Экономические цели и функции государства
Экономическими целями,стоящими перед государством на современном этапе, являются:
• повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
• обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
• усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной
конкурентоспособности России и ее регионов;
• развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной
мобильности населения;
• улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
К важнейшим экономическим функциямгосударства относятся:
• формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход
экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
• регулирование кредитно-денежной системы страны;
• развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий
монополизма;
• защита и охрана всех видов собственности;
• формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение
судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
• помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
• регулирование трудовых отношений в стране;
• охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
• контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику;
• регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
• размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации
функций государства;
• сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:
• увеличение объемов производства материальных благ;
• обеспечение более высокого уровня жизни;
• стабильный уровень цен;
• справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
• перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
• организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на
равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
• охрана окружающей среды.
Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.
2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез
ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот
рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила
вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут
основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю
щие ваш ответ.
Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они закреплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других нормативных правовых актах.
Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного языка, по условиям которого должна была пройти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определенную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны — гражданка К. и организаторы курсов — были свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.
Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регулирующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлением в суд.
3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде
лаешь», — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама.
А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный
разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы
вы обосновали свою позицию?
Под понятием трудпринято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой деятельности создается экономическая основа общества.
Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, тунеядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:
«Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).
«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).
«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).
«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Писарев).
БИЛЕТ № 25
Мышление и речь.
Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Мышление— это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.).
Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.
Понятие— это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).
Суждение— это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, которое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России».
Умозаключение— это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.
Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:
• индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;
• дедукции, то есть вывода от общего к частному;
• анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на со
ставные части и воссоединения целого из частей;
• в создании гипотез, теорий и т.д.
Речь— это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).
Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную(подразумевающую говорениеи слушание)и письменную (письмои чтение).
2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары,
снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной
проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы
существуют в мире?
Этот факт свидетельствует об обострении проблемы «Север-Юг» — именно так называют рост экономического отставания стран третьего мира от ведущих государств Запада. Как правило, отставание связано с тяжелой демографической ситуацией в этих странах, а именно быстрым увеличением населения, что резко обостряет все проблемы и прежде всего проблему продовольствия.
В истории экономической науки было сформулировано несколько причин слабого экономического развития:
1) темпы роста населения выше темпов экономического роста. Эту причину
сформулировал английский экономист Томас Мальтус (1766-1834), но она не
сколько раз подвергалась критике и не всегда соответствовала действительности;
2) политическая нестабильность прямо отражается на инвестиционном процессе и
значительно замедляет или даже приостанавливает экономический рост;
3) неверная ошибочная экономическая политика правительства (неразумная налоговая политика и др.);
4) географические, исторические и культурные особенности страны (например,
недостаток земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.
Глобальными проблемами современности принято считать те проблемы, решение
которых возможно лишь в глобальном, т.е. мировом масштабе. От их решения зависят перспективы развития человечества. К числу глобальных проблем относятся проблемы экологии, здравоохранения, войны и мира, международного терроризма, возобновляемое™ энергетических ресурсов, продовольственная, сырьевая, демографическая проблемы, преодоление отсталости стран и народов, освоение Космоса и мирового океана, обеспечение достойного будущего человечества и т.д.
3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы
ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы
предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?
Для более успешного поиска работы необходимо правильно составить резюме. Резюме — это характеристика человека, составленная им самим, представляемая в организацию при поиске работы. Единой стандартной формы резюме не существует. Оно, как правило, составляется на одной странице в произвольной форме и содержит следующую информацию:
1) фамилия, имя, отчество,
2) год рождения,
3) контактные телефоны,
4) на какую работу рассчитываете,
5) образование,
6) есть ли опыт работы,
7) дополнительное образование (курсы, тренинги и др.),
8) какие дополнительные навыки имеются (умение владеть персональным компьютером, степень владения иностранными языками и др.),
9) желательно указать несколько своих личностных черт, которые помогают достигать нужных результатов в работе.
БИЛЕТ № 26