Общие основы экономического развития 4 страница
Сдвиг кривой предложения- изменение положения кривой предложения под влиянием неценовых факторов
Эластичность предложения- способность предложения изменять свою величину под влиянием определяющих его факторов
Коэффициент эластичности предложения- показатель, характеризующий степень изменения величины предложения под влиянием изменения каждого из определяющих его факторов соответственно на 1%
Равновесие рынка- состояние рынка, когда интересы потребителей совпадают по цене и объему продаж и покупок, т.е. при равенстве спроса и предложения
Устойчивое равновесия рынка- равновесие, которое при его нарушении возвращается в исходное состояние
Равновесная (рыночная) цена- цена, установившаяся на рынке данного товаре в условиях его равновесия
2.4.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Почему кривая спроса является нисходящей?
2. Почему покупатели могут приобретать больше товаров при повышении цены на них?
3. Почему кривая предложения оказывается восходящей?
4. Существует ли связь между наклоном кривой спроса и его эластичностью?
5. Почему рыночный механизм равнодушен к финансированию нерыночного сектора?
6. При каком соотношении спроса и предложения, по вашему мнению, потребитель может оказать влияние на цену предложения?
7. Почему рыночная экономика не может обеспечить длительную социальную стабильность в обществе?
8. При каких условиях равновесная цена останется прежней при изменении доходов населения и технологии производства товаров?
9. Почему для производителей является более выгодным неэластичное предложение и удобнее - неэластичный спрос?
10. При каких экономических условиях кривая спроса, может принимать вид кривой предложения, а кривая предложения - вид кривой спроса?
11. Как рассчитываются коэффициенты эластичности спроса и эластичности предложения?
12. Под влиянием каких факторов кривая спроса, сдвигается вправо и вверх или влево и вниз? От чего зависит расстояние, на которое происходит сдвиг?
13. В каких случаях увеличение объема спроса происходит при неизменной цене товара?
14. Возможна ли ситуация, когда при наличии спроса и предложения на рынке конкретного товара равновесная цена не устанавливается и купля - продажа не происходит?
15. Почему налоги учитываются при анализе неценовых факторов индивидуального предложения и не учитываются при анализе неценовых факторов индивидуального спроса?
2.4.3. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ
1. Объясните различие между изменением спроса и изменением величины спроса и приведите причины каждого из этих изменений.
2. Имеется три потребителя данного товара - А, Б, С. На основе приведенных данных об объемах их индивидуального спроса постройте линию рыночного спроса на данный товар.
Цена (в руб. за шт.) | Объем спроса потребителя (в шт. в неделю) | ||
А | В | С | |
3. Оцените следующее утверждение и проиллюстрируйте его на графике:
"Если спрос на продукцию сельского хозяйства отличается значительной ценовой неэластичностью, то необычно большой урожай может привести к сокращению доходов фермеров".
4. Проследите через рыночный механизм экономические результаты:
а) резкого уменьшения количества рабочей силы;
б) разработки синтетических волокон, которые никогда не изнашиваются, не выгорают, не линяют.
5. Предположим, что пшеница является основным компонентом в производстве хлеба, а картофель - его заменитель, В результате засухи предложение пшеницы уменьшилось. Как это повлияет:
а) на цену пшеницы,
б) на предложение и спрос на хлеб,
в) на спрос на картофель.
6. Объясните, каким образом рыночная система служит средством обмена информацией о решениях и претворения в жизнь решений, касающихся распределения ресурсов экономики.
7. Объясните и изобразите графически влияние:
а) увеличения дохода на кривую спроса на товар низшей категории;
б) сокращения дохода не, кривую спроса на нормальный товар.
8. Предложение и спрос могут изменяться следующим образом:
а) предложение сокращается, спрос - неизменен;
б) спрос сокращается, а предложение - неизменно;
в) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;
г) спрос повышается, и предложение увеличивается;
д) спрос сокращается, и предложение сокращается;
е) предложение увеличивается, а спрос сокращается.
Как эти изменения повлияют на равновесную цену и равновесное количество продуктов на конкурентном рынке?
Варианты ответов: увеличатся, уменьшатся, останутся неизменными» будут зависеть от количественных параметров изменений в предложении и в спросе.
9. Объясните следующее утверждение:
"Закон спроса умеряет алчность продавца и является мощным защитником покупателя в рыночной экономике".
10. Объясните функцию предложения по цене исходя из закона убивающей производительности.
11. Исходные данные:
Цена (руб.) | Объем спроса (шт.) | Объем предложения (шт.) |
Определить: I) равновесную цену товара;
2) равновесный объем продаж;
3) объем продаж при цене 20 руб.;
4) объем продаж при цене 40 руб.;
5) какие последствия повлечет за собой решение правительства:
а) об установлении потолка цены в 20 руб.;
б) об установлении минимальной цены в 40 руб.
12. Исходные данные:
Функция спроса населения в данный момент времени:
QD = 10 - P
Функция предложения в данный момент времени:
QS = - 8 +5P,
где QD - объем спроса (тыс. шт.);
QS - объем предложения (тыс. шт.);
P - цена (руб.).
Определить: 1) равновесную цену; 2) равновесный объем продаж.
13. Исходные данные:
Коэффициент эластичности спроса на данный товар в январе был по цене *- 0,25, по доходу - 0,8. В марте цена товара уменьшилась на 8% а доходы населения увеличились на 5%. Общий уровень цен остался неизменным.
Определить, на сколько процентов изменится объем спроса на данный товар в марте.
14. Исходные данные:
Функция спроса на данный товар в прошлом году была:
QD = 9 - Р.
Функция предложения данного товара в прошлом году была:
QS = - 6 + 2Р,
где QD - объем спроса (тыс. шт.);
QS - объем предложения (тыс. шт.);
P - цена (руб.).
В текущем году:
а) государство ввело товарный налог, уплачиваемый продавцом, в размере 1,5 руб. за штуку;
б) государство ввело товарный налог, уплачиваемый покупателем, в размере
25% от цены, уплачиваемой покупателем.
Определить:
1) равновесную цену (с включением и без включения налога);
2) равновесный объем продаж.
15. Исходные данные:
Цена товара повысилась с 5 руб.до 6 руб. В результате этого объем спроса сократился с 8 млн. шт. в год до 7 млн. шт. Общий уровень цен не изменился.
Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене.
2.5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.5.1. ПОЛЕЗНОСТЬ И СПРОС.
ПОНЯТИЕ О ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
В данной лекции мы попробуем проанализировать формирование спроса на рынке отдельного товара. Для этого рассмотрим более внимательно поведение покупателя и попытаемся выяснить, чем он руководствуется при покупке того или иного товара, какие ставит при этом цели, сколько единиц данного товара он купит при определённых условиях.
Анализировать спрос мы будем исходя из теории предельной полезности, основы которой были заложены в работах Э. Бем-Баверка, К. Менгера, Ф. Визера, У. Джевонса, А. Маршалла. Основные положения этой теории следующие.
1. Полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления продукта или услуги.
2. Потребитель, используя свой ограниченный доход, стремится получить субъективное максимальное удовлетворение (полезность).
3. Различается общая и предельная полезность.
Общая полезность – это удовлетворение, получаемое потребителем от потребления определённого набора единиц продукта или услуги.
Предельная полезность – удовлетворение, получаемое от потребления каждой последующей единицы данного продукта или услуги.
Эта предельная полезность каждой следующей единицы товара меньше полезности предыдущей единицы, меньше увеличивает общую полезность. То есть по мере насыщения потребности, предельная полезность убывает. Графически это можно представить следующим образом:
MU TU
где TU – общая полезнос
MU – предельная полезность;
Q – общее количество товара.
Можно ли измерить предельную полезность? Существуют две точки зрения:
1. Кардиналистская (количественная): да, можно. Для измерения полезности вводится условная единица – ютиль.
2. Ординалистская ( порядковая ): нет, измерить полезность нельзя, т. к. она субъективная, но можно определить, растёт она или убывает.
Какая связь между полезностью и спросом?
Пусть полезность любой единицы денег будет одной и той же. Тогда полезность различного количества товара можно измерить в денежной форме. Сколько единиц товара купит покупатель при данной цене? Очевидно, он будет сопоставлять полезность денег с полезностью товара. Покупая товар, потребитель приобретает полезность товара и теряет полезность денег. Предположим, цена единицы товара - 5 денежных единиц. Покупая одну единицу товара, потребитель теряет полезность денег, равную 5 ден. ед., и приобретает полезность товара, равную также 5 ден. ед. Купит ли он вторую единицу товара? Полезность денег, которую он теряет от 2-ой единицы товара, равна также 5 ден. ед., но полезность, которая приобретается – уже меньше, например 4 ден. ед. (т.е. меньше на 1 ден. ед.). Следовательно, вторую единицу товара по данной цене потребитель не купит. А по 4 ден. ед.? Первая единица товара даёт покупателю + 1 ден. ед. общей полезности (- 4 + 5). Вторая единица – 0 (-4 + 4). Третья единица – убыток в 1 ден. ед. (-4 + 3).
Изменяя последовательно цену на единицу товара (3, 2, 1), получим взаимосвязь величины спроса и цены товара.
Таблица 2
Соотношение цены и объема спроса
Цена единицы товара (ден. ед.) | Объём спроса (шт.) |
P
Q
Рис. 11. Спрос на товар
Построим линию спроса потребителя (рис.11) и сравним её с графиком предельной полезности (рис. 9). Они совпадают, следовательно, линия предельной полезности является также линией спроса, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы не меняется. Предельная полезность убывает и спрос с ростом цены также убывает.
Здесь мы исходили из кардиналистского подхода, пытаясь количественно измерить полезность.
2.5.2. ИНДИВИУАЛЬНЫЙ СПРОС И СПРОС НА РЫНКЕ В ЦЕЛОМ
Как мы выяснили, спрос практически всегда уменьшается с ростом цены, но конкретная форма и характер этой закономерности индивидуальны у отдельных потребителей. Это видно на рисунке 12:
P
D3 D4
D2
D1
Q
Чем больше угол наклона кривой к оси цен, т. е. чем более полого она выглядит на рисунке, тем быстрее уменьшается спрос при одном и том же изменении цены (линия спроса D1 характеризует более сильную зависимость спроса от цены, чем линии D1, D3, D4, линия D2 – более сильную зависимость, чем D3 и D4. Линия D4 показывает, что спрос от цены вообще не зависит).
Эти индивидуальные различия спроса определяются рядом факторов экономического и неэкономического характера: различиями в уровне доходов, неодинаковостью вкусов и предпочтений (которые формируются, в свою очередь, в зависимости от национальных традиций, уровня образования, социального положения и т. д.). На наклон кривой спроса, т. е. на зависимость спроса от цены, оказывает воздействие также та доля, которую составляют в бюджете покупателя расходы на данный товар. Чем меньше эта доля, тем слабее реакция потребителя на изменение цены.
Следовательно, разные потребители предъявляют на рынке индивидуальный спрос на товар, а общий спрос на рынке при каждом значении цены равен сумме спроса отдельных потребителей. Это осуществляется путем горизонтального суммирования всех индивидуальных кривых спроса при каждом значении цены (рис. 13).
При совмещении линий индивидуального спроса линия рыночного спроса оказывается ломаной. Чем больше число покупателей, тем менее различными становятся изломы на кривой рыночного спроса. И она может быть изображена в виде гладкой вогнутой линии.
2.5.3. КОНЦЕПЦИЯ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
Спрос отдельного потребителя в современной экономической науке исследуется с помощью метода, предложенного в начале 20-го века итальянским экономистом В. Парето и углублённого в 1939 году английским экономистом Дж. Р. Хиксом. Он получил название метода кривых безразличия и основан на геометрическом совмещении двух кривых – бюджетной линии и кривых безразличия.
А) Бюджетные линии
Предположим, что потребитель (домашнее хозяйство) имеет доход в месяц 800 денежных единиц. На эти деньги он покупает множество товаров: одежду, продукты питания, обувь, услуги и т. д. Предположим, что потребитель выбирает между двумя товарами – продуктами питания и одеждой и цены товаров и доход потребителя не меняются. Если условная единица одежды стоит 80 ден. единиц, а условная единица питания – 20 ден. единиц,то в течение месяца потребитель может приобрести на доход в 800 ден. ед. 10 единиц одежды 0 единиц питания, или 9 единиц одежды и 4 единицы питания, или 0 единиц одежды и 40 единиц питания и т. д. Если данные мы перенесём на график, то получим бюджетную линию AB нашего потребителя (рис. 14).
Коли-
чество 10 A
единиц М
одежды 8 В
|
6
4 Л
2 K Г Б
10 20 30 40
Количество
единиц питания (F)
Рис. 14. Бюджетная линия.
Каждая точка на бюджетной линии – комбинация единиц одежды и продуктов питания, которую потребитель может приобрести на свой доход при данном уровне цен. Любая точка, расположенная ниже бюджетной линии на координатной плоскости (K и Л), характеризует ситуацию, когда тратится не весь доход, а точки выше бюджетной линии (М) соответствуют желаемому, но не достижимому при данном доходе и ценах уровню потребления.
Предположим, что доход потребителя понизился и составил 640 ден. единиц. Новая бюджетная линия ВГ при неизменных ценах сместится параллельно вниз от исходной линии AБ. Если бы доход потребителя увеличился, бюджетная линия сместилась бы параллельно вверх.
Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же количество раз (например, в 1,2 раза), бюджетная линия будет также параллельно сдвигаться: при росте цен – вниз, при их снижении – вверх.
Следовательно, если доход и цены одновременно пропорционально растут, положение бюджетной линии не изменится. ( В этом состоит смысл индексации доходов населения при инфляции: уровень жизни населения не меняется).
Но цены могут меняться непропорционально. Например, цены на одежду не меняются, а продукты питания становятся дешевле или дороже. Следовательно, изменение относительных цен товаров приводит к изменению наклона бюджетной линии (рис. 15 а, б).
Возьмем за исходную бюджетную линию АБ. Если цены на одежду неизменны, а цены на продукты питания снизились, бюджетная линия будет иметь вид АЕ (рис. 15а), а если повысились - АД (рис. 15а). Аналогично изменится положение бюджетной линии АБ при изменении цен на одежду (при неизменности цен на продукты питания). При росте цен на одежду мы получим бюджетную линию БД, а при снижении цен - линию БЕ (рис. 15б).
C С
Е
A A
Д
Д Б Е F Б F
а) б)
Рис. 15. Изменение положения бюджетной линии
Бюджетные линии показывают, что может себе позволить потребитель, имея определённый доход, при сложившемся уровне цен на товары. Но важно знать не только, что могут купить потребители, но и что они хотят купить.
Б) Кривые безразличия
Потребитель, располагая доходом в 800 ден. единиц, может распределять деньги между одеждой и продуктами питания так, как сам пожелает. Желания приобрести определённое количество товара отражают предпочтения потребителя и исследуются с помощью кривых безразличия.
Кривые безразличия строятся на основе результатов опросов потребителей о том, какие наборы товаров удовлетворили бы их потребности: 10 единиц одежды + 5 единиц продуктов питания или 7 единиц одежды + 12 единиц продуктов питания и т. д.? Если по субъективным оценкам потребитель получает одинаковое удовлетворение от разных наборов, говорят, что он безразличен к подобным сочетаниям товаров. Перенесём их на график (рис. 16).
C
10 a
9
8 Д
b
7
6
II c
5
c
4
d
3
e
2 I c
1
K
0
10 20 30 40 F
Рис. 16. Кривые безразличия
Кривая I с называется кривой безразличия: все точки на ней соответствуют таким комбинациям товаров, которые одинаково устраивают потребителя, дают ему одинаковое удовлетворение. Возьмём на координатной плоскости справа и выше кривой I с точку Д. По сравнению с точками a и d набор товаров в точке Д вряд ли можно назвать более предпочтительным: продуктов питания здесь больше, чем в точке а, но количество единиц одежды меньше. При сравнении с точкой d ситуация противоположная. Но по сравнению с точками b и c набор товаров в точке Д явно более предпочтительный: здесь больше и продуктов питания и одежды. Но точки b и с лежат на кривой безразличия, все точки которой с точки зрения удовлетворения потребностей эквивалентны. Следовательно, комбинация товаров в точке Д предпочтительнее любой на исходной кривой I c. Если снова провести опрос потребителя, то можно построить кривую II c, проходящую через точку Д (рис. 16).
Следовательно, любая кривая безразличия, расположенная выше и правее исходной кривой, отражает более предпочтительные, с точки зрения удовлетворения потребностей покупателя, комбинации товаров, а кривые безразличия, расположенные ниже и левее исходной кривой, отражают менее предпочтительные комбинации товаров
Если провести кривые безразличия через ряд точек на координатной плоскости, получится карта кривых безразличия, которая отражает вкусы конкретного покупателя при различных уровнях потребления. Эта карта показывает на одном графике взаимосвязь двух потребляемых товаров и полезности. Каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью, и, чем выше расположена на карте кривая безразличия, тем выше полезность, которую она отражает.
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т. к. для сохранения общей полезности набора товаров, уменьшение количества одного товара должно компенсировать увеличением количества другого товара.
При переходе от набора товаров в точке а к набору в точке b, от b к набору с и т. д. потребитель каждый раз увеличивает потребление продуктов питания, но вынужден при этом отказываться от определённого количества одежды. Количество единиц одного товара, от которого должен отказаться потребитель при приобретении дополнительной единицы другого товара, называется предельной нормой замены (или замещения – MRS).
MRSод. = .
Так как приращение потребления одного товара всегда связано с уменьшением потребления другого товара, величина MRS всегда отрицательна, её величина зависит от положения конкретной точки, в которой производится измерение, на кривой безразличия и определяется наклоном касательной, проведённой к кривой в данной точке (на рис. 16 это линия К). По мере продвижения вниз по кривой безразличия абсолютные значения предельной нормы замены уменьшаются. Это говорит о том, что чем меньше единиц одежды имеет потребитель, тем труднее ему отказаться ещё от одной единицы этого товара, и тем больше потребуется продуктов питания, чтобы компенсировать потерю единицы одежды.
В) Понятие о равновесии
Совместим на одном графике кривую безразличия и бюджетную линию (рис. 17). Очевидно, что точка соприкосновения кривой безразличия и бюджетной линии (А) отражает оптимальное соотношение двух товаров, которое и желает и может приобрести потребитель. Всё, что лежит выше точки А желательно, но недостижимо для потребителя при данном уровне цен и дохода.
C
A
F
Рис. 17
Те комбинации товаров, которые лежат ниже и левее точки А – менее предпочтительны, хотя и достижимы. Таким образом, точка А – точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия потребителя. Угол наклона кривой безразличия и угол наклона бюджетной линии в этой точке равны. Норма замены показывает, в какой пропорции потребитель желает заменить один товар другим, а соотношение цен показывает, в какой пропорции он может это сделать. В точке А эти пропорции совпадают, т. е. мотивы замены данного набора товара другим набором отсутствуют. Следовательно, это также характеризует точку А как точку равновесия потребителя.
Изменение дохода, как уже известно, приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии. Для каждой бюджетной линии можно строить кривую безразличия, имеющую с ней общую точку А. Соединив эти точки касания, мы получим линию, каждая точка которой показывает, как изменяется оптимальное соотношение потребляемых товаров при изменении дохода при постоянном уровне цен. Данная кривая называется линией " доход – потребление " (рис. 18). Она проходит через точку А1, А2, А3, А4 и т.д. (линия ДП).