Пример применения метода гирлянд ассоциаций
1. Примем за объект исследования бытовой светильник. Синонимами его названия будут: настольная лампа; бра; ночник; люстра; фонарик; торшер; прожектор.
2. Для выбора случайных объектов могут быть использованы словари, произведения художественной литературы, газетные и журнальные статьи. Результаты выбора представляются в табл. П4.1.
Таблица П4.1
Результаты применения метода
Наименование предмета (случайного объекта) | Признак объекта |
1. Телескоп | Оптический радиотелескоп с зеркалом из металла, линзовый, школьный, переносной, стационарный |
2. Карандаш | Деревянный, автоматический, острый, химический, цветной, медицинский, клеящий |
3. Часы | Наручные, настенные, уличные, электронные, механические, кварцевые, с автоподзаводом, с гирями, с будильником, с календарем, с подсветкой |
4. Рюкзак | Туристический, детский, брезентовый, нейлоновый, с каркасом, с карманами, со шнуровкой |
5. Букет | Цветов, душистый, яркий, с запахом |
6. Труба | Металлическая, керамическая, пластиковая, стеклянная, прямая, изогнутая, круглая, водопроводная, аэродинамическая |
7. Нить | Тонкая, шелковая, металлическая, длинная, синтетическая, в катушке, натянутая, в клубке |
3. Выписываются комбинации из синонимов объекта исследования и случайных объектов, не лишенные перспективы:
а) часы - бра; букет - бра; труба - бра; нить - бра;
б) настольная лампа - телескоп; карандаш - труба;
в) люстра - букет; труба - нить;
г) фонарик - карандаш, рюкзак, труба;
д) торшер - телескоп, букет, труба, нить.
4. Составляются комбинации "объект - синоним - признак случайных объектов":
а) бра - оптическое зеркало, переносное, цветное, автоматическое, детское, металлическое, керамическое, стеклянное, изогнутое;
б) настольная лампа - переносная, стационарная, оптическая, наручная, настенная;
в) люстра - радиотелескоп, цветная, настенная, каркас, прямая, изогнутая, круглая.
5. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Карандаш - чертеж - чертежник - кульман - рейсшина - рейка - доска - дерево - лес - прохлада - поход за грибами - дождь - зонтик - автобус.
Оптика - стекло - волокно - стекловолокно - световод - лазер - медицина - скальпель - нож - кухня - столовая - неоновая надпись - реклама - магазин.
Туризм - поход - хорошая погода - поле - цветы - пчелы - соты - мед - чай - стакан - подстаканник - вагон - командировка.
Нить - клубок - вязание - бабушка - веер - бал - канделябр - музей - Эрмитаж - фасад - уличное освещение - фонари.
Синтетика - волокно - леска - удочка - поплавок - рыбалка - вечер - уха - темнота - яркий свет - солнце - купание - река - пароход.
6. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно присоединяются элементы гирлянд ассоциаций.
Ниже приведены некоторые из наиболее удачных идей, предложенных в ходе использования данного метода.
Результатами применения метода явились, например, следующие идеи:
1) настольная лампа с универсальным креплением, с держателем по принципу кульмана, с регулируемой яркостью и фокусировкой;
2) фотолюминесцентный поплавок для рыбной ловли;
3) двухрежимный фонарик, яркость которого изменяется в зависимости от способа подключения источника питания (батареи соединены последовательно или параллельно);
4) торшер с веерообразным куполом (типа зонта) с телескопической ножкой;
5) бра на основе букетообразно расходящегося на конце жгута световода (световод подсвечивается скрыто);
6) наборные люстры из модулей на неоновых лампах, расположенные в плоскости потолка;
7) фонарик - линзовый, зеркальный, туристический, детский;
8) торшер - переносной, стационарный, цветной, изогнутый, прямой.
Тема 7
Цена и ценовая политика
Цель изучения темы: ознакомление с новыми ценовыми стратегиями маркетинга, исследование взаимосвязи процедур сегментации рынка и формирования ассортимента продукции предприятия, овладение навыками установления рыночной цены продукции с помощью метода безубыточности, исходя из целевой прибыли.
В ходе выполнения занятия студенты должны:
1) рассчитать цену товара и знать суть ценовой политики;
2) определять проблемы ценообразования на рынке;
3) устанавливать зависимость между ценой и уровнем спроса;
4) научиться применять информацию о ценах и товарах конкурентов для выработки собственной ценовой стратегии;
5) знать существующие методы ценообразования на рынке;
6) уметь устанавливать цены с использованием графо-аналитического метода.
Деловая игра "Цена как инструмент маркетинга"
Цель ДИ: научиться использовать результаты сегментации рынка при формировании ассортиментной политики предприятия, применять метод "безубыточности", учитывать условия рынка при выборе метода ценообразования.
Порядок проведения ДИ
Работа выполняется в группах из 4 - 5 человек самостоятельно. Каждая группа в процессе работы пытается найти наиболее эффективную стратегию ценообразования. В конце группы обсуждают полученные результаты.
Задание 1.
1. Для базового варианта рассчитать Q безубыточности и величину прибыли. Построить график.
2. Провести сегментацию рынка. Рассмотреть варианты ассортимента для различных стратегий маркетинга.
3. Для каждого варианта ассортимента определить ценовой диапазон и рассчитать значения Q безубыточности для трех вариантов цен (максимальная, минимальная, средняя).
4. Учитывая условия рынка, для каждого варианта цены по всем стратегиям маркетинга рассчитать изменение величины спроса за счет влияния всех факторов.
5. Для каждой стратегии маркетинга выбрать наилучший вариант ценообразования при условии:
a. предприятие ставит своей целью максимизацию прибыли;
b. предприятие ставит своей целью наибольший охват рынка.
6. Сделать вывод об эффективности стратегий, окончательно сформировать ассортимент, подготовить предложения для службы стратегического планирования на предприятии.
Исходные данные
Производственное предприятие выпускает концентрированное моющее средство емкостью 1,5 л и реализует его без посредников для домашних хозяйств на региональном рынке, состоящем из нескольких крупных городов с пригородом.
Для данной стандартной модели используется стратегия массового маркетинга, а средство покупается группами потребителей, данные о которых приведены в табл. 7.1.
Таблица 7.1