Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии
Олигополия - тип рыночной структуры, для которого характерно контроль со стороны нескольких фирм над основным V пр-ва и реализацией продукции в отрасли. Каждая из фирм обладает значительной долей рынка.
Черты:- небольшое кол-во фирм-отраслей (добывающая, строительная и тд)- может быть однородной и дифференцированной Однор-ая существует в отраслях производящих стандартизированную продукцию:сталь, цемент, техн. спирт, сахар и тд. Диффер-ая предполагает пр-во дифференц-ной продукции: авто, телики, сигареты и тд.
- контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью фирм, что предполагает наличие стратегического поведения
- высокие барьеры для вступления в отрасль
- использование методов неценовой конкуренции(особенно при дифф-ции продукта) Причиной распространения олигополии явл-ся экономия на издержках, обусловленная эффектом масштаба(полож/отр). На практики всё разнообразие олигопольных рынков описывается с помощью мн-ва конкретных моделей. Любая модель содержит стратегию действий фирм на реакцию конкурента, которая вызвана изменением ситуации на рынке.* Фирмы могут межды собой сотрудничать на основе соглашения, что предст-т собой кооперативную стратегию, результате которой будет сговор о разделе рынка. Сговор- тайное/откр соглашение между олигополиями с целью максим-ции прибыли, раздела рынка, установление соглас-х цен.а) картель б) модель лидерства в целом* Если фирмы не договариваются друг с другом, а принимают решения самост-но, то стратегия взаимодействия может быть представлена в виде последов-ной игры, где фирмы принимают решения смотря на фирму-лидера ИЛИ одновременная игра, т.е. принимают решения, учитывая ожидаемые, а не фактические действия конкурентов.
24. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса..Модель лом кр спроса Холл,Хитч,Суизи. Некооперативн.:Каждая фирма стремится максимизировать прибыль,но на этом рынке ей приходится вырабатывать стратегию,основанную на представлении о поведении конкурента.В рез-те взаимод-ия м/у разъединенными олигопол-ми,цена на этом р.мож.принимать различн.значения в промежутке м/у монопол-им уровнем цены и уровнем цены на р.ЧК.На этом р.,если ф-мы не договариваются, они могут попасть в сит.ценовой борьбы.Способ вытеснения конкурентов с р.-снижение цен.
Кривая спроса предст.на ломаной Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим.Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MР(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0.