Системы обязательной сертификации
Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется прежде всего на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечено выше, продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:
· потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных товаров, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;
· торговые организации получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;
· изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;
· таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе товаров на территорию РФ;
· сертификационные органы вместе с номенклатурой товаров получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;
· контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;
· технические комитеты по стандартизации благодаря этой информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.
На основании Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.
В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.
В 1998 г. В России действовало несколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сертификации однородной продукции) входит в состав системы ГОСТ Р. 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами исполнительной власти. Сокращенный перечень российских систем обязательной сертификации приведен в приложении 4.
Создавшиеся масштабы работ по обязательной сертификации, участие в ней различных органов федерального уровня требуют четкой координации. Координирующей функцией на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» наделен Госстандарт РФ. В его обязанности входит:
· формирование единой государственной политики в области сертификации,
· обеспечение взаимодействия в практике сертификации федеральных органов исполнительной власти,
· приведение в соответствие требований к объектам сертификации, проходящим сертификацию в различных системах,
· унификация методов и процедур контроля за сертифицированной продукцией,
· согласование номенклатуры объектов обязательной сертификации.
Разделение полномочий и сферы взаимодействия в области обязательной сертификации регламентируется двусторонним соглашениями Госстандарта РФ с федеральными органами исполнительной власти.
Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение Закона «О защите прав потребителей», организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке. Ежегодно в Системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. сертификатов соответствия на продукцию и услуги. Система ГОСТ Р выполняет задачи по сертификации импортируемой продукции. Для этого в ней аккредитованы зарубежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия), Сосьете Женераль (Швейцария), Мертконтроль (Венгрия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Восточной Азии).
В Системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сертификация. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.
На базе правил и принципов Системы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила Системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы, кроме Госстандарта, действует Госстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом «О сертификации продукции и услуг».
Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лабораторий. Основополагающий принцип Системы — построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ Р является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе «Правил по проведению сертификации в Российской Федерации». Каждая система сертификации однородной продукции утверждается Госстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспортным средствам, электрооборудованию, продукции строительного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуальной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального органа в большинстве случаев управления Госстандарта или его научно-исследовательские институты.
Госстандарт ведет Государственный реестр, который содержит основную информацию по сертификации: о выданных сертификатах; аккредитованных органах и испытательных лабораториях; утвержденных системах сертификации; аттестованных экспертах-аудиторах и др. Официальный язык Системы ГОСТ Р русский, но по согласованию сторон допускается оформление документации и на другом языке.
Основные принципы и правила Системы установлены комплексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, сертификация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие документы и конкретизирующие положения.
Период существования в России обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие проблемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования правил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной продукции «Правилам по проведению сертификации в РФ» и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе, в силу неравномерности географии их расположения не могут обеспечить полностью потребности в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров. В связи с этим рассматривается вопрос о подтверждении соответствия путем заявления декларации изготовителя (аналогично модулю А в практике ЕС, см. гл. 21).
Существуют также кадровые проблемы, которые касаются не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического характера.
И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Госстандарта по надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией.
Во многом проблемы связаны с тем, что формирование сертификации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование сертификации по мере становления российского рынка товаров и услуг.