Место этики в структуре гуманитарного знания
Этика относится к гуманитарным дисциплинам, так как объектом ее изучения является человек, его поведение и отношение к окружающему. Главный вопрос этики - определение того, что такое хорошее поведение и что в нашем обществе делает поведение правильным или неправильным. Общество корректирует поведение индивидов, стремясь увязать их интересы с интересами общества. Для этого существуют социальные регуляторы поведения, к которым можно отнести: мораль, право, традиции, этикет.
Этика – это гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – проблема соотношения Добра и Зла.
Специфика этики как теории морали заключается в ее предмете, методах исследования, отображении существующей морали и тесно связана с другими гуманитарными науками.
Основные задачи этики: объяснять мораль, описывать мораль, учить морали (данная задача является самой спорной).
Этическое знание можно разделить на два вида: этику гуманистическую и авторитарную.
Принципиальная позиция гуманистической этики позволяет провести противопоставление ее с этикой авторитарной по ряду позиций: а именно, различие по «авторству» и «исполнению», различие по целям и средствам, различие по методам регуляции, различие по моральным принципам. Но однозначно утверждать то, что данные два вида этики противопоставляются друг другу нельзя, так как правильнее считать, эти две этики не являются полностью различными, а выступают «двумя лицами» этической науки. Они взаимосвязаны по следующим параметрам: в одну и ту же эпоху они могут сосуществовать и действовать в качестве регулятивов, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе как авторитарные, так и гуманистические начала, а также в поведении одного и того же человека в разное время могут проявляться как авторитарные, так и гуманистические начала.
В структуре этического знания можно выделить следующие блоки: история морали и этических учений, теория морали, нормативная этика, прикладная этика, в которую в свою очередь входят: экологическая этика и биоэтика, этика гражданственности, этика межличностного общения, ситуативная этика, этика делового общения, профессиональные этики и теория этикета.
Выполните следующие задания:
Задание 1. Защита презентации группы № 1 по теме.
Задание 2.Объясните смысл высказываний:
1. «Нравственность – это разум сердца». (И. Песталоцци)
2. «Я никогда не смогу убедить другого иначе, как с помощью его собственных мыслей». (И. Кант)
3. «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». (Конфуций)
4. «Морализирование – это творчество бездарных людей». (М. Пришвин)
5. «Совесть – тысяча свидетелей». (Античный афоризм)
6. «Благо – не что иное, как удовольствие, зло – не что иное, как страдание» (Сократ)
7. «Все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги» (Эпикур)
8. «Величайший плод довольства своим ограничением желаний – есть свобода» (Эпикур)
9. «Дружба есть самое необходимое для жизни, ибо никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы имел все остальные блага» (Аристотель)
10. «В человеке все зависит от души, в самой душе – от разума, если только душа хочет быть благою» (Платон)
11. «Философы говорят не о том, как они сами живут, но о том, как жить должно» (Сенека)
12. «Верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан)
13. «А я говорю Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих Вас, боготворите ненавидящих Вас, и молитесь за обижающих Вас и гонящих Вас» (Евангелие от Матфея)
14. «Верю, чтобы понимать и понимаю, чтобы верить» (Фома Аквинский)
15. «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Библия)
16. « Блаженны нищие духом, ибо они Бога узрят» (Библия)
17. «Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный….
Отрадно спать, отрадней камнем быть». (Микеланджело)
7. «Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам….» (Монтень)
Задание 3.Проинтерпретируйте фрагмент текста:
«Люди, вы трудитесь тщетно в своей ненасытной корысти,
Вновь и вновь заводя ссоры, и брань, и войну.
Узкий предел положен всему, что дариться природой.
Но бесконечны пути праздных суждений людских». (Эпикур)
Задание 4. Контрольные вопросы (заседание круглого стола):
1. Рассматриваете ли вы нравственную норму как форму принуждения или добровольного внутреннего самоограничения?
2. В контексте свободы личности как вы понимаете слова индийского просветителя-гуманиста М. Ганди: «Я знаю одного тирана - это тихий голос моей совести»?
3. Нравственная норма и правовой закон – в чем вы видите сходство и различия?
4. Почему нравственная норма является непременным атрибутом культуры?
5. Какова связь между нравственной нормой и свободой личности? Как вы понимаете проблему свободы и ответственности личности?
Практическое занятие № 2.