Доходы бюджета и налогообложение
Источниками дохода бюджета являются:
– налоги как основной источник;
– поступления по социальному страхованию с целевыми расходами (единый социальный налог);
– доход государственных предприятий;
– доходы (“сеньораж”) от эмиссии денег;
– от финансовых операций государства;
– для регионов финансовая помощь и бюджетных ссуд федерального бюджета;
–штрафы, конфискации, компенсации вреда и иные суммы принудительного изъятия;
– доходы от платных услуг государственных и муниципальных учреждений;
– внутренние и внешние займы и др.
Налоги – это нормативная форма обложения доходов (имущества) юридических и физических лиц, а также стоимости товаров и услуг. Это – обязательные и срочные платежи государству.
Ставка налога – это процентный показатель доли дохода или денежной стоимости другого объекта налогообложения (например, имущества), которые должны быть переданы субъектами экономики в виде налога государству.
Функции налогообложения:
- обеспечение доходов бюджета (фискальная);
- распределительная для перераспределения и снижения дифференциации доходов;
- регулирующая циклические процессы в экономике для снижения уровней безработицы и инфляции;
- стимулирующая (или ограничивающая; сдерживающая) предпринимательство;
- обеспечивающая создание социальной и производственной инфраструктуры;
- контролирующая.
Налоги делятся по уровням утверждения ставок: федеральные; региональные: республики, края, области, округа и местные: город, административный район, группа сел, поселков. Налог данного уровня может полностью поступать в соответствующий бюджет. К примеру, 100% федеральных налогов на добавленную стоимость и таможенных платежей идет в федеральный бюджет. А может распределяться по решению высшего уровня во все бюджеты (так, в 2008 г. налог на прибыль предприятий по общей ставке 24% делился по 7,5% в федерацию, 14,5% в региональный и 2% в местные бюджеты. В Хабаровском крае краевая доля 14,5% разделена на 2/3 – в краевой бюджет и 1/3 – в местные.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямыми налогами облагаются доходы, имущество и деятельность граждан, организаций и предприятий.
Косвенные налоги взимаются со стоимости товаров и услуг. Уплачивают эти налоги производители, которые обычно включают их величину в стоимость товара и перекладывают их тяжесть на покупателей.
Главные прямые налоги:
– подоходный налог с физических лиц;
– налог на прибыль (доход) предприятий;
– налог на имущество физических и юридических лиц;
– налог на пользование природными ресурсами;
- единый социальный налог.
Главные косвенные налоги:
– акцизы;
– налог на добавленную стоимость (НДС);
– налог с продаж;
– таможенные платежи.
Кроме этих, применяются налоги и сборы: на доходы банков, от страховой деятельности, на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, гербовые, лицензионные и регистрационные, госпошлина на наследство, земельный, лесной, на вмененный (совокупный) доход, за право торговли, за воду, на содержание милиции, на дороги и т.д.
Важнейшие налоги:
- НДС– изъятие части прироста стоимости, вновь созданной в процессе данного производства. Налогом облагается разница в цене продаваемого товара и купленного сырья или полуфабрикатов. Сейчас в России ставка НДС равна 18%, в США – 11%, в Англии –15%.
- Акциз – косвенный налог, часто на товары иррационального потребления (алкоголь, сигареты) и предметы роскоши. Определяется не по ставке, а в конкретной денежной сумме на единицу товара.
- Налог на прибыль предприятий взимается в России по заниженной ставке 20%, тогда как в США – 34%, Швеции – 52, Германии – 56%.
По данному налогу часто применяют полное или частичное освобождение от уплаты. Так, может льготироваться прибыль, направленная на расширение (новое строительство) или тех. перевооружение производства. Существенные льготы имеет сельское хозяйство, другие отрасли и виды деятельности.
- Единый социальный налогв 2008 г. в России (с 2009г. отчисления в фонды) он составлял 26 % от фонда заработной платы предприятия или общего заработка физического лица. 20 % направлялось в пенсионный фонд, 2,8 % - взносы на медицинское страхование как право бесплатного лечения и 3,2 % - взносы на социальное страхование на оплату больничных листов.
- Подоходный налог(налог на доходы физических лиц)взимается со всех доходов домохозяйства: заработная плата, дивиденд, проценты по вкладам, доход от предпринимательской деятельности, от продажи имущества, выигрышей в лотерею, премий, наследства и т.д.
Ставки этого налога в разных странах колеблются от 12 до 60% к сумме дохода.
Пропорциональная налоговая система предполагает одинаковую ставку налога при любой величине дохода.
Прогрессивная система предусматривает рост ставки налога по мере увеличения дохода. Данная система предназначена для снижения различий в материальном положении граждан, повышения уровня социальной справедливости. Прогрессивное обложение доходов применяется во всем мире (минимальная ставка в США – 15%, а максимальная – 28%, в Англии – 35%, Франции – 42%, Германии – до 50%), – кроме Российской Федерации! У нас установлена единая ставка 13% как для бедных, так и для олигархов, имеющих доходы в сотни миллионов долларов в год.
Регрессивнаяшкала – чем больше доход, тем меньше ставка налога. Так, в 2008 г. ставки Единого социального налога тем ниже, чем выше зарплата на одно физическое лицо: 280 тыс. руб. в год ставка 26 %, на сумму превышающую 280 тыс. руб. – 10 %, а свыше 600 тыс. руб. только 2 %.
Паушальный налогвзимается в неизменной сумме независимо от размера дохода.
Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы 2006г. (миллиардов рублей) приведено в табл.10.1 (25 с.638)
Федеральный бюджет | Консолидированные бюджеты субъектов РФ | |
Доходы – всего из них: налог на прибыль организаций налог на доходы физических лиц единый социальный налог налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на товары, ввозимые на территорию РФ акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории РФ ввозимым на территорию РФ налоги на совокупный доход налоги на имущество налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами доходы от внешнеэкономической деятельности доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности платежи при пользовании природными ресурсами безвозмездные поступления доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Расходы - всего из них: на общегосударственные вопросы из них на обслуживание государственного и муниципального долга на национальную оборону на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на национальную экономику из них расходы: на топливо и энергетику на сельское хозяйство и рыболовство на транспорт на связь и информатику на прикладные и научные исследования в области национальной экономики на другие вопросы в области национальной экономики на жилищно-коммунальное хозяйство на социально-культурные мероприятия на межбюджетные трансферты из них на трансферты внебюджетным фондам Профицит | 6278,9 509,9 0,0 315,8 924,2 586,7 93,2 17,3 - -0,0 1116,7 2306,3 149,1 76,8 34,9 0,1 4284,8 533,2 172,8 681,8 550,2 345,0 7,5 26,1 132,2 6,1 45,4 66,5 52,7 616,4 1498,9 914,3 1994,1 | 3797,3 1160,7 930,4 0,1 0,2 - 160,1 - 95,9 310,9 70,6 - 196,6 17,6 603,1 79,4 3657,7 282,7 29,8 1,6 163,9 603,9 10,6 84,7 279,9 14,3 1,8 201,1 579,0 1974,5 35,5 3,0 139,6 |
Фактическое исполнение утвержденного Федерального бюджета РФ в 2006г. составило по доходам 101,8% и 23,4% к ВВП, по расходам 96,7% и 16,0% к ВВП. При этом объем средств стабилизационного фонда составил 2,3 трлн. руб. или 8,8% ВВП. На 1 января 2008г. этот фонд переименованный в Резервный фонд составлял 3,1 трлн.руб.; на 1 февраля 2009 – 4,9 трлн.руб. и за год в период кризиса сократился до 1,8 трлн.руб. Кроме того, фонд Национального благосостояния имел следующую динамику: начало 2008г. – 0,8 трлн.руб., 2009г. – 3,0 трлн. руб. и 2010г. – 2,8 трлн. руб.