Тема. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
На сегодняшний день Беларусь является государством с переходной экономикой. Для нынешней белорусской модели экономического устройства характерно сочетание административно-командных и рыночных механизмов управления экономикой при явном преобладании первых. Это обусловлено тем, что в собственности государства и под его контролем находится около 2/3 средств производства. Из процессов разгосударствления и приватизации изъяты морской, речной, железнодорожный и воздушный транспорт, многие объекты социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование и др.). Медленно реформируются колхозы, потребкооперация.
В Беларуси не сформирован средний класс - социальная основа рыночной экономики. Малый и средний бизнес находятся в стадии становления.
Социальная защита в белорусской модели построена на базе разработанных социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.
В Беларуси пока не сформировалась четко выраженная модель экономики. Она тяготеет к смешанному типу, где сочетается взаимодействие государства и рынка. В зависимости от того, как будут идти процессы преобразования отношений собственности, и какую долю в экономике будет занимать частный сектор, можно будет говорить о той или иной модели экономического устройства.
Республика Беларусь стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета народа, а также общей стратегии развития.
Исторический опыт показывает, что реформы идут успешно, если проводятся последовательно, эволюционно, без попыток методом кавалерийских атак решать сложные проблемы экономической жизни.
Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:
- сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР;
- чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
- размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ;
- неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;
- отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;
- односторонняя привязка к России по сырьевым ресурсам;
- доминирование государственной формы собственности;
- «социалистический» менталитет народа;
- несоответствие структуры производства потребностям общества;
- чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;
- глубочайший социально-экономический кризис.
Белорусская модельсоциально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она должна гарантировать высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базироваться на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Белорусская перспективная модель экономики должна включать следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества:
- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
- построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;
- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
- приоритетное развитие человеческого потенциала;
- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
- повышение эффективности производства, конкурентоспособности страны на мировых рынках;
- интенсивное внедрение высоких наукоемких и информационных технологий;
- следование мировым экологическим стандартам.
Как показывает мировой опыт, преобразования национальной экономической системы проходят в три этапа:
- стабилизационный, в течение которого преодолеваются кризисные явления в экономике;
- структурной перестройки, ориентированной на потребности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда;
- экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах.
Рынок и рыночные механизмы хозяйствования здесь рассматриваются как средства достижения поставленных целей, как стержневой рычаг существенного повышения уровня и качества жизни населения. В качестве стратегических целевых ориентиров должны выступать социальные индикаторы развития, определяемые Программами социально-экономического развития Республики Беларусь на очередную пятилетку.