Общие понятия в библиографии
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
С.М. Сивков
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебно-методическое пособие
Для бакалавров всех форм обучения
Краснодар
УДК 372.893(075)
ББК 63.3(02)
С 34
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент кафедры управления филиала Майкопского государственного технологического университета
И.Г. Иванцов
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории Южного института менеджмента
В.Д. Середа
С 34 | Сивков С.М. Библиография. Учебно-методическое пособие для бакалавров всех форм обучения – Краснодар: ЮИМ, 2012. ¾ 62 с. |
Учебно-методическое пособие включает в себя структуру дисциплины
, краткий конспект лекций, указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, вопросы и рекомендации по подготовке к зачету, список рекомендуемой литературы и приложений, предназначено для проведения семинарских занятий по очной и заочной формам обучения и организации самостоятельной работы по проверке и закреплению знаний при подготовке к зачетуу по дисциплине «Библиография» для студентов всех формы обучения по направлениям 080100 – экономика, 080500 – менеджмент, 100400- туризм, 035700-лингвистика.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
(протокол № 8 от 10.04.2012г.)
УДК 372.893(075)
ББК 63.3(02)
© Издательство ЮИМ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………….…………....4
1. Содержание дисциплины…………………..……………………………….………………….5
1.1 Содержание лекций……….………………………………………………….………….….…5
1.2 Содержание семинарских занятий………………………………………..…………….……5
2. Лекционный материал…………………………………………………………..………….…...6
2.1 Лекция 1Основы теории, истории и организации библиографии ….....................................6
2.2 Лекция 2Информационно-библиографические ресурсы по отраслевымкомплексам….8
2.3 Лекция 3Организация и методика библиографической работы библиотек ...………….10
2.4 Лекция 4Современные информационно-библиографическое ресурсы …..…….…….…13
3. Порядок выполнения контрольной работы…………………………………………………..17
3.1Указания по выполнению контрольных работ…………………………..……………….….17
3.2 Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………...18
4. Методические указания по подготовке к сдаче зачета………………………………………20
4.1 Вопросы для подготовки к сдаче зачета………………………………………………….….20
4.2 Рекомендации по подготовке к сдаче зачета……………………………….………………..20
5. Список рекомендуемой литературы………………………………..……….…...........................21
Заключение……………………………………………………………………………………………………22
Приложение 1 .Перечень основных стандартов, используемых в издательской
и научной деятельности…………………………………………………………………………....23
Приложение 2. Примеры библиографических записей (по ГОСТ 7.1–2003.
Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и
правила составления)………………………………………………………………………………24
Приложение 3 Сайты ведущих зарубежных библиотек мира………………………………...………………26
Предисловие
Подготовка выпускника-бакалавра предполагает формирование компетенций студента. Для реализации этих требований могут применяться различные средства и методы. Структура дисциплины предполагает проведение практических (семинарских) занятий в Краевой универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина и в научной библиотеке Южного института менеджмента, а также в компьютерном классе, оборудованном правовой справочно –информационной системой Консультант Плюс для студентов очной формы обучения..
В настоящем учебно-методическом пособии с учетом современного уровня развития библиографоведения излагается структура дисциплины, предлагается краткий конспект лекций, порядок выполнения контрольных работ, методические указания по подготовке к сдаче зачета, список рекомендуемой литературы и приложения.
Материалы пособия соответствуют основным положениям Федерального государственного образовательного стандарты высшего профессионального образования третьего поколения.
В соответствии с учебным планом Южного института менеджмента изучение дисциплины «Библиография» спланировано в 1-2 семестрах на первом курсе обучения, в зависимости от направления подготовки. В качестве итога в ходе промежуточной аттестации предусматривается сдача зачета.
Предложенное студентам учебно-методическое пособие дает возможность студентам заочной формы обучения изучить самостоятельно основные темы курса, выполнить контрольные работы, подготовиться к семинарским занятиям и сдаче зачета.
Издание содержит библиографию, включающую учебники, учебные пособия, список сайтов ведущих библиотек мира и России, перечень стандартов по написанию научных работ и другую информацию.
В результате изучения учебного курса студенты должны иметь представление о структуре и основных функциях, выполняемых современной библиотекой, получить навыки работы с нформационно-справочными ресурсами, уметь готовить библиографические списки литературы по интересующим их проблемам.
Основными целями дисциплины являются:
· формирование мировоззрения студентов;
· формирование базовых теоретических знаний в области библиографии;
· формирование представления об основных информационно-библиографических ресурсах в России и за рубежом;
· формирование компетенций анализа, сравнения, синтеза, системного мышления и др.в области информационных ресурсов;
· формирование компетенции многомерного видения научных проблем с точки зрения информационно-библиографических ресурсов;
· формирование компетенции творческого отношения к изучаемому материалу;
· формирование практических знаний и навыков в области работы с информационно-справочными системами;
Для реализации поставленной цели в процессе изучения учебной дисциплины «Библиография» решаются следующие задачи:
· формируется система знаний о библиографии как науке;
· рассматриваются вопросы организации библиографии в Российской Федерации;
· изучаются основы информационно-библиографического обеспечения науки и «бакалавриата»;
· изучаются различные информационно-библиографические ресурсы;
· обеспечивается усвоение теоретического материала;
· анализируются предпосылки создания современных информационно-справочных систем;
· определяются значение и роль некоторых информационных технологий в современном обществе;
· анализируются проблемы организации библиотечной работы в России ;
Автор выражает признательность рецензентам за полезные рекомендации, пожелания, а также ценные замечания, которые были учтены при подготовке учебно-методического пособия
Кандидат исторических наук, доцент кафедры Философии и истории
С.М. Сивков
1. Содержание дисциплины
1.1 Содержание лекций
Для изучения лекционного материала учебными планами института предусмотрено 8 часов для очной формы обучения и 2 часа для заочной.
Лекция 1.1: «Основы теории, истории и организации библиографии »
Вопросы:
1. Общие понятия в библиографии
2. Понятие библиографической информации
3. Информационно-библиографические ресурсы
Лекция 2.1 «Информационно-библиографические ресурсы по отраслевым комплексам»
Вопросы:
1.Информационно-библиографическое обеспечение науки
2. Информационно-библиографическое обеспечение «бакалавров».
3. Библиографические пособия в помощь популяризации изданий
Лекция 3.1: «Организация и методика библиографической работы библиотек»
Вопросы:
1. Организация библиографической работы в библиотеках
2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
3. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках
4. Библиографическое информирование в библиотеках
5. Работа библиотек по формированию информационной культуры
Лекция 4.1 «Современные информационно-библиографическое ресурсы»
Вопросы:
1.Информационные ресурсы глобальной сети «Internet»
2. Официальные сайты ведущих российских и зарубежных библиотек
3. Официальные сайты ведущих СМИ
4. Современные информационно-справочные системы
Содержание семинарских (практических) занятий
В соответствии с учебными планами института на проведение практических (семинарских) занятий выделено 10 часов аудиторной нагрузки для очной формы обучения и 4 часа для заочной.
Семинарское занятие 1.2: «Основы теории, истории и организации библиографии»
Вопросы:
1. Общие понятия в библиографии
2. Понятие библиографической информации
3. Информационно-библиографические ресурсы
4.Основные типы библиографических пособий
Практическое занятие 3.2 «Организация и методика библиографической работы научной библиотеки ЮИМ»
Вопросы:
1. Организация библиографической работы в научной библиотеке ЮИМ
2. Справочно-библиографический аппарат научной библиотеки ЮИМ
3. Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке ЮИМ
4. Библиографическое информирование в научной библиотеке ЮИМ
5. Составление библиографического списка литературы.
Практическое занятие 3.3-4 «Организация и методика библиографической работы библиотеки им. А.С. Пушкина»
Вопросы:
1. Организация библиографической работы в библиотеке им. А.С. Пушкина
2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
3. Электронный каталог библиотеки
4. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке
5. Библиографическое информирование в библиотеке
6. Оформление требования на необходимую литературу.
Практическое занятие 4.2«Современные информационно-библиографическое ресурсы»
Вопросы:
1.Информационные ресурсы глобальной сети «Internet»
2. Официальные сайты ведущих российских и зарубежных библиотек (поиск и выполнение заданий)
3. Официальные сайты ведущих СМИ (поиск и выполнение заданий)
4. Современные информационно-справочные системы ( работа в системе Консультант Плюс)
Лекционный материал
Лекция 1: «Основы теории, истории и организации библиографии »
Вопросы:
Общие понятия в библиографии