Тема 22. кнр в системе международного бизнеса

В результате проведения экономических реформ КНР превра­тился в одну из крупнейших держав мира с высоко диверсифицированной экономикой и большим потенциалом для развития. Быстро повышается роль страны в мирохозяйственных связях, улучшаются позиции в международных рейтингах. КНР занимает первое место в мире по масштабам внешней торговли, обладает самыми крупными золотовалютными резервами, превращается в одного из крупнейших экспортеров предпринимательских инве­стиций и ссудного капитала. Расширяется использование китай­ской валюты в международных операциях.

Важной вехой в развитии китайской экономики стало присо­единение к ВТО в начале XXIвека.Это событие значительно улуч­шило условия предпринимательства в стране, способствовало совершенствованию правовой базы и росту частного бизнеса, повысило уровень конкуренции на внутреннем рынке.

Уровень развития различных регионов КНР является неодина­ковым. Крупные города в восточных провинциях страны по стан­дартам жизни приближаются к ведущим столицам мира, тогда как центральные и особенно западные регионы КНР отстают по уровню доходов от развитых приморских провинций.

Содержанием китайских преобразований стал переход от пла­новой экономики к рыночной. Отличительной особенностью китайской стратегии реформ явился постепенный характер изме­нений, сохранение на начальном этапе преобразований базовых элементов прежней (командно-административной) экономиче­ской системы с осторожным внедрением принципов рыночной конкуренции и последовательным формированием институтов рынка.

Первоначальные цели реформаторов, делавших ставку на уско­рение темпов экономического роста КНР и повышение жизнен­ного уровня населения, были успешно реализованы. Средний темп прироста ВВП с 1978 по 2011 г. превысил 9%, а в 2000-е гг. до наступления мирового кризиса экономика КНР росла в сред­нем на 10% в год. В 2010 г. КНР выдвинулась на пози­ции второй после США экономики мира и, согласно прогнозам по масштабам ВВП, в ближайшее десятилетие опередит Соеди­ненные Штаты. Заметно возрос вклад КНР в обеспечение обще­мировой хозяйственной активности — в последнее десятилетие на его долю приходилось 10—20% роста мирового ВВП (27% в 2010 г.). В ходе последнего глобального экономического кризиса 2007—2009 гг. китайская экономика продемонстрировала высо­кую степень устойчивости, темп роста ВВП лишь незначительно замедлился.

Вследствие рыночных реформ в стране значительно повысился уровень жизни: Так, еще в 2000 г. средний годовой располагае­мый доход городских жителей составлял 760 долл., в 2010 г. он вырос до 3 тыс. долл. В крупных городах — Шанхае, Шэньчжэне, Пекине — он превышает 12 тыс., в сельских районах в среднем равен 1 тыс. долл. К среднему классу в КНР относят лиц с ежегод­ным доходом от 10 до 60 тыс. долл. Рост жизненного уровня насе­ления КНР выражается в повышении покупательной способности и в изменении структуры потребления, в которой сокращается доля питания и увеличивается доля расходов на жилье, товары длительного пользования, транспорт и медицинские услуги.

В 2000-е гг. КНР столкнулась с проблемой старения населения, являющейся, с одной стороны, результатом политики ограничения рождаемости, проводимой с 1970-х гг., с другой — обусловленной изменением типа воспроизводства населения вследствие быстрого экономического роста и распада традиционной семьи. Доля китай­цев старше 65 лет в период реформ более чем удвоилась и достигла 8%, а к 2035 г. старше 65 лет будет каждый пятый китаец.

Чтобы избежать ловушки среднего дохода, в КНР стимулиру­ется развитие инноваций — в соответствии с утвержденными про­граммами переход к инновационной экономике в; стране должен быть осуществлен к 2020 г. Делается акцент на наращивание вну­треннего спроса (рост 12—15% в год в период 2011—2015 гг.), рост производительности, развитие сферы услуг и повышение энерго­эффективности.

В настоящее время доля КНР в мировом товарообороте превышает 8% (11% в мировом экспорте) по сравнению с 3,9% до вступления в ВТО. Общий объем внешней торговли товарами в 2012 г. достиг рекордной отметки в 3,8 трлн долл.. По оценкам Всемирного банка, доля КНР в ближайшие годы в мировой торговле возрастет до 14%.

Значительно повысилась за годы реформ зависимость эконо­мики от внешней торговли. Доля экспорта и импорта товаров, а также услуг в ВВП за период с 1978 г. выросла более чем в шесть раз и составила в 2008 г. 62% по сравнению с менее 10% в 1978 г. Степень открытости китайской экономики значительно выше, чем у других крупных развивающихся стран, таких как Бразилия и Индия.

Товарная структура экспорта КНР становится более сложной и совершенной. Если в первой половине 1980-х гг. в экспорте пре­обладала первичная продукция (сельскохозяйственные продукты, нефть, минералы), с середины 1980-х гг. начинает возрастать вывоз промышленных товаров. Первоначально эта группа товаров (1980—1990-е гг.) была представлена преимущественно трудоем­кими изделиями (одежда, обувь, игрушки и т.д.), затем более значимой статьей экспорта становятся капиталоемкие изделия, и нако­нец, после присоединения к ВТО экспортная специализация КНР смещается в сторону продукции с высокой долей добавленной сто­имости. Доля отраслей машиностроения в 2000-е гг. в общем объ­еме экспорта увеличилась почти до 50%, при этом на продукцию отраслей высоких технологий (компьютеры, электроника, авиакос­мические технологии, телекоммуникационное оборудование и др.) приходится около 1/3 всего вывоза. В экспорте трудоемкой продукции после присоединения к ВТО КНР стала постепенно утра­чивать свое конкурентное преимущество.

В китайском импорте в последние 10 лет был отмечен резкий рост спроса на минеральное сырье, в особенности на топливные ресурсы. Кроме того КНР утвердилась в статусе нетто-импортера сельскохозяйственной продукции. Значительно возросли объемы аграрного импорта из США (сои, хлопка, кожи, шкур). Однако наряду с ростом импорта происходит увеличение масштабов финансовой поддержки сельского хозяйства также усиление специализации КНР в мировой торговле аграрной продукцией (экс­порт фруктов, овощей и других трудоемких культур). По импорту и экспорту сельскохозяйственных товаров КНР занимает соответ­ственно второе и четвертое места в мире.

Ведущие торговые партнеры КНР в 2011 г. (млрд долл.)

Место Страна Товарооборот
США 446,6
Япония 342,9
Гонконг 283,5
Республика Корея 245,6
Германия 169,2
Тайвань 160,0
Австралия 116,6
Малайзия 90,0
Бразилия 84,2
Россия 79,3
Индия 73,9

КНР экспортирует гораздо больше товаров, чем импортирует, что ведет к росту профицита торгового баланса и формированию огромных золотовалютных резервов. Положительное сальдо тор­гового баланса КНР в 2008 г. достигло 309 млрд долл., а валютные резервы в 2012 г. превысили 3,3 трлн долл. В период кризиса раз­мер профицита несколько сократился. Дисбаланс во внешней тор­говле вызывает напряженность в отношениях с основными торго­выми партерами, что находит проявление в росте числа торговых споров и обвинений КНР в демпинге, а также усилении нажима на КНР с тем, чтобы она пошла на ревальвацию национальной валюты. За период с июля 2005 г. но декабрь 2012 г. стоимость китайского юаня по отношению к доллару США повысилась почти на 30%, однако, по существующим оценкам, его курс по-прежнему занижен на 15—20%.

Вследствие открытия для иностранного капитала новых сек­торов экономики после присоединения к ВТО КНР стала одним из наиболее популярных мест для приложения предприниматель­ских инвестиций. По объему использованных ПИИ и по размеру их ежегодного притока КНР стала лидером в группе развиваю­щихся стран. Эти предприятия генерируют 22% прибыли и обе­спечивают около 1/3 занятости в китайском производственном секторе. В 2011 г. в страну поступила рекордная сумма ПИИ (116 млрд долл.). Приток иностранного капитала в китайскую эко­номику наблюдался и в период мирового экономического кризиса. Общий объем накопленных ПИИ увеличился с 1,8 млрд долл. в 1982 г. до 1 трлн долл. в 2011 г. В обзорах ЮНКТАД, посвя­щенных оценке привлекательности стран мира для осуществления иностранных инвестиций, КНР стабильно удерживает первое место. По данным на 2010 г. 480 из 500 компаний в списке Fortune Global 500 используют КНР в своих производственных цепочках, более 90% ТНК рассматривают КНР как важнейшее звено в своих глобальных стратегиях.

Прямые иностранные инвестиции оказывают благоприят­ный эффект на развитие китайской экономики и способствуют вовлечению КНР в мирохозяйственные связи. Помимо дополни­тельного капитала ПИИ принесли в КНР новые управленческие и маркетинговые навыки, а также технологии. Предприятия с ино­странным капиталом играют важную роль в экспортной экспансии КНР. На ПИИ приходится свыше 90% экспорта высокотехнологи­ческой продукции из КНР. В экспорте электроники, телекоммуни­кационного оборудования, инструментов их доля составляет около 90%, изделий из пластмассы, мебели, спортивных товаров — от 70 до 80%.

Условия для ведения бизнеса в КНР постоянно совершенству­ются. Улучшается правовая база предпринимательства, для китай­ских частных фирм и иностранных компаний открывается доступ в закрытые прежде сферы деятельности (это являлось одним из условий присоединения КНР к ВТО). Экономическая жизнь в стране все больше подчиняется законам рынка.

Если в течение первых двух десятилетий политики открытости для предприятий с иностранным капиталом устанавливался более благоприятный режим хозяйствования, чем для национальных предприятий, то в 2000-е гг. условия хозяйствования иностранных и китайских компаний начинают сближаться.

В 1999—2004 гг. произошла окончательная легализация част­ного предпринимательства, созданы условия для развертывания частной инициативы. Важным шагом на пути совершенствова­ния инвестиционного климата и формирования зрелой рыночной среды стало принятие в 2008 г. двух законов: «О собственности» и «Об антимонопольном регулировании». По соглашению о при­соединении КНР к ВТО негосударственным предприятиям было предоставлено право осуществления ВЭД.

Изменения в политическом курсе 2000-х гг. обусловили бур­ный рост частного предпринимательства и формирование в стране более конкурентной среды. К концу 2010 г. зарегистрировано более 42 млн индивидуальных и частных предприятий, на которых занято свыше 180 млн человек, что составляло более 20% экономически активного населения и почти в три раза превышало чис­ленность рабочих и служащих на предприятиях государственного сектора (65,16 млн чел.). Увеличилось не только число предпри­ятий, но возросли также масштабы производства в частном сек­торе. Уровень рентабельности частных предприятий как правило выше, чем в государственном секторе, они являются чрезвычайно конкурентоспособными.

При присоединении к ВТО КИР взяла на себя беспреце­дентные по своим масштабам обязательства по снижению уровня защиты национального рынка. За два года после присоединения было пересмотрено порядка 2300 юридических документов в целях в целях приведения хозяйственного законодательства в соответ­ствие с требованиями ВТО. К началу 2005 г. средневзвешенная ставка таможенного тарифа была снижена до 9,7%, что представ­ляет собой самый низкий уровень в группе развивающихся стран. Уровень тарифов на сельскохозяйственную продукцию в КНР является более низким не только в сравнении с другими раз­вивающимися странами, но он также ниже, чем в ЕС и Японии. Наиболее значительно был снижен уровень импортных тарифов на автомобили (с 200—250 до 25%), автокомплектующие (со 100— 150 до 10%), бобы сои (с 60 до 3%).

Заметно сузилась сфера применения мер нетарифного регу­лирования. Количественные ограничения, распространявши­еся в 2000 г. на 20% китайского импорта, были полностью отме­нены в конце 2004 г. Были уменьшены и другие барьеры на пути импорта, в частности упрощена процедура импортного лицензи­рования: По соглашениям с ВТО была ослаблена государственная монополия во внешнеэкономической сфере.

Большую роль в китайском бизнесе играет институт гуаньси. Термин «гуаньси» можно определить как систему неформальных, дружеских, клановых, семейно-родственных связей. Они являются частью традиционной культуры, лежат в основе любых взаимо­отношений. Как и в любом азиатском обществе, «личные связи» играют главенствующую роль во всех делах. Многие вопросы решаются по знакомству, а не в ходе формальных процедур.

Отношения гуаньси устанавливаются на межличностном уровне (не на уровне компаний), что означает для компании возмож­ность использования связей определенного сотрудника до тех пор, пока он работает в ней. Когда этот сотрудник переходит на новое место работы, компания автоматически утрачивает гуаньси. Важ­ным правилом установления гуаньси является принцип взаимно­сти — любое обращение за помощью означает, что и от вас может потребоваться ответная услуга. Для того чтобы отношения гуаньси работали, их нужно поддерживать. На практике это выражается в периодическом оказании знаков внимания своему партнеру, совместных походах в ресторан, проявлении интереса к его дело­вой и личной жизни.

Сложность ведения бизнеса в КНР иностранцами заключается в необходимости установления своей сети отношений гуаньси. Многие западные предприниматели (для россиян это не является чем-то необычным) часто путают гуаньси с коррупцией, пытаются выстраивать деловые отношения но своей модели, как это принято на Западе (нацеленность на результат), считая процесс выстраива­ния гуаньси пустой тратой времени. На практике такие предпри­ниматели заведомо обрекают себя на неудачу. В КНР невозможно преуспеть, не считаясь со сложившимися традициями. Можно при­вести множество примеров того, как даже очень крупные запад­ные ТНК, не придававшие значения выстраиванию отношений гуаньси, сталкивались впоследствии с трудностями, а некоторые даже были вынуждены уйти с китайского рынка. Так, производитель косметики Avon первоначально не смог получить разрешение на осуществление прямых продаж на тер­ритории КНР по причине недоверия китайских властей к этому способу торговли. Тогда Avon обратилась за содействием к главе Гонконгского Восточноазиатского Банка Давиду Ли, который имел нужные связи в китайском правительстве. По его рекомендации Avon сумела получить лицензию в Бюро легкой промышленности в Южном Китае. За свое посредничество Дэвид Ли получил 5% в уставном капитале компании.

На рубеже XX-XXI вв. начался процесс интернационализации китайских компаний. Число китайских ТНК, входящих в рейтинг наиболее крупных компаний мира Fortune Global 500, возрастает с каждым годом. В 2012 г. по числу таких компаний (73) КНР ока­зался на втором месте в мире после США, в том числе три из них — Sinopec, CNPC и State Grid — входили в первую десятку наиболее крупных ТНК по размеру годовой выручки. Обращает на себя внимание широкая отраслевая представленность китайских кор­пораций — это не только традиционные для развивающихся стран сферы нефтегазодобычи, электроэнергетики, металлургической отрасли, но также банковский сектор (ICBC, Bank of China, China Construction Bank и др.), телекоммуникации (China Mobile, China Telecommunications), страховые и транспортные услуги (China Life Insurance, Ping An Insurance, China Ocean Shipping), автомобилестро­ение (China FAW Group, SAIC Motor, Zhejiang Geely Holding Group), строительная индустрия (China State Construction Engineering), про­изводство компьютеров (Lenovo Group) и другие отрасли. Пода­вляющее большинство китайских ТНК, входящих в рейтинг Global 500, являются государственными корпорациями или имеют значи­тельное государственное участие.

Расширение масштабов международной деятельности китай­ских компаний приводит к популяризации и повышению стоимо­сти китайских брендов. Почти 30 из них относятся к числу наибо­лее дорогих в мире (Best Global Brands 500). Наибольшую стоимость и высокую репутацию имеют ряд китайских банков, компании PetroChina и Sinopec (нефтяная отрасль), China Life Insurance, China Telecom, Huawei (телекоммуникационное оборудование), Haier (бытовая электроника), Suning (розничные сети), Lenovo (компью­теры), Air China, COSCO (контейнерные перевозки), Baidu (интер­нет-провайдер). В китайском рейтинге наиболее дорогих брендов повышается доля частных компаний — в 2012 г. на них приходи­лось 27% от общего числа (50) рассматривавшихся брендов.

Многие китайские компании, начав с производства простейших деталей, комплектующих и выполнения других заказов для иностранных ТНК, постепенно стали специализироваться на выпуске более сложных компонентов, в итоге освоив новые для себя отрасли, такие как производство мобильных телефонов, автокомплектующих, авиастроение.

Условием учреждения СП или реализации крупных проектов на территории КНР почти всегда выступало требование о передаче технологии китайскому партнеру (от которого КНР вынуждена была отказаться после присоединения к ВТО). Этап партнерства с иностранным инвестором прошли, в частности, компании Haier (с немецкой Liebherr), TCL — партнерства с Гонконгом и Тайванем, Hisense — с Matsushita Electric и ATT, компания China Worldbest сотрудничала с Dupont, BASF, Hearst.

Китайские компании, как правило, конкурируют за счет более низкой стоимости в производстве высокотехнологичной про­дукции, при этом многие из них обладают определенным (пусть и незначительным) технологическим преимуществам в сравнении с зарубежными конкурентами (Huawei, Lenovo, ВОЕ). Другие ком­пании делают ставку на широкий ассортимент предлагаемой про­дукции по более низкой цене, чем у конкурентов (пример компании Goodbaby, ассортимент которой - коляски, автокресла, люльки и манежи, - в четыре раза тире, чем у ближайшего конкурента), либо находят уникальные рыночные ниши (Haier - компании принадлежит более 60% рынка мини-холодильников в США). Для большинства китайских компаний характерна высокая интенсивность труда (работа в три смены), быстрая адаптация к изменя­ющемуся спросу и предъявляемым требованиям к их продукции, внимательное отслеживание стратегии конкурентов, реализация принципа «непрерывных инноваций» (в течение 24 часов). Очень многие компании еще на этапе своего становления имеют целью превращение в глобальных игроков.

Наши рекомендации