно-кредитные методы. Они не преувеличивают регулирующие возможности рынка и считают, что по мере усложнения экономических взаимосвязей и отношений необходимо совершенствовать и активно использовать различные методы государственного регулирования.