Процессы, характеризующие изменения в современном международном экономическом пространстве. Приведите примеры интеграционных процессов в мире.

Изменения в международном-экономическом пространстве

- расширяются торгово-экономические связи на планете

- усиливаются интеграционные процессы в мировой экономике

- возрастают степень и масштабы взаимного влияния друг на друга, складывается региональная экономическая интеграция

- в рез-те расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов проходит постепенное размывание экономических границ между государствами

- процесс интернационализации, унификации, правил хозяйственной жизни

- тенденции либерализации внешних связей

Особенности экономики:

- складывание мирового спектра политики сил Европы

- дальнейшее расширение роли гос-ва в важнейших сферах жизни общества

Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики

Основными признаками интеграции являются:

·взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

·структурные изменения в экономике стран-участниц;

·необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Преимущества:

увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства; => возрастает конкуренция => происходит обеспечение лучших условий торговли => расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры => распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия:

·для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

·олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;

·эффект потерь от увеличения масштабов производства.

Существует пять основных форм экономической интеграции.

1. Международные зоны свободной торговли. В торговле между членами международной зоны отменяются все таможенные пошлины на товары, однако страны сохраняют национальные внешние таможенные тарифы, направленные против стран, не входящих в зону. Примером может служить Североамериканская зона свободной торговли, которая была создана в 1991 году и в состав которой вошли США, Канада, Мексика.

2. Таможенный союз. В таможенном союзе вводятся единые внешние тарифы в торговле с третьими странами. Таможенными союзами, по существу, являются Центрально-американский общий рынок, Сообщество и общий рынок стран Карибского бассейна.

3. Общий рынок. В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства, например, труда и капитала. Сегодня полностью соответствует параметрам общего рынка только Европейское сообщество (ЕС).

4. Экономический союз, в котором устранены все формы взаимных экономических дискриминаций. К этому уровню интеграции ближе всех подошли страны ЕС.

5. Полная экономическая интеграция. На стадии полной экономической интеграции “унифици­руются” кредитно-денежная и социальная политики, разрабатывается единая стратегия экономического развития, единая система налогообложения, а также создаются наднациональные органы и структуры власти, решения которых обязательны для каждого члена экономического союза.

Учреждение в 1979 г. Европейского парламента было шагом в направлении политического объединения Европы, что не менее важно, чем экономическая интеграция. Кроме этого, переход в 2000 году на единую валюту приведет к формированию в Европе единой кредитно-денежной, налоговой и валютной политики.

10)Европейский союз – состав, назначение, основные направления его деятельности, перспективы развития.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления его деятельности («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);

– «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Евросоюз обязан искать пути сотрудничества с такими странами как Турция и Россия, поскольку это является его гуманистической миссией и отвечает его экономическим интересам. Обсуждая вопросы расширения ЕС, чешская политика не должна забывать о Балканах, и, прежде всего, о Сербии.

Главное предназначение Европейского Союза - расширять зону мира, взаимопонимания, сотрудничества.

После вступления в ЕС стран-новобранцев процессы углубления интеграции распространяются на всю новую территорию ЕС. По мнению российских экономистов О. Буториной и Ю. Борко, высказанному несколько лет назад, "переход к Экономическому и валютному союзу сопряжен с такими трудностями, требует таких усилий и расходов, что как раз на лом переходном этапе расширение становится если не препятствием, то, по меньшей мере, тормозом". Теперь, после вступления 10 государств в ЕС, эта точка зрения выглядит еще более правомерной. Еврозона становится структурой, объединяющей меньшинство участников ЕС, причем итоги референдума в Швеции, надолго закрывшего путь к вступлению страны в ЭВС, почти наверняка отодвинут сроки введения евро в двух других странах – Великобритании и Дании.

Динамику ЕС в ближайшие 15–20 лет можно представить следующим образом:

· 2010 г. – страны "десятки" завершают переходный период полностью интегрируются в единый внутренний рынок ЕС с его "четырьмя свободами"; четыре государства – Венгрия, Мальта. Словения и Чехия – возможно, вступят в ЭВС; вероятно, к этому времени или несколько раньше к ЭВС присоединятся также Великобритания и Дания;

· 2010–2015 гг. – в ЭВС вступают остальные страны "десятки"; к концу периода завершают переходный период и полностью интегрируются в единый внутренний рынок Болгария и Румыния; членом ЕС становятся Турция, Хорватия, Македония;

· 2015–2020 гг. – Болгария и Румыния вступают в ЭВС, Турция, Хорватия, Македония завершают переходный период и, возможно, также присоединяется к ЭВС; в ЕС вступают Сербия и Черногория, Албания, Босния и Герцеговина.

Все это время институтам ЕС придется решать задачу координации макроэкономической политики трех групп государств: членов ЭВС, участников единого внутреннего рынка и новичков, находящихся в процессе адаптации. И все это время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие процессу реальной конвергенции трех десятков стран, который, по сути, начинается заново и займет, видимо, не меньше трех десятилетий. Цена этой политики будет измеряться сотнями миллиардов евро.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону (Австрия Бельгия Германия Греция Ирландия Испания Италия Кипр Люксембург Мальта Нидерланды Португалия Словакия Словения Финляндия Франция Эстония)

19 сентября 2012 года главы министерств иностранных дел 11 из 27 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию.

Главную роль в этой группе играют Германия и Франция, то есть крупнейшие и наиболее влиятельные государства Евросоюза.

Наши рекомендации