Тема 12. Сбалансированность развития экономики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Экономики труда и производственных комплексов»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению практических занятий по дисциплине
ЭКОНОМИКА
Часть 2
Электронное издание локального распространения
Утверждено на заседании УМКН
Протокол № 5 от 07.12.2015г.
Саратов 2015
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические указания предназначены для студентов вузов, обучающихся по инженерно-техническим направлениям и специальностям.
Цель изучаемой дисциплины – дать будущим инженерам, руководителям производства экономические знания, которые необходимы им в их практической работе на производстве при принятии хозяйственных решений (по вопросам основных экономических положений производства, распределения, использования ресурсов, национального дохода, ценообразования, финансов, рыночных отношений, международных экономических отношений и др.).
Основные задачи дисциплины:
– изучение экономических законов и категорий, механизма их действия;
–обучение студентов пониманию экономических взаимосвязей происходящих явлений и процессов рыночной действительности;
–получение знаний, необходимых для решения важнейших задач экономики: осуществления эффективного производства и главное – выпуска товаров и услуг в соответствии с потребностями потребителей;
– приобщение студентов к работе с экономической литературой.
Согласно учебной программе курс экономики состоит из пяти разделов.
Данные методические указания содержат вторую часть курса «Экономика» и включают разделы: 4 – «Проблемы макроэкономики» и 5 – «Мировое хозяйство».
Разделы 1 «Введение в экономическую теорию», 2 «Рыночная экономика и ее законы», 3 «Основы предпринимательства» рассмотрены в первой части методических указаний (смотри «Экономика», часть 1).
Методические указания содержат темы лекционных и семинарских занятий, перечень вопросов по каждой теме, темы докладов и рефератов, литературу, рекомендуемую для изучения, контрольные вопросы и учебные задания, а также тесты, способствующие активизации самостоятельной работы и более глубокому усвоению курса.
Для самостоятельной работы при изучении данного курса студентам рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу. Следует также широко использовать статистические сборники, сборники научных статей и монографические исследования.
Одной из форм самостоятельной работы студентов является реферат (тематика работ приведена в приложении).
Формы проведения занятий: лекции, семинары.
Промежуточный контроль: участие в обсуждении тем, решение задач, тесты, модули, рефераты.
Итоговый контроль: экзамен.
РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Тема 11. Национальная экономика: цели и результаты развития
1. Понятие и основные черты общественного воспроизводства. Экономические цели общества. Система национальных счетов.
2. Основные макроэкономические показатели: ВНП, ЧНП, ВВП, НД, ЛД. Методы исчисления ВНП.
3. Учет изменения цен при определении ВВП.
4. Показатели общественного благосостояния.
Вопросы
1. Что такое макроэкономика и национальная экономика?
2. Какова структура общественного воспроизводства?
3. Что представляет собой система национальных счетов (СНС)? В
чем преимущества подсчета по СНС?
4. Дайте определения ВНП, ЧНП, НД, ЛД, ВВП.
5. Чем реальный ВНП отличается от номинального ВНП?
6. В чем различие категорий «конечный и промежуточный продукт»?
7. Какие доходы не принимаются во внимание при расчете национального дохода?
Учебные задания
1. Между предприятиями-изготовителями установились определенные хозяйственные связи. Первое предприятие продало свою продукцию второму предприятию на сумму 10 млн. руб., а остальную продукцию реализовало на рынке за 20 млн. руб. Второе и третье предприятия поставили четвертому предприятию продукцию соответственно на 50 и 100 млн. руб.; четвертое пятому – на сумму 400 млн. руб. Пятое предприятие, реализовав свою продукцию на рынке, получило 700 млн. руб. Рассчитайте величину конечного и промежуточного продукта, а также размер валового внутреннего продукта, созданного этими предприятиями.
2. Рассчитайте индекс потребительских цен, исходя из данных таблицы.
Показатели объема и цен товара | Группы товаров | |||
А | Б | В | Г | |
Физический объем потребления, тыс.шт. | ||||
Цены в базовом году, руб. | ||||
Цены в расчетном году, руб. |
Тесты к теме 11
1) ВВП и ВНП отличаются на величину:
а) стоимости промежуточного продукта;
б) стоимости продукта перепродаж;
в) трансфертных платежей;
г) сальдо факторных доходов.
2) ВВП равен стоимости:
а) промежуточного продукта;
б) продукта перепродаж;
в) конечного продукта, произведенного резидентами данной страны за год;
г) конечного продукта, произведенного национальным капиталом за год.
3) Трансфертные платежи – это:
а) выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг;
б) просроченные платежи;
в) часть произведенного продукта, не имеющая форму дохода;
г) рентные доходы.
4) Личный располагаемый доход представляет собой:
а) начисленную заработную плату;
б) полученный совокупный доход (заработная плата и другие доходы);
в) реальный доход;
г) полученный совокупный доход за вычетом налоговых и неналоговых обязательных платежей.
5) Динамику (увеличение или уменьшение) цен характеризуют:
а) темпы экономического роста;
б) индекс цен;
в) денежный мультипликатор;
г) мультипликатор расходов.
Тема 12. Сбалансированность развития экономики
1. Макроэкономическое равновесие и его модели. Проблема реализации ВНП.
2. Структура национальной экономики. Основные пропорции общественного воспроизводства.
3. Совокупный спрос и совокупное предложение; факторы, воздействующие на них.
Вопросы
1. Что такое идеальное и реальное состояние рынка, макроэкономическое равновесие?
2. В чем состоит значение моделей макроэкономического равновесия?
3. Какие сферы развиваются в современной экономике ускоренными
темпами?
4. Что такое совокупный спрос? Какие факторы вызывают смещение
кривой совокупного спроса?
5. Что такое совокупное предложение? В чем состоит специфика и какие факторы определяют сдвиг кривой совокупного предложения?
6. Как определить равновесный ВНП?
Учебные задания
1. Изобразите схематично основные пропорции общественного воспроизводства.
2. Проанализируйте модели макроэкономического равновесия и заполните следующую таблицу.
Автор | Название | Содержание модели | Инструментарий |
3. На рисунке представлены кривые совокупного спроса (СС1, СС2, СС3) и совокупного предложения (СП1, СП2, СП3). Проанализируйте влияние перемещения кривой совокупного предложения на реальный объем ВНП и уровень цен для каждого из заданных уровней совокупного спроса.
Уровень цен
Объем производства
Тесты к теме 12
1) Воспроизводство представляет собой:
а) процесс непрерывного возобновления производства материальных и духовных благ, услуг и связанных с ним экономических отношений;
б) непрерывный процесс взаимодействия факторов производства;
в) процесс реализации общественного продукта, произведенного за год;
г) процесс обмена общественного продукта в соответствии с его стоимостной структурой.
2) Укажите правильную последовательность стадий процесса воспроизводства:
а) обмен, потребление, возмещение и накопление, производство;
б) возмещение и накопление, обмен, потребление, производство;
в) возмещение и накопление, потребление, обмен, производство;
г) производство, обмен, возмещение и накопление, потребление.
3) Одной из основных предпосылок модели расширенного воспроизводства К. Маркса является:
а) рассмотрение национальной экономики с учетом внешнеэкономических связей;
б) учет многоукладности экономики;
в) наличие свободной конкуренции;
г) деление общественного производства на I и II подразделения и деление продукта по стоимостному и функциональному назначению.
4) Источником расширенного общественного воспроизводства является:
а) стоимость потребленных средств производства;
б) фонд потребления;
в) фонд возмещения;
г) часть прибавочного продукта.
5) Равновесие национальной экономики может быть достигнуто, если:
а) скорость обращения денег в стране постоянна;
б) государственный бюджет сбалансирован;
в) совокупное предложение равно совокупному спросу;
г) уровень инфляции в экономике страны стабилизирован.