Специализация и комплексное развитие регионов

Экономический район является сложной системой, в которой осуществляется внутрирегиональный производственный процесс и происходит межрайонный обмен товарами и услугами. Основной функцией этих хозяйственных процессов является специализация - производство не только для обеспечения собственных нужд, но прежде всего на внешний, относительно района рынок. Специализация вызывает необходимость удовлетворения части районных потребностей за счёт ввоза недостающих товаров и услуг из других районов.

Специализация района: 1. прямая - его функционирование относительно других районов, т.е. его межрайонная функция; 2. косвенная - отражает участие той или иной отрасли района в региональном производственном процессе и в формировании других отраслей прямой специализации; 3. внутриотраслевая - обеспечивает обмен товарами между производственными и потребляющими районами.

Если оценивать отрасли какого-либо района исходя из определения специализации, то все они могут быть разделены на межрегиональные и внутрирегиональные. Отрасли межрегионального значения (рыночной специализации) определяют хозяйственную специализацию района (районообразующие). Отрасли внутрирайонного значения (дополняющие) удовлетворяют собственно потребности данного района.

Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики. Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада региона в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения региона.

Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения между: 1. отраслями специализации и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями; 2. добывающей и обрабатывающей промышленностью; 3. легкой и тяжелой промышленностью; 4. промышленностью и сельским хозяйством; 5. производственной и социальной инфраструктурой; 6. сферой производства и сферой услуг.

К показателям комплексности регионального хозяйства относятся: 1) объем продукции внутрирегионального производства, потребляемой в регионе; 2) удельный вес продукции межотраслевого применения; 3) степень использования региональных ресурсов; 4) отраслевая структура хозяйства региона.

На базе регионального хозяйственного комплекса возможно создание простых и сложных отраслевых комплексов. Простой комплекс – это сочетание обособленных отраслей специализации, почти не связанных между собой, и обслуживающих отраслей. Сложный комплекс предполагает, помимо этого, непосредственные производственные связи. Эти связи могут идти как по вертикали, т.е. от исходного сырья к готовой продукции (добыча угля – коксохимия, сельское хозяйство – пищевая промышленность), так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля – коксохимия – производство азотных удобрений – сельское хозяйство и т.д.).

22. Принципы планового размещения производительных сил, использовавшиеся в советской экономике.

Принципы размещения производительных сил отражают те основы, на которых базируется размещение производства в стране, они конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности. Принципы размещения производительных сил конкретизируют и дополняют выявленные закономерности. Выделяют:

1) приближения производства к источникам сырья и районам потребления продукции;

2) укрепления обороноспособности страны;

3) обеспечения рационального территориального разделения труда и специализации регионов;

4) охраны природы и рационального природопользования;

5) международного территориального разделения труда;

6) ориентация на ускоренный экономический и культурный подъем ранее отсталых национальных районов страны;

7) выравнивание уровней экономического и социального развития республик и районов страны.

23. Инструменты управления территориальным развитием, использовавшиеся в централизованно планируемой экономике.

К конкретным инструментам управления территориальным развитием, наиболее активно использовавшимся в централизованно планируемой советской экономике в последние два десятилетия существования СССР, можно отнести следующие:

1. централизованное утверждение перечней и титульных списков важнейших вновь начинаемых и переходящих строек;

2. лимитирование, нормирование и распределение материальных и топливно-энергетических ресурсов по союзным республикам;

3. директивное перераспределение рабочей силы между республиками, областями, между городской и сельской местностью, а также установление нормативов з/п;

4. миграционные субсидии гражданам при переезде по организованному набору, общественным призывам партийных и комсомольских;

5. установление районных коэффициентов к заработной плате для рабочих и служащих предприятий и организаций, расположенных в северных и восточных регионах страны, а также с тяжелыми природно-климатическими условиями и недостаточно обеспеченных кадрами;

6. жесткое закрепление межрегиональных транспортных связей;

7. запреты на строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий по периодически уточняемому списку крупных городов страны;

8. установление заданий по выводу из крупных городов в другие пункты промышленных предприятий и отдельных производств, научно-исследовательских и проектных институтов;

9. использование прописки и в целом паспортного режима для закрепления трудовых ресурсов в определенных регионах и контроля миграционных процессов;

10. определение и уточнение перечня территориально-производственных комплексов союзного значения;

11. дотации, выделяемые вышестоящими бюджетами для сбалансированности нижестоящих бюджетов и др.

Наши рекомендации