Туризм и развитие регионов
Существуют разные мнения о влиянии туризма на развитие экономики регионов и стран:
1) туризм помогает созданию новых рабочих мест, уменьшает дефицит валютных платежей в стране, усиливает экономику, дает возможность
развивать производство товаров и услуг, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские нужды и желания, выполняет функцию сглаживания, т.е.
происходит перераспределение доходов населения из регионов с более развитой экономикой в слаборазвитые регионы (страны), но располагающие богатыми природными ресурсами (сельскохозяйственными), что способствует
повышению уровня жизни населения данных регионов (стран);
2) туризм изменяет направление инвестиционной активности, ослабляет экономику, приводит к исчезновению обычаев и т.д.
Ни одно из мнений в чистом виде не является правильным. Истина как всегда посередине. Когда туризм развивается односторонне, то его влияние на экономику страны негативно из-за ослабления других отраслей производства и превращения экономики страны в экономику услуг. Необходимо, чтобы развитие туризма осуществлялось параллельно с развитием других отраслей.
Значительное влияние туризма на формирование валового национального продукта страны, изменение уровня безработицы и балансирование валютных платежей приводят к тому, что экономика туризма принимается во внимание при планировании развития экономики страны в целом. Развитие туризма трудно планировать и прогнозировать на длительное время, так как существует слишком много влияющих на него факторов. Но туризм можно организовать таким образом, чтобы было удобно быстро приспосабливаться к изменениям в экономике, политике и пр. В этом случае туризм будет важным фактором экономического прогресса страны.
Отметим, что для включения туризма в процесс развития экономики страны необходимо планировать и контролировать туристскую отрасль. Прежде всего, нужно определить объем ресурсов и лимиты для ее развития, возможные негативные результаты недоиспользования или перерасхода лимитов, базируясь на опыте предыдущих лет и других стран.
Менее чем за 400 лет путешествия и туризм превратились из времяпрепровождения, которое могли себе позволить только состоятельные люди, в огромную индустрию, являющуюся важнейшим участником мировой торговли. Во многих странах именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностранной валюте.
Рассмотрим более детально этот важный фактор.
Ни одна страна не может произвести всю продукцию и все товары и обеспечить все виды услуг, которые необходимы самой стране и ее населению, поскольку каждая страна:
- рассчитывает, прежде всего, на свои природные ресурсы, будь то
промышленное сырье, сельскохозяйственные ресурсы, туристские достопримечательности и т.д.;
- специализируется на производстве такой продукции (услуг), в изготовлении которой она больше всего преуспевает и на производство которой идут ее собственные ресурсы;
- стремится продать (экспортировать) излишки своей продукции (услуг) другим странам;
- использует доход от своего экспорта для оплаты закупок (импорта) из других стран, т.е. это та продукция (услуги), которую она вообще не может произвести (обеспечить) сама или не может произвести (обеспечить) в должном количестве и должного качества для удовлетворения всех своих потребностей.
Применительно к туризму существуют такие понятия, как «видимая» и «невидимая» торговля («видимый» и «невидимый» экспорт и импорт).
«Видимая» торговля - импорт и экспорт осязаемой, материальной продукции, такой, как сырье и товары.
«Невидимая» торговля - импорт и экспорт услуг.
Следует дать и некоторые другие необходимые определения.
Торговый баланс - соотношение между стоимостью «видимого» экспорта страны и стоимостью ее «видимого» импорта за определенный период.
Торговый баланс называется активным, когда стоимость вывезенных товаров превышает стоимость ввезенных товаров, а пассивным — при обратном соотношении. Торговый баланс представляет собой составную часть платежного баланса.
Платежный баланс - соотношение платежей, поступивших из-за границы в данную страну, и платежей, произведенных ею другим странам, за определенный период (год, месяц и т.д.). Превышение платежей других стран делает платежный баланс страны активным, а превышение платежей данной страны делает его пассивным.
Каждая страна пытается сбалансировать полную стоимость своего импорта с полной стоимостью своего экспорта, но не всем удается добиться такого равновесия. В итоге получается неблагоприятный платежный баланс, или дефицит. В случае большого дефицита происходит утечка ресурсов из страны, что приводит к необходимости делать займы за рубежом, уменьшать объем импорта и предпринимать шаги к увеличению объема экспорта. В такой ситуации развитие туризма может существенно поправить положение. Многие страны, в том числе такие высокоразвитые, как США, Англия, Франция, Испания и Германия, понимают» значение дохода от туризма для экономики своих стран и прикладывают много усилий для привлечения иностранных туристов.