Государственный бюджет и проблема дефицита
Главным звеном финансовой системы является-государственныйбюджет, который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов государственной власти и местного
самоуправления.
С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы и расходы.
Бюджетные отношения можно объединить в три группы:
1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами .
Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного процесса).
В составе государственного бюджета выделяют следующих относительно самостоятельных звеньев:
· федеральный (республиканский) бюджет;
· бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты);
· местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Консолидированные бюджеты - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.
Государственный бюджет – это план государства по формированию доходов и распределению расходов.
Функции бюджета:
1. перераспределение национального дохода
2. стабилизация экономики
3. проведение социальной политики.
Основные доходные статьи: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на доходы, акцизы, Чрезвычайный налог, поступления от разбронирования государственных резервов и запасов.
Основные расходные статьи: финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий; финансирование народного хозяйства; дотации местным бюджетам областей; расходы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (включая пограничные и железнодорожные войска, оборонное, спортивно-техническое общество); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (включая внутренние войска),
Бюджет организуется в виде баланса доходов и расходов за определенный период.
Доходы бюджета формируются за счет источников, которые можно классифицировать по многообразным критериям.
Различаютвнутренние и внешние источники доходов. К внутренним относятся источники доходов, которые связаны с внутренним (национальным) производством товаров и услуг. Внешние источники доходов - это заемные средства, предоставляемые другими государствами или между народными организациями. Для бюджетов Российской Федерации основными являются внутренние источники доходов.
Доходы делятся также на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующими называют доходы, которые поступают в бюджет территории как доли доходных источников вышестоящих бюджетов. Эти доли (проценты, нормативы) утверждаются при принятии бюджета вышестоящего звена бюджетной системы.
Большинство налогов являются закрепленными доходными источниками.
Если использование регулирующих доходов не позволяет сбалансировать бюджеты территориальных образований, то для минимизации дефицитов региональных бюджетов применяются дотации и субвенции.Дотации - суммы, выделяемые из вышестоящего бюджета для осуществления бюджетных расходов в объеме минимальной достаточности. При предоставлении дотации целевое использование финансовых средств не оговаривается.Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из вышестоящего бюджета на конкретные цели, способствующие выравниванию социально-экономического развития соответствующего региона.
Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на две группы: расходы текущего (оперативного) характера- бюджет текущих расходови расходы капитального (инвестиционного) характера, илибюджет развития.
Важной проблемой бюджетных отношений является сбалансированность бюджета, что означает равенство доходной и расходной частей бюджета. Превышение расходов над доходами составляетдефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета в первую очередь финансируются расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Для обеспечения стабильности бюджетных отношений соответствующими представительными органами власти могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение допустимого уровня дефицита, то вводитсямеханизм секвестра расходов, которыйзаключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Дефицит государственного бюджета - неоднозначное явление. По мнению сторонников кейнсианства, умеренный дефицит - благо: увеличение государственных расходов способствует выходу экономики из кризиса. Вместе с тем накапливаемый бюджетный дефицит - проблема, ложащаяся на плечи будущих поколений. Дефицит бюджета порождает проблему государственного долга (суммарной величины непогашенных дефицитов государственных бюджетов, накопленной за все время существования страны). При возникновении дефицита бюджета встает проблема управления государственным долгом, то есть выпуск государственных займов, выплата процентов по ранее выпущенным займам и т.п.
Бюджеты разных уровней имеют различную структуру доходов и расходов. Объективной основой распределения доходов и расходов по разным уровням бюджетной системы является закрепление функций и полномочий за органами государственной власти и местного самоуправления.