Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения.
Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений в данной теории являются кривые безразличия.
Кривая безразличия (idifference curve) – это линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, т.е. потребителю безразлично, какой набор товаров выбрать. Если потребителю все равно, какую комбинацию товаров предпочесть, то он находится в положении безразличия.
Кривые безразличия показывают, что хочет приобрести потребитель на определенный денежный доход.
Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.
Таблица безразличия
Комбинации | Единица продукта А | Единица продукта В |
s k i т |
При комбинации S продукта А (яблоки) мы потребляем в неделю 12 штук, а продукта В (груши) только 2, в комбинации K соответственно 6 и 4 и т.д. Если перенести эти данные на график, то получим изображение кривой безразличия U.
Точка на графике отражает комбинацию S предпочтений потребителя, а точка R2 — комбинацию К и т.д. Кривая безразличия представляет множество комбинаций блага А и блага В, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность.
Кривая безразличия
Множество кривых безразличия называются картой кривых безразличия.
Карта кривых безразличия
Следует указать на следующие основные черты кривых безразличия:
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные наборы. При этом между двумя любыми кривыми можно провести новую кривую безразличия (аксиома выбора).
2. Кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга (аксиома транзитивности).
3. Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон, т.е. она идет слева сверху и вправо вниз.
4. Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз (кривая выпукла относительно начала координат).
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов — budget constraint).
Бюджетная линияпоказывает различные комбинации двух продуктов, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход.
Например, если продукт А стоит 1,5 тыс. руб., а продукт В стоя 1 тыс. руб., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в табл. 5.2, при денежном доходе, равном 12 тыс. руб. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А (яблоки) так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В (груши). Или, отказавшись от 2 единиц продукта А и тем самым сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта А и 3 единицы продукта В. И так далее.
Бюджетная линия продуктов А и В, доступных покупателю с доходом 12 тыс. руб.
Единица продукта А (цена 1,5 тыс. руб.) | Единица продукта В (цена 1 тыс. руб.) | Суммарный расход (тыс. руб.) |
12(=12+0) | ||
12(=9+3) | ||
12(=6+6) | ||
12(=3+6) | ||
12(=0+12) |
На Рис. бюджетная линия изображена графически. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В (Рв) к цене товара А (РА).
Каждая точка этой прямой показывает, какое количество товара А (яблоки) и товара В (груши) может приобрести потребитель, располагая фиксированным доходом 12 тыс. руб. и тратя его полностью на покупку этих двух товаров при условии, что цены на груши и яблоки меняются.