Экономика Японии в системе международного бизнеса
Общеизвестны прилежание, сдержанность и настоящий трудоголизм японцев. По среднему количеству рабочих часов в году (1889) они — одни из несомненных лидеров в мире, лишь немногим уступая США (1966). Многие японцы даже после официального завершения рабочего дня остаются на своем рабочем месте в добровольном порядке, чтобы в специальных кружках качества обсудить возможности внедрения рационализаторских предложений для повышения эффективности деятельности компании. При этом на Японию приходится наибольшее в мире количество патентов в расчете на миллион человек — 164, в то время как в Германии — 127, США — 111, Великобритании — 92. (Япония является и одним из мировых лидеров по ассигнованиям на науку и технологии в пропорции к ВВП.)
Благодаря послевоенным экономическим преобразованиям, которые были проведены планово под контролем американских оккупационных властей (решение командующего американским корпусом генерала Дугласа МакАртура по возрождению Японии из послевоенной разрухи вошло в 75 лучших управленческих решений, когда-либо принятых в истории человечества). Японии удалось достаточно быстро адаптировать свою экономику к новым геополитическим условиям. Превратившись из агрессора в союзника для США, Япония испытала на себе адаптацию важнейших американских законов по регулированию денежного обращения и монополий, стабилизационные программы поддержки экономики, проводимые оккупационной администрацией, аналогичную Плану Маршалла продовольственную и финансовую помощь со стороны США.
Двигателем экономического роста Японии во второй половине XX в, служило форсированное развитие экспорта на основе явно заниженного курса национальной валюты (специально рассчитанного американскими экономистами в период проведения валютных реформ). По существу та модель развития, которая была заложена американцами в конце 1940-х — начале 1950-х гг., просуществовала в японской экономике вплоть до конца XX в., хотя мир к этому времени уже кардинальным образом изменился. Японцы оказались хорошими менеджерами искусственно созданной для них экономической системы, но сама эта система безнадежно устарела и требует коренных перемен, с которыми Япония медлит, И если вплоть до 1973 г. высокие темпы экономического роста страны (в среднем 8,8% в 1950-1960 гг. и 9,6% в 1960-1973 гг.) позволяли говорить о таком феномене, как японское «экономическое чудо», то теперь от заслуг прошлого не осталось и следа.
Нестабильность глобальной экономической и финансовой системы, трудности в национальном хозяйстве, нехватка идей и людей, генерирующих идеи, поставили под вопрос правильность японского пути развития. Система взаимосвязей в сфере бизнеса кэйрэцу, приведшая к всеобщему кумовству, вытеснившему рыночные принципы хозяйствования, некогда «мудрое» правительство, погрязшее в коррупции, на сегодняшний день уже являются препятствиями на пути давно назревших перемен.
В свое время Япония смогла сделать необходимые изменения в послевоенной макроэкономической стратегии, отказавшись от уже освоенного производства дешевых имитаций западных товаров, основанного на низких ценах и низкой заработной плате. Чуть позже Япония добилась мирового лидерства в операционной эффективности, делая акцент на конкуренцию на основе низких издержек и высокого качества продукции. Однако теперь в конкуренции, базирующейся лишь на эффекте масштаба и качестве продукции, Япония уже не в состоянии превосходить своих соперников. Для японских менеджеров наступает новое время перемен, связанное с внедрением модели, основанной на инновациях и четко проработанной стратегии.
Проблемы, характерные для японской экономики в целом, отразились и на позициях японских компаний и банков в мире международного бизнеса. Так, в 1980-х гг. в десятку крупнейших банков планеты входили преимущественно японские кредитные учреждения, но в настоящее время позиции японских банков международного уровня уже не те: они перестали обладать глобальным лидерством (исключение, пожалуй, составляет только банк Sumitomo), Постепенно утрачивают свои лидирующие позиции и компании — производители электроники: так, если раньше неизменно новаторским характером отличалась Sony, то теперь у нее слишком много конкурентов (в том числе из Европы, США, Республики Кореи и КНР), среди разнообразия новаторских товаров которых продукция японской фирмы уже не столь интересна для потребителей. И даже японские автомобильные компании, некогда бывшие эталоном качества в мировом автомобилестроении, время от времени вынуждены отзывать свои изделия у потребителей на рынках разных стран из-за обнаруженных технологических дефектов.
Впрочем, позиции Японии в сфере международного бизнеса остаются традиционно сильными в автомобилестроении (в совокупности Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi, Susuki, Mitsui, Mazda, Subaru и другие Компании Страны восходящего солнца производят больше всех легковых автомобилей в мире), электронике и электротехнике, включая медицинское оборудование (здесь сильны Hitachi, Sharp, Toshiba, Panasonic, Sony, Ricoh, NEC, Canon, Fujitsu и др.), финансах и страховании (наиболее известны Sumitomo Mitsui Financial Group, Sumitomo Life Insurance, MS&AD Insurance Group и Nomura Holding), производстве автомобильных шин (Bridgestone). Японцы, как и американцы, делают акцент на эффект масштаба и глобальную или транснациональную стратегию выхода на зарубежные рынки. Соответствующие конкурентные преимущества японского стиля ведения международного бизнеса, в основе которого лежит акцент на качество, низкие издержки и инновационность продукции, продолжает приносить успехи ряду национальных компаний в глобальной системе мирохозяйственных связей.
Таким образом, даже сложности текущего момента в национальной экономике не мешают японским компаниям, многие из которых вполне конкурентоспособны в глобальной хозяйственной среде, быть лидерами в отдельных сегментах мирового рынка товаров (услуг). Конкурентные позиции японцев еще более усиливаются, если они используют передовые американские или европейские разработки и технологии, вступают с зарубежными компаниями в стратегические альянсы (Renault-Nissan) либо приобретают права на соответствующие инновационные разработки (так в свое время Sony приобрела подразделение шведской компании Ericsson, выпускавшее мобильные телефоны).