Перечень вопросов к зачету по дисциплине 14 страница
Цель истинного федерализма — обеспечить осознанное стремление каждого региона быть частью единого государства. Одной из основных задач государственной региональной политики должна стать поддержка местных преобразований, создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект РФ максимально использовал свой внутренний потенциал.
Почти 40% российских земель непригодны для жизни. В районах вечной мерзлоты проживают 26,7 млн. человек. Российские северные регионы на 80% обеспечивают всю страну рыбой и морепродуктами, на 2/3 — лесом. Здесь содержатся основные природные запасы углеводорода, фосфора, алюминия, газа, кобальта, меди, никеля. Здесь добываются 100% российских алмазов и 75% ценной на мировом рынке нефти.
Но ремонт теплотрасс, строительство, прокладка дорог и поддержание их в рабочем состоянии и т.п. обходятся казне в 6 раз дороже, чем на остальной территории России. Для того чтобы содержать одного человека в северных регионах, государству нужно тратить от 16 до 23 тыс. руб. в месяц (в среднем по России — 5 тыс. руб.), устанавливать надбавки к зарплате за трудные условия и пенсии, а также обеспечивать северный завоз продуктов и материалов.
В СССР была разработана программа освоения экономики Севера, однако в рыночных условиях необходима новая программа при непосредственном участии государства. Без государственного участия и при высоких издержках на северную продукцию экономика этих областей может быть разрушена.
1 Более подробно см.: Кормишкин Е.Д. Экономическая безопасность региона: теория, методология, практика. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2002.
Местные бюджеты ряда государств наделены очень высокой финансовой автономией, т.е. практически не зависят или слабо зависят от бюджета государства. Это Исландия, США, Люксембург, Испания, Австрия, Швейцария, Швеция. В указанных странах финансовая автономия местных бюджетов лежит в интервале от 99,2 до 72,8%.
В ФРГ, Японии, Франции, Финляндии, Бельгии, Австралии и Дании финансовая автономия местных бюджетов колеблется от 68 до 56%.
В ряде стран местные бюджеты при формировании своих текущих доходов в решающей степени зависят от трансфертов из бюджета центральной администрации. Это Нидерланды, Италия, Ирландия, Канада, Португалия.
Здесь трансферты составляют от 80 до 62% текущих доходов. Трансфертное финансирование местных бюджетов со стороны центральной администрации свидетельствует об интенсивном перераспределении национального дохода через бюджетные каналы в целях устранения диспропорций в развитии регионов.
Вторым важным показателем централизации/децентрализации бюджетной системы является доля трансфертов бюджета центрального правительства в бюджеты местных органов власти.
По их удельному весу в текущих доходах названных бюджетов судят о степени их зависимости от центральной администрации.
Обратным показателем служит степень финансовой автономии местных бюджетов от бюджета центральной администрации. Она рассчитывается делением собственных (закрепленных) доходов местного бюджета на его текущие доходы и выражается в процентах.
Собственные доходы местных бюджетов в этих странах не входят в состав доходов вышестоящих бюджетов и, таким образом, не регулируются сверху.
В реальной ситуации, сложившейся с местными автономиями в России, может помочь опыт финансового регулирования отношений «центра» и «периферии» таких федеративных государств с развитой рыночной экономикой, как США, ФРГ, Швейцария и Австрия.
В немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала. Так, в 1997 г. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Свердловская, Нижегородская, Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа обеспечили 66% доходов в федеральный бюджет1.
Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
Рейтинговые различия регионов. Начало XXI в. характеризуется некоторым ростом российской экономики, однако диспропорции в развитии регионов сохраняются (табл. 7.1). В табл. 7.2 приводятся данные по первым 20 регионам с наибольшей концентрацией доходов населения.
Из таблиц видно, что на долю первых 20 регионов с наибольшей концентрацией доходов приходится 65% всех доходов, причем 25% — на Москву. Этот дисбаланс вызывает социально-экономическую напряженность населения. Данные по безработице приводятся в табл. 7.3. Москва является наиболее привлекательным инвестиционным регионом, предоставляющим максимальные возможности при минимальном риске. Ее потенциал составляет 17% всего инвестиционного потенциала России.
Таблица 7.1. Рейтинг регионов по инвестициям в основной капитал в 2007 г.
Рейтинг инвести-ционного потенциал. | Регион | Инвестиции, млн руб |
Тюменская область | ||
Москва | ||
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра | ||
Московская область | ||
Санкт-Петербург | ||
Ямало-Ненецкий автономный округ | ||
Краснодарский край | ||
Республика Татарстан | ||
Свердловская область | ||
Республика Башкортостан | ||
Ленинградская область | ||
Самарская область | ||
Ростовская область | ||
Сахалинская область | ||
Республика Саха (Якутия) | ||
Челябинская область | ||
Иркутская область | ||
Архангельская область | ||
Нижегородская область | ||
Красноярский край |
Таблица 7.2. Рейтинг ежемесячных среднедушевых денежных доходов в 2007 г.
Рейтинг доходов | Регион | Среднедушевой денежный доход, руб. |
Москва | 34539,0 | |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 32046,5 | |
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра | 27289,6 | |
Чукотский автономный округ | 27112,3 | |
Тюменская область | 22688,2 | |
Сахалинская область | 20270,3 | |
Санкт-Петербург | 16965,9 | |
Магаданская область | 15927,9 | |
Республика Саха (Якутия) | 15759,9 | |
Камчатский край | 15553,4 | |
Мурманская область | 15159,3 | |
Хабаровский край | 14675,3 | |
Московская область | 14390,2 | |
Свердловская область | 14342,4 | |
Самарская область | 14034,1 | |
Пермский край | 13346,2 | |
Красноярский край | 12436,7 | |
Томская область | 11815,3 | |
Кемеровская область | 11633,0 | |
Республика Татарстан | 11623,1 |
Таблица 7.3. Рейтинг безработицы, 2006 г.
Рейтинг безрабо-тицы | Регион | Численность экономичес. активного населения, тыс. чел. | В том числе безработ-ных, тыс.чел | Уровень безработицы, % |
Чеченская Республика | 459,8 | 307,5 | 66,9 | |
Республика Ингушетия | 132,5 | 77,6 | 58,5 | |
Республика Дагестан | 1206,2 | 269,1 | 22,3 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 442,8 | 91,6 | 20,7 | |
Республика Тыва | 128,1 | 26,3 | 20,5 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 198,4 | 38,5 | 19,4 | |
Республика Калмыкия | 142,9 | 23,8 | 16,7 | |
Республика Адыгея | 201,9 | 27,6 | 13,7 | |
Республика Бурятия | 451,0 | 60,7 | 13,4 | |
Курганская область | 477,8 | 59,4 | 12,4 | |
Республика Коми | 547,3 | 67,6 | 12,4 | |
Республика Алтай | 95,2 | 11,0 | 11,6 | |
Владимирская область | 792,0 | 86,1 | 10,9 | |
Республика Марий Эл | 361,9 | 36,9 | 10,2 | |
Красноярский край | 1551,3 | 153,3 | 9,9 |
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007. С. 100.
7.2. Экономическое и социальное положение регионов России
Индикаторы экономической безопасности. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, некоторые экономисты предлагают специальную разработку показателей для регионов1.
В методологическом аспекте это неверная постановка вопроса. По сути, внешние и внутренние угрозы и индикаторы экономической безопасности такие же, как на федеральном уровне. Однако индикаторы и оценка состояния ситуаций в экономической и социальной сферах регионов — это не одно и то же.
Индикатор — это количественный показатель, на основе которого оценивается ситуация в регионе. Далее с учетом индикаторов разрабатываются и обосновываются программно-целевые мероприятия по обеспечению экономической безопасности региона.
Методологически правильным представляется рассмотрение и сравнение предельных разработанных индикаторов экономической безопасности и фактического положения в России в целом и в регионах.
1 См.: Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. С. 378.
Однако в каждом регионе есть свои особенности:
• неотрегулированность имущественных и межбюджетных отношений создает возможность для разного рода правовых нарушений и становится предметом конфликтов между Федерацией и ее субъектами, а это создает непосредственную угрозу экономической безопасности региона;
• федеральные власти используют перераспределительные функции в системе финансового обеспечения регионов (изъятие у сильных регионов и передача слабым). Это, во-первых, усиливает противоречия регионов и центра, во-вторых, недовольны оказываются и регионы-доноры, и регионы-реципиенты;
• во многих регионах экологическая ситуация неблагоприятная. Это приводит к увеличению техногенных нагрузок.
Особенность системы индикаторов экономической безопасности на региональном уровне — это использование показателей «объем валового регионального продукта (ВРП) в текущих ценах на душу населения», или «темпы роста ВРП в процентах к тому же периоду прошлого года», или «доля новых видов продукции в общем объеме выпуска в процентах» и др.
Исходя из такой системы индикаторов Е.В. Коротковский провел анализ ситуации в Саратовской области, который показал, что данный регион по уровню экономической безопасности занимает 6—8-е место среди областей и республик Приволжского федерального округа. Это свидетельствует о том, что необходима выработка стратегии обеспечения экономической безопасности области1. Более того, по этим показателям можно судить об эффективности управления регионом.
Каждый из основных индикаторов экономической безопасности связан с оценкой угроз и кризисной ситуации в определенной сфере экономики.
Критические значения экономических показателей безопасности не всегда свидетельствуют о полном крахе экономики в целом или отдельных ее областей. Они прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления в целях изменения опасных тенденций.
Представленные в табл. 7.4 пороговые значения показателей позволяют сделать вывод о чрезвычайности ситуации в экономике России и Дагестана. Видно, что в Республике Дагестан соотношение пороговых и фактических значений показателей находится на пределе, за которым уже не кризис ситуации, а распад экономики и деградация.
Приведенные в табл. 7.4 данные являются серьезным сигналом для принятия чрезвычайных мер в области развития экономики республики, и прежде всего это касается создания общефедеральных условий для преодоления кризиса, условий, обеспечивающих не просто выживание, а возобновление экономического роста и социального подъема.
1 Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К.А. Ху-биева. М.: ТЕИС, 2004. С. 324-333.
Таблица 7.4. Сопоставление уровней пороговых значений показателей экономической безопасности по Российской Федерации и Республике Дагестан
Показатель | Пороговое значение (аналитическая оценка) | Фактическое значение | Соотношение порогового и фактического значений | ||
Российская Федерация | Дагестан | Российская Федерация | Дагестан | ||
Объем ВВП (на душу населения), % от среднемирового | 0,25 | 0,12 | |||
Объем инвестиций, % к ВВП | 0,60 | 0,30 | |||
Доля людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, % | 20-25 | 30-35 | 0,30 | 0,20 | |
Разрыв между доходами 10% самых высокод. групп и 10% самых низкодох. групп, раз | 0,50 | 0,35 | |||
Уровень безработицы, % | 9-11 | 15-20 | 0,80 | 0,60 | |
Расходы на образование, % к ВВП | 1,0 | 0,5 | 0,1 | 0,05 | |
Уровень спада производства, раз | 0,60 | 0,50 |
Источник: Данные результатов аналитической оценки (на основе зарубежного опыта) ученых, а также специалистов Совета Безопасности РФ; Мирзабеков A.M. Регионы — экономика — стратегия — безопасность. М.: Центрполиграф, 1998.
Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости.
Поэтому совершенно не ясно, например, что означает превышение отдельных предельно допустимых уровней — либо уже созданы условия экономического краха, но пока не ощущаются его последствия, либо нет информации о реальном положении дел в стране (поскольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому нельзя сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны в целом и регионов в частности.
Региональная безработица. В связи с изменением отраслевой структуры занятости — уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности (особенно в машиностроении и легкой промышленности) — обострились региональные проблемы занятости.
В 47 субъектах РФ безработица превышает средний уровень по стране, а в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
В тех регионах, где среди безработных преобладают высокообразованные женщины предпенсионного возраста, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где безработица очень остра, численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.
По остроте зарегистрированной безработицы в России отмечаются Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская Республика, данные по которой Федеральная служба занятости не собирает.
Для этих регионов характерны высокий уровень безработицы, высокие темпы его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большая напряженность на рынке труда. При этом самая высокая безработица отмечается в Ингушетии и
Северной Осетии, и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов.
Есть регионы с наименее острой безработицей. В них уровень безработицы и темпы ее роста ниже среднероссийских, да и напряженность на рынке труда невысока. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО.
Интересно, что в эту группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность).
В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.
В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тыва, Карачаево-Черкессия и т.п.). Здесь на рынке труда постоянно представлена большая численность молодежи, тогда как число рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается.
В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). Здесь безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, это депрессивные регионы, где преобладают наиболее кризисные отрасли: легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 1980-х годов.
К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и другие области, а также республики Удмуртия, Мордовия, Марий Эл.
Сельская местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большую массу безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что эти прогнозы не оправдались.
Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, так как свободных рабочих мест здесь практически нет.
Сельская безработица наблюдается в основном в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и другие области).
Резюме
1. Отход государства в 1991 г. от централизованно-плановой экономики привел к росту регионального монополизма. Государство несет потери от продажи стратегического сырья по демпинговым ценам в результате обострения конкуренции среди отечественных экспортеров. Наметилась устойчивая и неблагоприятная тенденция усиления дифференциации в уровнях доходов по регионам России.
2. Необходимо решить две проблемы: достичь равномерности в получении средств всеми субъектами РФ для решения текущих задач; выровнять финансово-экономические потенциалы регионов.
3. На региональном уровне внешние и внутренние экономические угрозы и индикаторы экономической безопасности те же, что на федеральном уровне. Методологически правильным представляется рассмотрение и сравнение предельных индикаторов в разрезе регионов и Российской Федерации в целом.
Ключевые понятия
Региональная политика
Межрегиональные связи
Экономическая безопасность региона
Региональный монополизм
Внутренняя миграция
Региональные кризисы
Регионы-реципиенты
Регионы-доноры
Ранжирование регионов
Межрегиональные связи
Региональная безработица
Вопросы для самопроверки
1. Для чего необходима региональная политика?
2. Что собой представляют межрегиональные связи?
3. Каковы особенности экономической безопасности регионов?
4. В чем состоят особенности регионального монополизма?
5. При каких обстоятельствах возникает внутренняя миграция?
6.В чем состоят особенности региональных кризисов?
7.Что такое регионы-реципиенты и регионы-доноры?
8. Почему необходимо ранжировать регионы?
9. Зачем нужны межрегиональные и межотраслевые связи?
10. В чем состоят особенности северных регионов?
11. При каких обстоятельствах возникает региональная безработица?
Глава 8
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
8.1. Финансовое равновесие как фактор экономической безопасности государства
Финансовый рынок и экономика.
Финансовая система — это совокупность финансовых отношении, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств1.
Финансовый рынок считается элементом преимущественно рыночной экономики, так как в жестко централизованной экономике вопросы финансирования были монополией государства и финансовый рынок практически отсутствовал.
Поэтому при переходе к рыночной экономике одной из главных задач реформ в России было построение эффективного финансового сектора, который бы обеспечивал аккумуляцию, распределение и перераспределение денег в масштабе национальной экономики2.
Изначально финансовые рынки обслуживали прежде всего реальный сектор экономики, но со временем стали приобретать самостоятельное значение. Финансовые рынки оказывают влияние на состояние остальной экономики, а не наоборот.
Когда только 10% ежедневных валютных операций обслуживают внешнюю торговлю, то основное влияние на валютный курс оказывают уже не товарные рынки, а текущая конъюнктура финансовых рынков3.
Таким образом, состояние финансовой подсистемы во многом становится определяющим и для национальных производителей, и для всего национального хозяйства4.
Как отмечает А.А. Пороховский, виртуальный мир финансовых ресурсов в значительной мере стал функционировать обособленно от развития воспроизводственных процессов в остальной экономике.
Динамика финансового рынка нередко стала предпочитать собственное направление развития5.
1 Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозинской. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 62.
2 Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001. С. 606.
3 Теоретические проблемы переходной экономики / Под ред. В.В. Радаева. М.: ТЕИС, 2003. С. 269.
4 Более подробно см.: К оценке ситуации с банковским кредитованием реального сектора экономики // Российский экономический журнал. 2005. № 2. С. 30—38.
5 Пороховский А.А. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002. С. 36.
Воспроизводство финансово-кредитных ресурсов и активов оторвалось от кругооборота производственного капитала, произошло замыкание финансовых институтов на торгово-посреднической или финансово-посреднической деятельности1. Это угроза устойчивости финансового рынка. В условиях разбалансированности кругооборота в производственном секторе и масштабных финансовых дефицитов в товарном производстве исправить такую ситуацию можно через подключение организационных и финансовых ресурсов государства.
В российской финансовой системе ключевым фактором формирования банковских доходов стало не создание ВВП, а масштабное перераспределение добавленной стоимости из реального сектора экономики и сектора домашних хозяйств в пользу банковского сектора2.
Структура финансового рынка .
Функционирование финансового рынка осуществляется с помощью различных финансовых инструментов (табл. 8.1).
Денежный рынок — это рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (векселя, чеки и т.д.).
Таблица 8.1. Структура денежной массы (на начало года), млрд. руб.
Показатель | ||||||
Денежная масса М2 (националь. определен.) | 2134,5 | 3212,6 | 4363,3 | 6044,7 | 8995,8 | 13272,1 |
в том числе: | ||||||
наличные деньги М0 | 763,2 | 1147,0 | 1534,8 | 2009,2 | 2785,2 | 3702,2 |
безналичные средства | 1371,2 | 2065,6 | 2828,5 | 4035,4 | 6210,6 | 9569,9 |
Источник: Россия в цифрах. 2008. М., 2008. С. 368.
Денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный.
На учетном рынке основными объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя и другие краткосрочные бумаги, межбанковский рынок функционирует за
счет предоставления кредитов банками друг другу (использование временно свободных денежных средств) сроками от одного дня до пяти лет, валютный рынок обслуживает международный платежный оборот.
1 Геращенко В. В. Актуальные проблемы банковской системы // Деньги и кредит. 1999. № 1. С. 4.
2 Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К.А. Ху-биева. М.: ТЕИС, 2004. С. 492.
Рынок ссудного капитала, или рынок долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов, охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления кредитными учреждениями платных и возвратных ссуд, не связанные с оформлением таких документов, которые могли бы самостоятельно обращаться на рынке: покупаться или продаваться, погашаться.
Продавцы здесь — коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании и др., а покупатели — государственные организации, промышленные и торговые фирмы, частные лица. Рынок ссудных капиталов включает внебиржевой (первичный), биржевой оборот, а также рынок «через прилавок» — «уличный». Первичный внебиржевой оборот охватывает в основном облигации новых эмиссий. На фондовой бирже обращаются исключительно акции, а также некоторое количество ранее выпущенных облигаций, как частных, так и государственных.
Постоянные взаимные предложение и спрос на ссудный капитал создают рынок ссудных капиталов. Под механизмом его функционирования следует понимать накопление, движение, распределение и перераспределение денежного капитала под воздействием спроса и предложения, а также существующих процентных ставок.