Тема 2. Методы прогнозирования национальной экономики
Общие положения
Макроэкономическое планирование и прогнозирование это выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предсказания изменений и создание научной базы для экономической политики и государственного регулирования национальной экономики.
Настоящие методические указания составлены в помощь обучающимся по направлению подготовки 38.03. 01 – «Экономика» для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной проработки материалов по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование».
Целью практических занятий является приобретение студентом навыков использования современных методов прогнозирования при расчете и оценке ряда макроэкономических показателей на перспективу.
Дисциплина формирует следующие компетенции, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки «Экономика» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы: ПК-3, ПК-6.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
знатьтеоретические основы планирования и прогнозирования будущего состояния и процессов развития социальной и экономической подсистем экономики страны и регионов; методы перспективного обоснования тенденций изменения условий жизнедеятельности населения в местах его проживания; организацию процессов планирования и прогнозирования социального и экономического развития на федеральном, региональном, муниципальном, районном уровнях.
владетьсовременной методикой построения эконометрических моделей; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей.
уметь использовать источники экономической, социальной, управленческой информации, прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне, строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения таких курсов как «Математические методы и модели в экономике», «Микроэкономика» и др.
В свою очередь, освоение дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» позволяет студентам приобретать знания и навыки при изучении таких дисциплин как «Финансовые рынки», «Внешнеэкономическая деятельность», «Инвестиционный анализ» и др.
Организация изучения дисциплины включает:
1 .Работу по лекционному материалу с подготовкой к практическим занятиям по данным теоретического материала.
2. Подготовку к проведению тестирования по лекционному материалу.
3. Самостоятельную работу, предполагающую выполнение заданий, выдаваемых преподавателем по каждой теме лекционного материала.
4. Сдачу экзамена в конце шестого семестра по вопросам и задачам, предложенным преподавателем.
ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Цель практических занятий — закрепление полученных знаний, углубленное изучение наиболее значимых тем и вопросов дисциплины, приобретение студентами навыков прогнозирования и планирования, проведение необходимых расчетов.
Тема 1. Теоретические основы прогнозирования и планирования
В экономике
Цельпроведения занятия – закрепить теоретический материал об основных методах планирования и прогнозирования.
Вопросы для проверки освоения компетенций
1. В чем заключается сущность прогнозирования?
2. Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.
3. Чем отличается план от прогноза?
4. Каковы основные формы планирования и их сущность?
5. Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.
6. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.
7. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях рыночных отношений?
8. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.
9. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.
10. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.
11. Охарактеризуйте тактическое планирование.
12. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?
13. Выберите правильный ответ. На положениях каких экономических теорий базируется методология прогнозирования и планирования: а) кейнсианской; б) монетарной; в) марксистской; г) все ответы верны.
14. Приведите основополагающее уравнение Кейнса, поясните его сущность и значение.
15. Охарактеризуйте уравнение обмена Фридмена, поясните его сущность и значение.
16. Назовите важнейшие положения марксистской теории.
17. Что понимается под методологией планирования и каковы ее научные основы?
Задание
Круглый стол «Прогнозирование и планирование в условиях рыночных отношений».
Группа студентов анализирует проблемы прогнозирования и планирования экономики и социального развития. Дается характеристика прогнозирования и форм планирования. Обсуждается целесообразность применения в условиях рыночных отношений той или иной формы планирования и возможных их сочетаний.
Рекомендуемая тематика рефератов:
1. Содержание государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства.
2. Особенности прогнозирования и планирования экономики в условиях рыночной экономики.
3. Прогнозирование и планирование СЭР Японии.
4. Прогнозирование и планирование СЭР Китая.
5. Прогнозирование и планирование СЭР США.
6. Прогнозирование и планирование СЭР стран ЕС
Тема 2. Методы прогнозирования национальной экономики
Цельпроведения занятия – понимать принцип организации планирования и прогнозирования, а так же освоить применение основных методов. Развить способность на основе описания экономических процессов и явлений строить эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Вопросы для проверки освоения компетенций
1. Какие методы включает система методов прогнозирования и на чем она базируется?
1. В чем заключается сущность экстраполяции? При прогнозировании объекта на 15-летний период целесообразно ли применять метод экстраполяции в условиях нестабильной экономики?
2. Назовите условия, при которых можно применять метод экстраполяции?
3. В чем заключается сущность моделирования, какие методы моделирования получили широкое распространение в мировой практике?
4. В чем достоинство экономико-математических методов прогнозирования?
5. Выберите правильный ответ. Разработку каких балансов предполагает балансовый метод: а) материальных; б) трудовых; в) финансовых; г) источников ресурсов; д) все ответы верны.
6. Какое место в системе балансов, по вашему мнению, занимает баланс производственных мощностей? Ответ аргументируйте.
7. Раскройте сущность метода скользящей средней.
8. Выделите достоинства и недостатки метода экспоненциального сглаживания.
Задание 1
Необходимо осуществить прогноз объекта на 15-летний период. Имеются данные его развития за предшествующий период, которые существенно колеблются по годам. Целесообразно ли применять методы экстраполяции для проведения прогнозных расчетов на долгосрочный период в условиях нестабильной экономики?
Задание 2
Продукция, производимая в стране, является ресурсо- и энергоемкой. Основную долю сырьевых и топливно-энергетических ресурсов составляет импорт. Цены на ресурсы постоянно растут, что вызывает рост издержек и снижение конкурентоспособности продукции. С целью снижения энергоемкости продукции должны на всех уровнях управления экономикой разрабатываться программы «Энергосбережение». Какие методы целесообразно использовать при их разработке?
Рекомендуемая тематика рефератов:
1. Метод экстраполяции в разработке прогнозов (теория и конкретный пример)
2. Нормативный метод в разработке прогнозов (теория и конкретный пример).
3. Балансовый метод в разработке прогнозов (теория и конкретный пример).
4. Метод экспертных оценок в разработке прогнозов (теория и конкретный пример).
5. Метод моделирования в разработке прогнозов (теория и конкретный пример).