Они обладают пространственными границами, которые, однако, могут изменяться в ходе их исторического существования
Третий аспект - радикальный отказ от понятия линейной эволюции и идеи “прогресса” как ее квинтэссенции. Понятие прогресса предполагает постоянную и однозначную направленность изменений, тогда как исторические факты свидетельствуют, что социальные процессы могут разворачиваться вспять, замедляться и останавливаться. По мнению И. Валлерстайна, историческая эволюция если и является детерминированной одной ключевой (и безальтернативной) логикой (это логика системного развития, ритма исторической системы), то интенсивность этой детерминации неравномерна и пульсирующая, она лишь постепенно набирает силу и также неизбежно подходит к своему исчерпанию, открывая дорогу целому спектру возможностей разворота развития в любом направлении. Когда историческая система вступает во временную полосу упадка, или разрыва (которые, по определению, случаются только один раз, и только в её конце), все, или почти все становится возможным и реализуемым, а минимальные человеческие усилия способны порождать целый спектр широкий спектр альтернатив.
Оригинальность подхода И. Валлерстайна состоит в том, что он предлагает принципиально новую исследовательскую перспективу анализа социальных, экономических и политических процессов, - мир-системную перспективу, в которой мир выступает как определенное системное и структурное целое, законы развития которого определяют траектории движения всех отдельных национальных обществ и государств. Непосредственное появление мир-системной теории относится к началу 70-х, когда рождался замысел и создавался первый том “Современной мир-системы” - главного произведения И. Валлерстайна (1974г.).
Принципиальная новизна подхода МСА к анализу глобальных структур истории заключается в акценте на примате “внешних”, экзогенных факторов социальных изменений, имеющих скорее не внутреннюю, а внешнюю, мир-системную природу. Как справедливо указывает И. Валлерстайн, мы не сможем понять динамику, или смысл социальных изменений, если будем по прежнему исходить из примата внутренних факторов изменений вне всего глобально-всемирного контекста развития каждого общества или государства. Не существует отдельных автономных и изолированных государственных, политических, культурных образований со своей собственной, имманентной логикой эволюции: “бесполезно анализировать процессы общественного развития наших многообразных национальных “обществ”, - пишет И. Валлерстайн, - так, как если бы они были автономными внутренне развивающимися структурами, в то время как они являются и всегда были в первую очередь структурами, созданными всемирными процессами и обретающими свою форму в качестве реакции на эти процессы”.
Одним из важных аспектов МСА является акцент на волновой природе развития исторических систем, которая выражается в исторической динамике циклических ритмов и вековых трендов. Важнейшим циклическим ритмом является т.н. кондратьевский цикл, который длиться в среднем 45-60 лет и состоит из двух фаз: расширения (А-фаза) и упадка (Б-фаза). Данный цикл отражает процесс создания крупнейших монополий (этот период образует фазу “А”), и их упадка в результате появления на рынке новых конкурентов (фаза “Б”). Вековые тренды (“логистики”) впервые выделены Р. Камероном и составляют период 150-300 лет. По мнению И. Валлерстайна, вековые тренды связаны с так называемыми “циклами гегемонии” тех или иных “великих держав” (Great Powers) в Капиталистической МЭ.
Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идёт несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира.
Как и предшественники в исследовании особенностей эволюции мировой культуры (П. А. Сорокин, Б. Р. Виппер, А. Л. Крёбер и др.), Валлерстайн выделят локальные образования, но называет их мини-системы. Указывает на последующее объединении их в миры-империи (персидская, римская и т. д.), распад, образование новых мини-систем и мир-империй. Так продолжалось, по мнению Валлерстайна, до XVI века, после чего впервые за время человеческого развития в истории стала утверждаться единая мир-система. За период своего существования она постепенно охватила весь земной шар. В основу ее образования лег принцип международного разделения труда, определивший позднее трехуровневую внутреннюю стратификацию на ядро (центр), полупериферию и периферию. Ядро (развитые страны) аккумулирует основной капитал и средства производства, а периферия (развивающиеся страны) специализируется на добыче сырья и неквалифицированном труде. Такая расстановка сил упрочивает гегемонию центра и усугубляет зависимое положение периферийных стран в пределах этой мир-системы.
Типы мир-систем.
Основной единицей геоисторического анализа у Валлерстайна являются исторические системы, которые могут существовать в двух основных формах: мини-систем и мир-систем, последние дифференцируются им на мир-империи и мир-экономик.Первый вариант исторических систем, мини-системы, представляют из себя пространственно небольшие, относительно кратковременные и культурно-однородные локальные образования, господствующей логикой развития которых является реципрокный (взаимный) обмен различными благами. Мини-системы основывались на присваивающей экономике и были очень неустойчивой формой развития, постоянная гибель которых, возможно, была следствием экологических бедствий или демографического роста. После перехода к производящей экономике в ходе сельскохозяйственной революции появилась возможность возникновения более значительных и устойчивых образований, - мир-систем, которые охватывали более широкие пространственно-временные границы.
В своих работах ученый дает несколько определений фундаментального понятия мир-система. Одно из них определяет мир-систему как “общественную систему, обладающую границами, структурой, группировкой участников, правилами легитимации и взаимодействия <…> Она имеет признаки организма в том смысле, что имеет жизненный интервал, в течение которого некоторые ее свойства меняются, а некоторые остаются неизменными” . Другое – поясняет, что мир-система – это “общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем”.При этом во всех случаях Валлерстайн настаивает (главным образом при переводе) на сохранении дефиса между словами мир и система. Для ученого этот орфографический знак имеет принципиальное значение. С помощью него, по мнению Валлерстайна, как раз и фиксируется целостность, как сущностная характеристика введенного им термина.
Мир-экономика представляет из себя “экономически самостоятельный кусок планеты, способный быть в основном самодостаточным, такой, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство”. Мир-экономики существуют поверх политических, культурных и религиозных границ характеризуясь тремя признаками:
1) они занимают определенное географическое пространство, границы которого могут колебаться;
2) в них всегда присутствует некий полюс, центр тяготения или экономическая столица;
3) вокруг этого центра образуются концентрические зоны: вокруг центра (или ядра) располагаются области “срединной зоны” полупериферийного типа, далее ближняя и дальняя периферия и, наконец, внешнее пространство. Классическими примерами устойчивых мир-экономик является Средиземноморье, Индия, Россия, Китай.
Наиболее общим и распространенным вариантом мир-систем в докапиталистическую и раннесовременную эпоху являлись мир-империи - широкие политические образования, которые отличались многообразием культурных кодов и которые в периоды экспансии разрушали и/или поглощали более слабые мини-системы и мир-экономики, и “высвобождали” их в периоды “сжатия” или упадка. Основной логикой системы являлось взимание военно-политическим центром ренты-налога (или дани) с локальных непосредственных производителей (в основном сельских общин) и его последующая административно-бюрократическая редистрибуция (перераспределение). Очевидно, что понятие мир-империи И. Валлерстайна близка различным “расширенным” версиям азиатского способа производства (трибутарного С. Амина, рентного В.П. Илюшечкина), в которых он рассматривается в качестве общего принципа развития всей докапиталистической формации, а не ее отдельного этапа (наряду с античным/рабовладельческим и феодальным).
Мир-экономики, в отличие от мир-империй, представляют из себя прежде всего объединенные экономические цепи производства, которые существуют поверх многочисленных политических границ. Мир-экономики интегрируются скорее экономически, чем политически: в отсутствие централизованного контроля экономические агенты обладали большей свободой в накоплении богатств. А политические образования внутри мир-экономики способствовали разделению труда и неравному распределению в масштабах всей системы. Основная логика мир-экономики заключается в том, что аккумулируемая прибыль распределяется неравномерным образом в пользу центра, а не периферии системы, т.е. тех, кто способен достигнуть различных видов временных монополий в рыночных сетях. Типологию исторических систем И. Валлерстайна можно суммировать в следующей таблице:
Тип исторической системы | Способ интеграции | Тип обмена |
мини-системы | традиционный (на основе отношений родства, обычая и т.д.) | взаимообмен (реципрокность) |
мир-империи | военно-политический | перераспределение (редистрибуция) |
мир-экономики | экономический | рыночный обмен |
И. Валлерстайн подчеркивает, что мир-экономики были всегда неустойчивыми и хрупкими образованиями, которые в докапиталистическую эпоху, как правило, поглощались или трансформировались в мир-империи. Скорее всего, наступление и откат как мир-империй, как и альтернативных им мир-экономик, носило циклический характер и тенденция к политической централизации (и административно-бюрократической редистрибуции) сменялась обратной тенденцией к децентрализации (и подъему приватных, частнохозяйственных сетей рыночного обмена).
В своих работах Валлерстайн рассматривал капиталистические мир-экономики. Если все докапиталистические мир-экономики, в конечном итоге, поглощались сосуществовавшими с ними мир-империями, то в начале “долгого XVI столетия” (т.е., около 1450 года), в силу ряда конъюнктурных причин в приатлантической части Европы, по мнению И. Валлерстайна, зарождается локальная мир-экономика, которая оказалась менее хрупкой чем другие. Вместо того, чтобы раствориться в более мощной континентальной мир-империи Габсбургов, она к концу данного длинного столетия выживает (т.е. к 1640 году) и сама начинает расползаться по всему свету, став каркасом для развития капиталистического способа производства.
Отличительными чертами капиталистической мир-экономики является:
1) непрерывное накопление капитала в качестве движущей силы КМЭ;
2) осевое разделение труда, создающее напряжение между центром и периферии системы, ибо неравный обмен внутри КМЭ принимает пространственные формы;
3) существование в структуре КМЭ полупериферийных зон;
4) значительная роль, наряду с наемным, различных форм ненаемного труда;
5) соответствие границ КМЭ границам межгосударственной системы суверенных государств;
6) происхождение КМЭ не в XIX, а значительно ранее - в “долгом XVI столетии”;
7) возникновение КМЭ первоначально в одной части мира (северо-западной Европе) и позднее ее распространение на весь остальной мир через особый процесс “инкорпорации”;
8) обязательное существование в структуре КМЭ государств-гегемонов, чей период полного и неоспоримого господства является, однако, относительно кратким;
9) вторичный характер государств, этнических групп и семейных единиц, которые постоянно создаются и пересоздаются;
10) фундаментальное значение расизма и сексизма в качестве организующих принципов функционирования системы КМЭ;
11) возникновение антисистемных движений, одновременно подрывающих и усиливающих КМЭ;
12) структурная модель циклических ритмов и вековых трендов, которые воплощают внутренние противоречия системы (и которые являются причиной системного кризиса КМЭ, переживаемого нами ныне).
Эволюция КМЭ представляет собой чередование периодов соперничества и гегемонии государств ядра за относительный (в противоположность мир-империям) контроль над мир-системой. В целом, понятие гегемонии можно определить в качестве таких отношений доминирования одних государств над другими, которые позволяет им устанавливать принципы, процедуры и правила поведения, общие для (всех остальных акторов и) всей международной системы в целом.
Минисистемы (англ. mini-systems) были характерны для первобытных обществ. Они основаны на отношениях взаимообмена.
Мир-системы (англ. world-system) характерны для сложных аграрных обществ.
Мир-экономики (англ. world-economies) представляют собой системы обществ, объединённых тесными экономическими связями, выступающие в качестве определённых эволюционирующих единиц, но не объединённые в единое политическое образование. C XVI в. феодальная Европа трансформируется в капиталистический мир-экономику. Весь современный мир представляет собой один единственный мир-систему — капиталистическую мировую экономику. Капиталистическая мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке — социалистические страны) и периферии (Третий мир). История ядра — история борьбы за гегемонию.
Мир-империи (англ. world-empire) характеризуются взиманием налогов (дани) с провинций и захваченных колоний.
Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему.
Относительно будущего Валлерстайн отрицал теорию модернизации, согласно которой возможно построить ядро без периферии.