Формы и виды собственности.
В хозяйственной деятельности людей существуют три основные формы собственности: частная, государственная (коллективная) и муниципальная (коммунальная) (рис. 3).
В условиях системы частной собственностисобственником является тот, чье слово в решении вопросов об использовании ресурса признается окончательным. Таким образом, отдельные индивидуумы находятся в привилегированном положении в смысле доступа к тем или иным ресурсам; доступ открыт только собственнику или лицам, которым он передал или делегировал свои правомочия. Он сам определяет, как использовать или кому и на каких условиях передавать принадлежащие ему блага.
При системе государственной (коллективной) собственностипроблема решается установлением правил, согласно которым доступ к редким ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества в целом. Это предполагает, во-первых, установление принципов, определяющих, в чем же именно заключается коллективный интерес (благо общества), а во-вторых, создание процедур, выражающие эти общие принципы в конкретных способах принятия решений по использованию каждого отдельного ресурса (т.е. решается ли это голосованием, делегированием прав профессиональным экспертам, единоличным распоряжением верховного руководителя и т.д.). В этих условиях никто не находится в привилегированном положении в том смысле, что как индивидуумы все они отчуждены от доступа к ресурсам: ничьи личные интересы не признаются достаточными для распоряжения ими. Совладельцы государственной собственности не обладают единоличными, исключительными, продаваемыми на рынке правами на использование ресурса. Особый характер носит и целевая функция государственных предприятий; она не исчерпывается максимизацией прибыли и может подчиняться разного рода внеэкономическим целям: социальным, политическим, культурным.
При системе муниципальной или коммунальной собственности также никто не находится в привилегированном положении. Но здесь, напротив, доступ открыт всем без исключения. При такой форме собственности права в экономике полностью размыты, не установлены и не определены. Коммунальная собственность «ничья»; общество, целиком построенное на подобной основе, являло бы пример общества без правил. Но поскольку предложение большинства ресурсов ограничено, обычно действует принцип – «первый захватил, первым воспользовался». Он и становится неформальным регулятором доступа к ресурсам.
Как показывает опыт, три формы собственности никогда не существуют в чистом виде, во всех обществах они "перемешаны" в различных пропорциях, поэтому в реальной экономической жизни выделяют еще смешанную форму собственности.При этом на некоторые виды ресурсов везде распространяется одна и та же форма собственности. Так, практически повсеместно предметы одежды находятся в индивидуальной собственности, городские парки - в общедоступной, оборона - в государственной и т.д.
В настоящее время в России, как и в большинстве стран современного мира, выделяются следующие формы собственности: государственная (в том числе, федеральная и субъектов федерации), муниципальная, собственность общественных объединений (организаций), частная (индивидуальная групповая) и др.
В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика любой страны функционирует как самостоятельная большая система, которая включает много разных видов деятельности. И каждое звено этой системы может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, то есть находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.
Таким образом, экономическая система- это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Система всегда находится в развитии, обладает определенными свойствами. Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо рассматривать его в процессе исторического развития.
Понимание исторического процесса у разных ученых-экономистов современности не одинаково, что объясняется использованием различных критериев для характеристики данного процесса.
Например, известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. Его применял К. Маркс, который выделял три основные формации:
• первичная (архаичная), куда относятся первобытнообщинный и азиатский способы производства;
• вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
• коммунистическая.
К. Маркс считал, что коммунизм есть "не идеальный способ производства", а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которого является уничтожение частной собственности. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Способ производства- это не только определенный способ добывания и преобразования веществ природы, но и особый способ присвоения труда непосредственных производителей и его результатов, обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общественной формой труда.
Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнения, поскольку оно применимо лишь к Западной Европе и не учитывает азиатский способ производства, широко распространенный в древних цивилизациях Востока.
Современная экономическая мысль на основании критерия "степень индустриального развития общества" выделяет: индустриальное, постиндустриальное, неиндустриальное (информационное) общества (Джон Гэлбрейт и др.).
Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:
• по форме собственности на средства производства;
• по способу координации и управления хозяйственной деятельностью.
В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности.
Экономика рассматривает два основных способа координации и управления хозяйственной деятельностью: спонтанный или стихийный порядок и иерархия. При спонтанных порядкахинформация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Если, например, цены на ресурсы и произведенные с их помощью блага изменяются, то хозяйственные агенты получают информацию, что следует предпринять в ответ, как следует изменить объем производства этих благ. Таким образом, механизм колебания цен может скоординировать экономический выбор людей. Спонтанный порядок возник естественным путем, и он называется рынок.
Но есть и другой способ получения информации, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность. Иерархия- это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственным производителям.
На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида.
Традиционная экономическая система'- это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она распространена в слаборазвитых странах с многоукладной экономикой и базируется на отсталой технологии, широком применении ручного труда.
Чистый капитализмили капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает существование большого числа самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается только защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Полярной чистому капитализму является командно-административная экономика,для которой характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. План конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, по районам страны. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения.
В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командно-административной экономики, то есть проявляются как смешанные системы. Смешанная экономика- это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ; государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка.
Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика - экономика, которая находится в процессе изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и при смене одного типа хозяйства другим. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого осуществляется смена общественных отношений одного типа на другой, как это сейчас происходит в России.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. В современной капиталистической системе существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченныхслоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональной социализации", при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.
Социальное рыночное хозяйство ФРГ сформировалось на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно воздействует на экономические процессы: влияет на цены, пошлины, технические нормы.
Сегодня Россия находится на перепутье, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями. Однако необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционно высокая роль государства в России, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию государства в экономике сужают этот теоретически широкий выбор модели социального рыночного хозяйства.