Понятие и развитие системы маркетинга в АПК.
Система маркетинга включает различные потоки продукции (каналы маркетинга), множество посредников (предприятия в системе маркетинга) и разнообразные формы деловой активности (функции маркетинга). Внутри системы принимаются миллионы решений, оказывающих влияние на качество, ассортимент и стоимость продукции сельского хозяйства.
Система маркетинга состоит из взаимосвязанных элементов, которые соответствуют удовлетворению потребностей предприятий, отраслей и общества в целом.
Система сельскохозяйственного маркетинга включает два основных вида деятельности. Один из них связан с физическим перемещением, хранением, переработкой и передачей сырья и готовой продукции по мере их продвижения от производителя к потребителю, другой — с процессами обмена и ценообразования в рыночной системе. Последний — экономический — аспект рыночной системы не всегда заметен, но отнюдь не менее важен, чем физическое перемещение товаров.
Сфера сельскохозяйственного маркетинга неизбежно предполагает определенный конфликт экономических интересов ее участников. Потребители заинтересованы в приобретении продуктов наивысшего качества по минимально возможной цене. Производители, наоборот, заинтересованы в получении максимально возможного дохода от реализации продукции. Посредники заинтересованы в максимально возможной прибыли от своих операций на рынке. Одна из главных задач системы маркетинга — примирить интересы сторон.
Система сельскохозяйственного маркетинга начинается с производителяпродукции. Характер и способы предложения этой продукции оказывают определяющее влияние на организацию и функционирование системы. С другой стороны, сама динамика процесса маркетинга может непосредственно влиять на сельскохозяйственное производство.
3. Задача. Группа кооперативов ставит целью использовать имеющиеся у них преимущества с целью создания общего парка тракторов, сельскохозяйственных машин, складских помещений, модулей по переработке молока. Объясните конструкцию задачи, основные ограничения ЭММ.
Конструкция задачи имеет блочно-диагональную структуру, где каждый производственный блок отражает индивидуальные особенности работы каждого кооператива.
Площадь диагональной стр-ры, где каждый производственный кооператив с особенностью своего функц-ния занимает отд.производ-нный блок.
Ограничения каждого производ-ого блока совпадают с огранич. Задачи оптимизации производственной стр-ры за минусом ограничений по выполнению договорных поставок.Осн. Огранич.следующие:
- по использованию с.х угодий
- по балансам труда
- по балансам пит.в-в, основных и побочных кормов
- по содержанию пит.в-в в доп.кормах обазначенных скользящими переменными
- ограничения на скользящие переменные
- технологические ограничения
Должна быть целевая функция – максимальный совместный эффект, где: ПСБ – промежуточно связующие блоки, кот.содержат огранич-я, описывающие межхоз-ные связи м/у отдельными копер-вами и группами по поводу передачи, обмена, продажи ресурсов либо совместному исп-нию узкопрофильной техники.
СБ – связующий блок, в кот. входят огранич-я, кот.хар-ют общие интересы всех входящих в объединения кооперат-вов – это ограничения по реал-ции продукции, по формир-нию и распред-нию рез-тов произ-ва (прибыли), это ограничения по исп-нию мощностей хранения и переработки.
Й 1.Методы управления
Методы управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. В основе последующей классификации лежат побудительные мотивы отдельных работников к труду, их потребности и интересы. Именно они определяют поведение людей. Выделяют следующие виды методов:(1) Экономические (2) Организационно-распорядительные (3) Социально-психологические
Экономические методы управления – система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно и организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.
Система экон. методов управления опирается на следующие рычаги хозяйствования:
Планирование. Призвано обеспечить научную обоснованную организацию управления.
Экон. анализ. Эффективное управление, правильное решение экон. и социальных проблем базируется на глубоком анализе фактич. состояния дел.
Организационно-распорядительные методы включают в себя приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы, авторитета и власти (указы, законы, постановления). Эти методы устанавливают обязанности, права и ответственность каждого руководителя и подчиненного. Они должны обеспечить персональную ответственность работников, аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов. Способы воздействия:
1. Организационные: Регламентирование, нормирование, инструктирование.
2. Распорядительные: Постановления, приказы, распоряжения.
Социально – психологические методы. Эффективная работа предприятия зависит от многих обстоятельств и среди них особое место принадлежит человеческому фактору. Задача каждого руководителя: умело управлять настроением подчиненных, способствовать удовлетворению их потребности в самореализации. К таким методам относятся: соц. планирование, моральное стимулирование, убеждение, соревнование.
2. С/х как отрасль нар/х, его место в нар/хоз. комплексе.
На всех этапах развития человеч. общества с/х играло и играет чрезвычайно важную роль. Гл. целью его явл-ся достижение устойчивого роста С/х пр-ва , надежное обеспечение страны продуктами питания и с/х сырьем, объединение усилий с др. отраслями АПК для получения высоких конечных результатов.
С/х наиболее сложная и трудоёмкая отрасль как в АПК, так и во всём нар/хоз комплексе. Обусловлено это, прежде всего, воздействием на производство природно-климатических условий.
Отрицательное их влияние может быть в определённой степени нивелировано биологическими, технико-технологическими и организационно-экономическими факторами (высокопродукт. породы животных и сорта раст., освоение прогрессивных технологий, форм отрганизации и производства и т.д.). Положение усугубилось с началом реформирования экономики. Сегодня наша экономика переживает кризис (проблемы): снизились объёмы ВП с/х, недостаточно удовлетворяется потребность населения в продовольствии собственного производства, разбалансировались межотраслевые связи в АПК, из-за диспаритета цен с/х производители получают лишь 10-20% дохода от конечной продукции, ухудшилась материально-техническая база с/х, с/х предприятия вносят мало минеральных удобрений, финансовые результаты деятельности предприятий значительно ухудшились (убыточные предприятия).Специфика отрасли: -гл. ср-во пр-ва – земля, является ср-м пр-ва и предметом труда (выращивание и пахота); -экономический процесс в с/х переплетается с биологическим. Средствами производства являются биологические организмы, развивающиеся на основе биологических законов; -с/х зависит от природно-климатических условий; -несовпадение рабочего периода (35 дней) с периодом пр-ва (310 дней); -продукция с/х используется в дальнейшем процессе пр-ва для внутренних целей (семена); - техника в с/х специфическая и используется на отдельных операциях; -в с/х отсутствует общественное разделение труда; -углубленная специализация в выращ-нии культур; -отсутствуют условия на монополию на с/х продукцию;-ценовая неэластичность спроса на с/х продукцию..
Обобщающие результативные показатели: прибыль на100 га с/х угодий, и на 100 руб. затрат(рентабельность), факториальные: качественная оценка земель, ур-нь распаханности, трудообеспеченности, фондо- и энергооснащенности, обеспеченности ОФ оборот. ср-вами , концентрации, специализации, материального вознаграждения работников.
3. Задача. В хозяйстве имеется 2300 га пашни, 600 га естественных сенокосов, 320 га естественных и 120 га культурных пастбищ, а также 30 га сада. Определить площадь условной пашни, если урожайность сеяных трав на сено составила 28 ц/га, зеленой массы сеяных трав - 140, естественных сенокосов - 12, зеленой массы с естественных пастбищ- 60, зеленой массы культурных пастбищ - 140 ц/га.
Коэф-ты перевода в условную пашню: пашня-1, сады -0,5, сенокосы – (12/28=0,43), естеств. пастбища = (60/140=0,43), культ.паст.=(140/140=1)
Площадь усл. пашни=площади соответствующего угодья *коэфф. перевода: 2300*1+600*0,43+320*0,43+120*1+30*0,5= 2830,6 (га)
Й 1.Бизнес-планирование
Назначение: помочь предпринимателям решить следующие задачи:
-исследовать ёмкость и перспективы развития будущего рынка сбыта
-определить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции и оценить потенциальную прибыльность задуманного проекта. -выявит возможные препятствия -определить те показатели и параметры, по которым можно будет регулярно определять, удачно ли осуществляется проект.
Бизнес-план – документ перспективный и составляется на 3-5 лет вперёд.
Разрабатывая бизнес-план, необходимо определить масштабы и сроки осуществления проекта, а также ожидаемой прибыли. Вместе с тем не только прибыль должна находится в зоне внимания предприним. Программа предприним действий должна ставить перед собой и социальные цели. Бизнес-план должен обязательно содержать характеристику предпринимательского продукта. План должен отвечать на вопрос о круге потребителей товаров и потребностях, которые он должен удовлетворить. Должна быть определена программа действий по реализации плана. Целесообразно сопровождать бизнес-план детальным анализом долговременных последствий осуществления предпринимательского проекта. Бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, описание предлагаемого продукта, анализ рынка сбыта, конкуренция на рынках сбыта, план маркетинга, производственный план, организационный план, юридический план, оценка степени риска и страхование, финансовый план, стратегия финансирования.
2. Кормовой план и кормовой баланс. При выборе типов кормления и рационов учитывают конкретные условия для возделывания кормовых культур, имеющиеся возможности для получения отдельных видов кормов. В этих целях производится организационно-экономическая их оценка с использованием следующих основных показателей: выхода кормовых единиц и ПП с 1 га, себестоимости кормовой единицы и затрат труда на центнер кормовых единиц. Такая оценка осуществляется по взаимозаменяемым культурам, дающим одноименные виды кормов.
Особое значение при выборе культур для полевого кормопроизводства придается содержанию в них ПП. В полноценном рационе на каждую кормовую единицу должно приходиться его 100-110 г. Проблема кормового белка - наиболее сложная в комплексе вопросов организации кормовой базы. Недостаток его в рационах приводит к большому перерасходу кормов на единицу продукции, резко снижает продуктивность животных.
Проводят сравнительную комплексную эко оценку кормовых культур и видов кормов с использованием ряда показателей: урожайность кормовых культур; выход кормовых единиц и переваримого протеина с 1 га посева данной кормовой культуры; себестоимость 1 ц кормов в натуре, кормовой и условной кормопротеиновой единицы; выход кормовых и условных кормопротеиновых единиц на 1 чел-ч и рубль производственных затрат; размер валовой продукции на гектар посева определенной кормовой культуры или единицу кормов. В последнее время все чаще стал применяться такой показатель, как выход энергии с единицы корма. Важнейшим показателем экономической оценки кормовых культур является урожайность. Важным показателем качества кормовых культур является содержание в них кормовых единиц, переваримого протеина, витаминов, микро- и макроэлементов. Под наиболее урожайные, менее трудоемкие и дешевые культуры обычно отводят наибольшую площадь. Важно также правильное сочетание малобелковых, но более урожайных кормовых культур, дающих основную массу органического вещества, с менее урожайными но высокобелковыми культурами. Выход КПЕ=Ке+(ПП*10):2
Ке - количество кормовых единиц с 1 га или в 1 ц корма, ц;
Пр - количество переваримого протеина с 1 га или в корма, ц;
10 и 2 расчетные коэффициенты, отражающие соотношение кормовых единиц и переваримого протеина в килограмме овса принятого в качестве эталона оценки кормовых культур и кормов.
Для определения с/с центнера кормовых единиц, себестоимость кормов делят на содержание в них количества этих единиц.
В организации кормопроизводства важное значение имеет обоснованно составленный кормовой план, под которым понимается рассчитанная с использованием соответствующих нормативов потребность сх предприятия в кормах на год или другой срок по их отдельным видам в натуре, кормовых единицах и переваримом протеине.
Сопоставление потребности хозяйства с их наличием или ожидаемым поступлением принято называть кормовым балансом. Составляют его обычно в виде таблицы, в левой части которой показывается потребность в кормах, а в правой – источники.
Кормовой план составляют обычно на два периода: 1) на календарный год 2) от урожая планируемого года до урожая будущего года. В первом случае характеризуются годовые затраты кормов по соответствующим половозрастным группам животных и используются при исчислении плановой себестоимости продукции животноводства. Потребность же в кормах от одного урожая до другого служит для организации их производства в планируемом году то есть для расчета необходимых посевных площадей соответствующих культур, обеспечивающих вместе с естественными угодьями получение требуемого для хозяйства количества кормов. Методы расчета потребности в кормах: 1) по нормам их расхода в натуре на одну голову скота, птицы; 2) по их затратам в кормовых единицах на производство единицы продукции ж/в.
Необходимое количество отдельных видов кормов в натуре определяют при этом по структуре годового рациона соответствующих групп животных.
Потребность в кормах рассчитывают как в целом на год, так и, на отдельные периоды содержания животных - стойловый, пастбищный, а по зеленым - на каждый месяц. При составлении баланса обеспеченность кормами (в процентах) определяют по каждой их группе (концентрированные, грубые, сочные, зеленые), а также по питательности (в кормовых единицах и переваримом протеине). Учитывают при этом страховой фонд грубых и сочных кормов в размере 15-20% годовой потребности, а также необходимое их количество для скота, находящегося в личном пользовании работников хозяйства.
3. Задача. В с/х предприятии общая земельная площадь составляет 5300 га. При этом площадь пашни равна 2500 га, сенокосов – 600га, а пастбищ – 900га. Определить: а) уровень распаханности; б) уровень вовлечения земель в с.х оборот
а) уровень распаханности = площадь пашни / площадь с.х. угодий*100 = 2500/ (2500+600+900) *100=67.5%;
б) уровень вовлеченности = площадь с.х. угодий / земельную площадь * 100 = 4000/5300 * 100 = 75,5%.
Й 1.Оборотные средства
Оборотные средства – это предметы труда и материальные ценности.
Они состоят из оборотных фондов и фондов обращения.
ОС = Обф + Фобр
Оборотные фонды – предметы труда, участвующие в одном производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на продукцию и при этом теряют свою натурально-вещественную форму.
Оборотные фонды образуют производственные запасы и незавершенное производство.
Производственные запасы – предметы труда, которые еще не вступили в производственный процесс (семена, посадочный материал и т.д.)
Незавершенное производство – оборотные фонды, которые находятся в стадии производства (озимые зерновые).
Фонды обращения – средства, обслуживающие процесс реализации продукции. К ним относят: готовую продукцию, денежные средства в кассе и на счетах, денежные средства для покупки материалов и сырья.
По источникам образования оборотные средства делятся на:
- собственные - производятся самим предприятием;
- заемные - покупаются за денежные средства.
Недостаток оборотных фондов приводит к недоиспользованию производственного потенциала. Структура оборотных средств меняется в зависимости от сезона. В первом полугодии выше вес оборотных фондов, во втором – фондов обращения. Зависит это также от специализации.
Оборотные средства по степени влияния на производственный процесс подразделяются на прямо способствующие наращиванию объемов производства - активные(семена, корма, удобрения и т.д.) и косвенно влияющие на процесс производства и его эффективность - пассивные(запасные части, горюче смазочные материалы и др.).
Показатели использования: материалоотдача (ВП на 1руб об.ср.), ВД на 1руб об.ср., приходится об.ср. на 1руб оборота (стоим. обор./выручку), коэффициент оборачиваемости об.ср. (выручка/стоим. обор. средств), время оборота (365/коэфф. об.).