Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
Порядок обжалование актов налоговых органов
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 НК РФ), незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наибольшее число жалоб налогоплательщиков содержат следующие требования:
· о признании недействительными ненормативных актов налогового органа (должностного лица), не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан
· о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта, а также процентов на эти суммы
· о возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом (добровольно и самостоятельно)
· о зачете излишне взысканных налоговым органом (самостоятельно уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом) денежных средств в счет предстоящих платежей либо задолженности по налогу, пени и штрафам
· о возмещении убытков, причиненных налогоплательщику в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа или должностного лица налогового органа
· об обжаловании (признании неправомерными) действий или бездействия должностных лиц налоговых органов
· о признании недействительным нормативного акта налогового органа (должностного лица), не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица
Правила подачи жалобы
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном в ст. 139 - 141 НК РФ.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменном виде соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа (п. 1 и 3 ст. 139 НК РФ).
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Исключение составляет жалоба на вступившее в силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, срок подачи которой равен одному году.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления (п. 4 ст. 139 НК РФ).
Порядок рассмотрения жалобы
Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).
Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). При этом срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов. О продлении срока в течение трех дней со дня принятия такого решения сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Приостановление обжалуемого акта
По общему правилу подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия (п. 1 ст. 141 НК РФ). Однако вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) вправе (но не обязан) приостановить исполнение обжалуемых актов или совершение обжалуемых действий (абз. 2 п. 3 ст. 138 НК РФ).
Решение о приостановлении принимается, если у лица, рассматривающего жалобу, имеются достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого налогоплательщиком решения в порядке ст. 141 НК РФ принимается в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
Принятие решения по жалобе
О принятом по жалобе решении налогоплательщику сообщается в течение трех дней со дня его принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
Требования к содержанию решения по результатам рассмотрения жалобы в Налоговом кодексе РФ не установлены.