В социально-экономических системах
Эффективность изменений в социально-экономических системах – экономическая категория, основанная на экономическом и социальном подходах.
Экономический подход к оценке эффективности измененийпредполагает соотношение результатов хозяйственной (производственной) деятельности организации (например, полученной прибыли) и затрат ресурсов на управление. Социальный подход к оценке эффективности управления, проектов, каких-либо изменений учитывает: 1) результат управления реализуется не только в прибыли; 2) прибыль часто выступает как опосредованный результат управления и скрывает истинную роль в его достижении; 3) затраты на управление (как и результаты) не всегда можно достаточно четко выделить, определить, рассчитать; 4) результат управления очень часто может быть не только экономическим, но и социальным, то есть социально-экономическим.
Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя - прибыли.
Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.
В обществе на управление затрачиваются значительная часть трудовых ресурсов, причем наиболее активной их составляющей и профессионально подготовленной для выполнения такой сложной работы. Это положение объективно обуславливает необходимость повышать уровень рациональности использования ресурсов, всемерно сокращать затраты на них.
В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги [10].
Исходя из этого, справедливо говорить об экономической и социальной эффективности управления.
Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя. Внутренняя эффективность показывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.
В практике управления складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом и родственными организациями с целью выявления динамики роста или падения эффективности и на ее основе принятия соответствующих мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно управленческой. В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности управления.
Критерий (греч. - средство для суждения) – это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель – это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления. Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности фирм и прибыли. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей.
Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критерий которой:
- действенность – степень достижения целей организации (отношение результатов, которые достигнуты, к результатам, которые намечались);
- экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
- качество – соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям потребителей;
- прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;
- продуктивность – соотношение объема товара (услуг) за определенный период времени в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и др.), соответствующих данному объему продукции;
- качество трудовой жизни – условия труда работников, организационная культура и др.;
- инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организация и т.д. [12]
Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд следующих действий:
- вырабатываются цели оценки;
- обосновываются критерии оценки;
- определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;
- вырабатываются требования к критериям оценки;
- выбираются методы расчета критериев;
- проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.
Эффективность деятельности каждой организации зависит от организационного ее построения, структуры управления, обеспеченности ее квалифицированными кадрами и мн. других факторов.
Эффективность управленческой деятельности – это результативность деятельности конкретной управляющей подсистемы, которая отражается в количественных и качественных показателях объекта управления. Следует различать эффективность и экономичность управления. Экономичность управления выражается величиной затрат на осуществление функций управления. Повысить экономичность – значит сократить эти затраты.
При оценке эффективности управления (которая может быть не только экономическая, но и социальная, психологическая, политическая) возникают трудности, связанные со спецификой управленческого труда:
- конечная продукция является результатом совокупной деятельности работников предприятия (а не только менеджеров),
- результаты управленческой деятельности складываются из технико-экономических, социально-психологических и политических результатов, которые редко поддаются количественной оценке,
- эффект управленческой деятельности воплощается не только в материальном продукте, но и в многократно используемых идеях,
- управленческий труд имеет творческий характер,
- результаты управленческого труда носят опосредованный характер, то есть данный вид труда непосредственно не создает продукт, товар, а направлен на управление людьми, которые заняты производством продукции,
- предметом управленческого труда является работа коллектива, организации, информация, на базе которой руководитель разрабатывает, принимает и реализует управленческие решения; орудия и средства труда – это технические средства управления (ПК, средства связи, оргтехника), информация, различные приемы и способы методов управления, а так же управленческие решения, а результаты труда менеджеров выражаются в результатах деятельности их подчиненных и организации в целом [18,20].
Результат воздействия управляющей подсистемы наиболее полно и точно характеризуется конечными показателями деятельности предприятия, ими же определяется успешность мероприятий по совершенствованию управления предприятием. Оценка всего комплекса мероприятий по совершенствованию управления предприятием осуществляется с помощью сравнения этих показателей до и после преобразований. Затем проводится анализ изменений в самой управляющей системе с помощью сравнения показателей до и после проведения мероприятий: экономичности аппарата управления и производительности управленческого труда.
В зависимости от характера мероприятий по совершенствованию управления и целей оценки различают несколько форм экономической эффективности – общую, частную, сравнительную, проектную, плановую и фактическую.
Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями [12].
Показатель эффективности управления:
Эу = П / Зу, где:
П – прибыль организации;
Зу – затраты на управление.
Коэффициент численности управленческих работников:
Кч = Чу / Ч, где:
Чу – численность работников управления;
Ч – численность работников организации.
Коэффициент затрат на управление:
Кз = Зу/З, где:
З – общие затраты на управление.
Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции:
Кзп = Зу/К, где:
К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Улучшение показателей эффективности деятельности фирмы возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.
Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.
Коэффициент эффективности совершенствования управления:
Кэ = Эг/Зу, где:
Эг – годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;
Зу – затраты на мероприятия по совершенствованию управления.
Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:
Эг = С - Зу * ЕН, где:
С – годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;
ЕН – отраслевой нормативный коэффициент эффективности.
Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к КЭ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):
КЭ = ЭО/ЗУ, где:
ЭО - общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления;
ЗУ - общие затраты на совершенствование управления.
Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий должно дополняться оценкой их социальной эффективности.
Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и закреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда.
Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается: на этапе анализа - с целью определения целесообразности перестройки организации труда; на этапе оптимизации - с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность); на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.
Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности мероприятий в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).
В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.
Годовой экономический эффект (Эг) можно рассчитать по формуле:
Эг = (С1 - С2) * В2 - ЕН * ЗЕД, где:
С1, С2 - стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по НОУТ (трудовые затраты), руб.;
В2 - годовой объем работ после внедрения мероприятий по НОУТ в натуральном выражении;
ЕН - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости ТН); ЕН для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15; ТН = 6,7 года;
ЗЕД - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий.
По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении.
В связи с этим специалисты рекомендуют использовать более укрупненный метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по следующей формуле:
Э = ЭВ + ЭДС + ЭТ - З, где
Э - общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.;
ЭВ - экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
ЭДС - экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;
ЭТ - экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
З - сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб. [14].
Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.
Показатели оценки эффективности управления
1. Показатели оценки организационной структуры управления (число ступеней в структуре управления, численность аппарата управления, нагрузка на бригадиров, укомплектованность аппарата управления);
2. Показатели оценки кадров управления (оценка личных и профессиональных качеств работника управления, стаж работы, уровень образования);
3. Показатели оценки методов управления (оценка социально-психологического климата в коллективе, условия жизни работников, состояние трудовой дисциплины, уровень квалификации работников, уровень моральной и материальной мотивации, уровень оснащения оргтехникой, стиль руководства, авторитет руководителей и специалистов, степень и ритмичность выполнения договорных отношений);
4. Показатели оценки организации труда работников аппарата управления (продолжительность фазы высокой работоспособности работников управления, уровень организации управленческого труда, потери рабочего времени);
5. Показатели уровня оснащенности техническими средствами управления (время обработки информации, время передачи и получения информации, уровень оснащенности техническими средствами управления);
6. Показатели социальной эффективности управления (прирост заработной платы среднегодового работника (по категориям работников), удовлетворенность трудом, улучшение условий труда и отдыха, повышение научно-технического уровня управления, прирост численности работников, сокращение трудоемкости процессов управления, рост квалификации менеджеров, возрастание уровня обоснованности принимаемых решений, формирование и уровень организационной культуры и культуры управления);
7. Общие результативные показатели эффективности управления (стоимость валовой и товарной продукции, прибыль в расчете на 1 га с.-х. угодий, на одного среднегодового работника; уровень рентабельности производства, урожайность основных производимых в хозяйстве культур, продуктивность выращиваемых в хозяйстве животных; прирост (темп прироста) на 100га с.-х. угодий: стоимости валовой продукции, прибыли, чистого дохода; прирост уровня рентабельности производства, прирост урожайности основных культур, прирост продуктивности животных);
8. Показатели экономичности аппарата управления (удельный вес затрат на управление в общей сумме производственных затрат, удельный вес заработной платы работников управления в годовом фонде оплаты труда работников предприятия, удельный вес отдельных статей расходов в общей сумме расходов на содержание аппарата управления, расходы на оплату труда, командировочные расходы, хозяйственные расходы, затраты на легковой автотранспорт и др.);
9. Показатели производительности управленческого труда (стоимость валовой продукции, стоимость товарной продукции, прибыль в расчете на одного работника управления, на один человеко-день, затраченный на управление; прирост на 1 работника управления (на 1 человеко-день, затраченный на управление): стоимости валовой продукции, стоимости товарной продукции, прибыли, чистого дохода)[18,20].
Показатели группы 1-6 носят больше описательный, качественный характер, показатели группы 7-9 являются количественными, а значит, расчетными. Эти и другие показатели целесообразно оценивать в сравнении до и после проведения какого-либо мероприятия или реализации управленческого решения.
Одним из методов оценки экономической, социальной и иной эффективности управления является оценка количественных и качественных параметров эффективности предлагаемых мероприятий в двух направлениях: 1) эффект для организации, 2) для отдельного работника или коллектива организации.
Исходя из многообразия стоящих перед государством задач, связанных с управлением внутри страны, а также в зависимости от объекта и уровня управления, выделяются различные виды эффективности государственного управления:
- экономическую, отражающую эффективность проводимой государством экономической политики, эффективность протекающих процессов и явлений (экономического роста, использование ресурсов, приватизации, инвестиций, государственного сектора экономики и т.д.);
- социальную, позволяющую определить эффективность социальной политики государства, решения социальных проблем жизнедеятельности общества, его различных групп и классов. Главный критерий социальной эффективности государственного управления – повышение качества и уровня жизни человека;
- экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер;
- внешнеэкономическую, отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями и т.д.
Выделяется также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.
Критерии оценки муниципального управления |
Действенность – степень достижения целей, поставленных перед системой муниципального управления (отношение фактических результатов управления к запланированным) |
Соотношение результатов и затрат – соотношение объема оказанных муниципальных услуг и затрат на их оказание |
Экономичность – отношение фактически потребленных ресурсов к запланированным на реализацию определенного решения (задачи) |
Удовлетворенность работой – степень соответствия представлений о социально-психологических условиях работы фактическим условиям |
Качество– степень соответствия системы муниципального управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям |
Внедрение инноваций – внедрение методов в практику управления местными финансами, муниципальным имуществом, социально-экономическим развитием МО |
При оценке социальной эффективности управления применяют динамику показателей качества жизни населения. К числу основных относят: уровень образования населения, реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, средняя продолжительность жизни при рождении и т.д. |
Рисунок 1 – Эффективность муниципального управления [7]
Показатели эффективности организации муниципального управления |
Характеризующие эффективность процесса управления |
Характеризующие эффективность организационно- технического уровня системы управления |
Характеризующие рациональность организационной структуры управления |
Расходы на управление |
Производительность аппарата управления |
Экономичность аппарата управления |
Адаптивность системы управления |
Гибкость системы управления |
Оперативность принятия управленческих решений |
Звенность системы управления |
Уровень работы с обращениями граждан |
Уровень централизации функций управления |
Принятые нормы управляемости |
Сбалансированность прав и ответственности |
Уровень технологической вооруженности служащих |
Уровень профессиональной подготовки служащих |
Уровень разделения труда служащих |
Уровень технологичности управления |
Уровень контроля за исполнением управленческих решений |
Уровень планирования деятельности служащих |
Уровень стабильности кадров |
Уровень дисциплинированности |
Уровень организации рабочих мест служащих |
Рисунок 2 – Показатели эффективности организации
муниципального управления [7]
Среди показателей, характеризующих функционирование социальной инфраструктуры, можно выделить детерминирующие, фиксирующие, конечные.
Детерминирующие показатели характеризуют ресурсное обеспечение объектов социальной инфраструктуры: ввод в действие жилищного фонда, объектов образования, здравоохранения, культуры, торговли и бытового обслуживания, газификации, электрификации, водо - и теплоснабжения, связи и т.п.
Фиксирующие дают развёрнутую характеристику социальных процессов: обеспеченность населения жильём, социально-культурными и торговыми объектами, благоустройство жилищного фонда и т.д.
Конечныеиндикаторы являются результатом действия показателей первого и второго блоков.
Конечные или результирующие показатели можно подразделить на социальные, социально - экономические и экономические.
К числу социальных результатов относят улучшение условий жизнедеятельности и связанное с этим снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, рост общих и профессиональных знаний, культурного уровня населения, снижение уровня антисоциального поведения, т.д.
К числу социально - экономических относят показатели увеличения (снижения) площади жилищного фонда и уровня его коммунального оборудования, охвата детей общественным дошкольным воспитанием, снижения доли детей, обучающихся в школах во вторую и третью смены, снижения удельного веса населения (отдельных групп), проживающего за пределами нормативного радиуса доступности объектов и т.д.
Экономические результаты подразделяются на интра - и экстрасистемные. Первые отражают эффект, получаемый непосредственно в рамках системы, т.е. в отраслях и сферах деятельности, образующих социально-инфраструктурный комплекс. Вторые показывают эффект, полученный в результате деятельности предприятий и учреждений социальной инфраструктуры за ее пределами.Например, эффект развития здравоохранения проявляется в росте ВВП на основе увеличения фонда рабочего времени, периода трудоспособности человека и повышения производительности труда, а улучшение жилищных условий положительно сказывается на производительности труда и качестве продукции. В форме экономии времени, повышения производительности труда проявляется и эффект от развития торговли, бытового обслуживания, а также общественного питания, особенно если горячее питание организованно непосредственно на производстве. Увеличение мест в детских дошкольных учреждениях и школах продленного дня помимо основного социального эффекта (улучшения воспитания детей, создания условий для повышения рождаемости) способствует повышению объема ВВП благодаря вовлечению в производство женщин и освобождению их от ухода за детьми.