Раздел 2. Формирование цен на продукцию в различных отраслях экономики
В отраслевом плане структура экономики представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.
Производственная сфера включает:
отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;
отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
К непроизводственной сфере относят:
жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
пассажирский транспорт;
связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
здравоохранение, физическую культуру;
социальное обеспечение;
образование;
науку и научное обслуживание;
культуру и искусство;
кредитование, финансирование и страхование;
государственное управление;
оборона и охрана общественного порядка.
В целях реализации государственной ценовой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:
1. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.
2. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.
3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»:
- Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
- Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях
- Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
- Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
- Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
При определении цены продукции, как в производственной так и непроизводственной сфере, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы:
уровень потребительского спроса на эту продукцию;
эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий - монополистов);
уровень цен на аналогичную продукцию предприятий - конкурентов.
При определении цен на продукцию, производимую предприятием, используются следующие методы:
расчет цен, исходя из себестоимости и прибыли (в процентном отношении к себестоимости или на вложенный капитал);
ориентации на покупательский спрос продукции, выпускаемой предприятием (чем выше спрос, тем выше цена продукции, и наоборот, в результате чего при неизменной себестоимости продукции продается по разным ценам в зависимости от места и времени продаж);
использование среднеотраслевых цен;
ориентация на цены продукции, выпускаемой предприятиями - конкурентами (ценового лидера).
Приказ Минэкономики РФ от 1 октября 1997 года № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
Естественные монополии
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее также – Закон о естественных монополиях) регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6) услуги по передаче электрической энергии;
7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
8) услуги по передаче тепловой энергии;
9) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
10) захоронение радиоактивных отходов;
11) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
12) ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Закон о естественных монополиях уже не отвечает тем требованиям, ради которых он принимался и, более того, вступает в противоречие с постоянно меняющимся гражданским и антимонопольным законодательством, в связи с чем в настоящее время часто обсуждается вопрос о реформировании Закона о естественных монополиях.
По статистике нарушения антимонопольного законодательства на рынках в важнейших инфраструктурных сферах составляют примерно 85% от общего количества таких нарушений антимонопольного законодательства, как злоупотребление доминирующим положением, и почти половина из них приходится на сферы естественных монополий.
Неэффективное тарифное регулирование в отраслях естественных монополий способно создавать угрозу для конкуренции. В определенных случаях неверно установленные тарифы могут оказывать негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, и приводить к потерям для покупателей. Уровень тарифов для конечных потребителей, также как и тарифов на использование ключевых инфраструктурных мощностей, влияет на стимулы для входа в отрасль новых участников, в то время как вход является необходимым условием успеха реформы.
Ведомства, в полномочия которых в 90-е годы входило регулирование тарифов, ввиду ряда причин, в особенности политических, не могли сохранить независимость от монополий. Примечательно, что уже в рамках указанного периода возникла необходимость перехода от затратных методов регулирования тарифов к методам, ориентированным на анализ рынка,в связи с чем при создании министерства по антимонопольной политике было решено передать ему функции тарифного регулирования.
С 2004 года система управления тарифами снова поменялась. Функции тарифного регулирования были переданы тарифному регулятору – Федеральной службе по тарифам (ФСТ России). И по прошествии более чем десятилетнего периода, стало очевидно, что регулируемые монополии представляют собой негативное явление для экономики, в том числе и ввиду неудачной модели тарифного регулирования. Например, тарифы на услуги по передаче электроэнергии росли вдвое быстрее нерегулируемых цен в секторе электроэнергетики. Потребители несли издержки в виде растущих тарифов, а инфраструктура не обновлялась. На сегодняшний день тарифное регулирование вернулось к антимонопольному органу, который должен стать инструментом повышения эффективности монополий, снижения издержек экономики и стимулирования конкуренции. Необходимой же тому предпосылкой является, прежде всего, выявление проблем в сфере тарифного регулирования и поиск способов их разрешения.
Другой проблемой является отсутствие системности и единства законодательства, посвященного вопросам тарифного регулирования. Очевидно, что рассматриваемая сфера является одним из наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни, а, следовательно, основные принципы и подходы к установлению и регулированию тарифов должны быть закреплены в таком нормативном правовом акте, как закон, в то время как подзаконные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что нормы права, посвященные тарифному регулированию, содержатся преимущественно в подзаконных нормативных актах, что является существенным недостатком юридической техники, приводит к проблемам в процессе правоприменения и негативно отражается на деятельности хозяйствующих субъектов и развитии экономики в целом.
Если же говорить о содержании действующих подзаконных нормативных актов в сфере тарифного регулирования, то зачастую не представляется возможным прийти к их однозначному толкованию, что равнозначно невозможности правильного и единообразного применения указанных норм. Это зачастую ведет к дискриминации регулируемых организаций со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Другая проблема - рост тарифов естественных монополий, который традиционно считается одной из наиболее существенных преград для развития бизнеса. Это прямой удар по конкурентоспособности, как отдельных отраслей, так и российской экономики в целом.
Для улучшения сложившейся ситуации в сфере тарифного регулирования требуется принятие целого комплекса мер, среди которых можно выделить следующие:
1) системные усовершенствования законодательства о естественных монополиях, в частности, путем:
· расширения спектра методов тарифного регулирования;
· принятия процедур, обязательных при реализации метода установления долгосрочных тарифов, а также метода RAB;
· анализ рынка должен стать ключевым этапом принятия решения о введении, изменении и прекращении регулирования тарифов;
· детальная регламентация процедур принятия и обжалования решений по тарифам;
2) совершенствование системы долгосрочных и краткосрочных договоров как в сферах естественных монополий, так и в сопряженных с ними сферах;
3) повышение эффективности функционирования отраслевых коммерческих инфраструктур;
4) совершенствование стандартов раскрытия информации, учета затрат и доходов, статистической отчетности по видам деятельности;
5) совершенствование программных документов по повышению эффективности естественных монополий и развитию конкуренции в сопряженных с ними сферах;
6) принятие решений по дерегулированию в отдельных сферах с развитой конкуренцией;
7) недискриминационный доступ в сферах естественных монополий и сопряженных с ними сферах и инфраструктуре;
8) совершенствование системы и структуры органов контроля и регулирования.