Системы обязательной сертификации

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется прежде всего на потребительские то­вары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечено выше, продукция, подлежащая обязательной серти­фикации, включается в официальный перечень, который явля­ется важным документом для всех заинтересованных в серти­фикации, поскольку:

· потребители рассматривают перечень как источник ин­формации о гарантии своих прав на приобретение безо­пасных товаров, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;

· торговые организации получают возможность обосно­ванного выбора при размещении заказов;

· изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевре­менно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;

· таможенные органы получают сведения об объектах обя­зательного контроля при ввозе товаров на территорию РФ;

· сертификационные органы вместе с номенклатурой това­ров получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;

· контролирующие органы могут подготовиться к инспек­ционному контролю сертифицированной продукции, со­ставить планы и графики работ;

· технические комитеты по стандартизации благодаря этой информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продук­ции.

На основании Закона «О защите прав потребителей» Гос­стандарт РФ как национальный орган по сертификации потреби­тельских товаров установил номенклатуру товаров, которые под­лежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сель­скохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой хи­мии; изделия текстильной и легкой промышленности; электро­бытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицин­ская техника и приборы; автотранспортные средства; спортив­ное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.

В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; на­личие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоро­вью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в пере­чень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирую­щий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продук­ции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам офици­альные органы зарубежных стран.

В 1998 г. В России действовало несколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сертифика­ции однородной продукции) входит в состав системы ГОСТ Р. 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами исполнительной власти. Сокращенный перечень российских систем обязательной сертификации при­веден в приложении 4.

Создавшиеся масштабы работ по обязательной сертифика­ции, участие в ней различных органов федерального уровня требуют четкой координации. Координирующей функцией на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» наделен Гос­стандарт РФ. В его обязанности входит:

· формирование единой государственной политики в об­ласти сертификации,

· обеспечение взаимодействия в практике сертификации федеральных органов исполнительной власти,

· приведение в соответствие требований к объектам сер­тификации, проходящим сертификацию в различных системах,

· унификация методов и процедур контроля за сертифици­рованной продукцией,

· согласование номенклатуры объектов обязательной сер­тификации.

Разделение полномочий и сферы взаимодействия в области обязательной сертификации регламентируется двусторонним соглашениями Госстандарта РФ с федеральными органами ис­полнительной власти.

Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертифика­ции, созданная во исполнение Закона «О защите прав потреби­телей», организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однород­ной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в ус­тановленном порядке. Ежегодно в Системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. сертификатов соответствия на продукцию и ус­луги. Система ГОСТ Р выполняет задачи по сертификации им­портируемой продукции. Для этого в ней аккредитованы зару­бежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия), Сосьете Женераль (Швейцария), Мертконтроль (Венгрия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Восточной Азии).

В Системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сер­тификация. Практика показывает, что заявители на доброволь­ную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

На базе правил и принципов Системы ГОСТ Р сформиро­вана действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила Системы, апробированные в те­чение нескольких лет, легли в основу создания общих положе­ний по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признаю­щих ее правила, в том числе и органов государственного управ­ления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы, кроме Госстандарта, действует Госстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом «О сертификации продукции и услуг».

Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лаборато­рий. Основополагающий принцип Системы — построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ Р является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе «Правил по проведению сертификации в Российской Федерации». Каждая система сертификации однородной про­дукции утверждается Госстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспорт­ным средствам, электрооборудованию, продукции строитель­ного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуаль­ной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального ор­гана в большинстве случаев управления Госстандарта или его научно-исследовательские институты.

Госстандарт ведет Государственный реестр, который содер­жит основную информацию по сертификации: о выданных сер­тификатах; аккредитованных органах и испытательных лаборато­риях; утвержденных системах сертификации; аттестованных экспертах-аудиторах и др. Официальный язык Системы ГОСТ Р русский, но по согласованию сторон допускается оформление до­кументации и на другом языке.

Основные принципы и правила Системы установлены ком­плексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, серти­фикация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие доку­менты и конкретизирующие положения.

Период существования в России обязательной сертифика­ции в Системе ГОСТ Р слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие про­блемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования пра­вил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной про­дукции «Правилам по проведению сертификации в РФ» и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе, в силу неравномерности геогра­фии их расположения не могут обеспечить полностью потреб­ности в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров. В связи с этим рассматривается вопрос о подтверждении соответствия путем заявления деклара­ции изготовителя (аналогично модулю А в практике ЕС, см. гл. 21).

Существуют также кадровые проблемы, которые касаются не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического ха­рактера.

И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Госстан­дарта по надзору за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов и за сертифицированной продукцией.

Во многом проблемы связаны с тем, что формирование серти­фикации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование серти­фикации по мере становления российского рынка товаров и услуг.

Наши рекомендации