Продовольственная проблема

Вопросы для выполнения домашнего задания.

Продовольственная проблема.

1. В чем сущность глобальной продовольственной проблемы.

2. Почему продовольственная проблема является одной из глобальных проблем в мировой экономике

3. Какие экономические показатели указывают на наличие продовольственной проблемы в национальной и мировой экономике.

4. Как продовольственная проблема решается на международном уровне.

5. Какие международные организации способствуют решению глобальной продовольственной проблемы.

Демографическая проблема

1. Охарактеризуйте суть глобальной демографической проблемы. Какие социально-экономические последствия может принести глобальный «демографический взрыв».

2. Почему демографическая проблема является одной из приоритетных в мире. В чем проявляется демографический кризис.

3. Какие экономические показатели указывают на наличие демографической проблемы в национальной и мировой экономике?

4. Как глобальная демографическая проблема решается на международном уровне.

5. Какие международные организации способствуют решению глобальной демографической проблемы.

Глобальная проблема бедности

1. Охарактеризуйте суть глобальной проблемы бедности.

2. Почему проблема бедности является одной из глобальных мировых проблем

3. Какие экономические показатели могут указывать на наличие проблемы бедности в национальной и мировой экономике?

4. Как проблему бедности решают на международном уровне. Какие международные организации способствуют решению проблемы.

Экологическая проблема

1. Охарактеризуйте суть глобальной экологической проблемы.

2. Почему экологическая проблема является глобальной проблемой в мировой экономике?

3. Какие экономические показатели могут указывать на наличие глобальной экологической проблемы в национальной и мировой экономике?

4. Как глобальную экологическую проблему решают на международном уровне. Какие международные организации способствуют решению проблемы.

5. Зависит ли решение глобальной экологической проблемы от национальной политики. Ответ обоснуйте.

Проблема мира и безопасности

1. Охарактеризуйте суть глобальной проблемы мира и безопасности.

2. Какие современные аспекты глобальной проблемы мира и безопасности проявляются в мире.

3. Как глобальную проблему мира и безопасности решают на международном уровне. Какие международные организации способствуют решению проблемы.

Продовольственная проблема

Продовольственная безопасность как концепция появилась в середине 70-х годов во время обсуждения международных продовольственных проблем в период глобального продовольственного кризиса. В самом начале внимание было сконцентрировано, главным образом, на проблемах продовольственного снабжения – обеспечения доступа, и в определенной степени, стабильности цен на основные продовольственные товары на международном и национальном уровнях. Вопросы снабжения, международные и организационно-правовые вопросы отражали изменяющуюся структуру глобальной продовольственной базы, предшествовавшей кризису. Затем последовал процесс международных переговоров, результатом чего стала Всемирная продовольственная конференция 1974 г., формирование новых организационных структур, охватывающих вопросы информации, ресурсов по обеспечению продовольственной безопасности и форумы для обсуждения политических вопросов.

В соответствии с международно принятым определением, продовольственная безопасность обеспечивается, когда все люди постоянно имеют физический, социальный и экономический доступ к безопасному продовольствию в достаточном количестве, которое отвечает их потребностям и предпочтениям, необходимых для активной и здоровой жизни. Недоедание возникает тогда, когда потребление калорий находится ниже минимальных потребностей в энергии рациона (МПЭР). МПЭР представляет собой количество энергии, необходимое для легкой деятельности при минимально приемлемом весе и при имеющемся росте, и оно варьирует по странам из года в год, зависит от пола и возраста, а также структуры населения. При этом продовольственная нестабильность может быть хронической, сезонной или временной на уровне семьи, региона или государства.

Мировая продовольственная проблема в наиболее общем виде заклю­чается в неспособности человечества до настоящего времени пол­ностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, несмотря на то, что природные ресурсы планеты в сочетании с современным экономи­ческим и научно-техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), а также несбалансированности питания в различных стра­нах мира.

Согласно подсчетам ООН, в мире имеется 840 миллионов недоедающих людей. Большинство этих людей (799 миллионов) проживают в развивающихся странах, расположенных, главным образом, на африканском и азиатском континентах. Эта цифра также включает 11 миллионов людей, проживающих в развитых странах, и 30 миллионов людей, проживающих в странах переходного периода.

Продовольственная проблема - student2.ru

Рисунок 1 – Масштабы недоедания в 2009 г. по регионам

В развивающихся странах проблема продовольственной незащищенности связана с бедностью, войной и гражданскими конфликтами, коррупцией, национальной политикой, не обеспечивающей равный доступ к продовольствию для всех категорий населения, ухудшением окружающей среды, торговыми барьерами, недостаточным сельскохозяйственным развитием, чрезмерным ростом населения, низким уровнем образования, социальным и гендерным неравенством, неудовлетворительным состоянием медицины и стихийными бедствиями.

На Земле выделяют обширный «пояс голода», протягивающийся по обе стороны экватора. Он начинается в Южной Америке, охватывает большую часть Африки, а затем продолжается в Азии. Его эпицентр находится в Тропической Африке, одном из беднейших регионов мира. В некоторых странах доля голодающих и недоедающих людей во всем населении превышает 40% (Сомали, Уганда, Чад, Мозамбик,Эфиопия).

Абсолютную нехватку продовольствия по калориям испытывает каждый шестой‐седьмой житель Земли. Наиболее остро эта проблема стоит в беднейших странах, таких, например, как Того, Монголия, где на каждого человека приходится менее 2000 ккал в день.

В то же время в таких развивающихся странах, как Бразилия, Мексика, Индонезия, Аргентина, Марокко, Сирия, Турция, эта величина превышает 3000 ккал (в России сегодня примерно 2600 ккал; в СССР 3300‐3400 ккал). В США же каждый четверили страдает от ожирения (потребление килокалорий составляет здесь в день на каждого жителя 3600‐3700).

В то время, как количество голодающих людей увеличивалось с 90-х годов, количество недоедающих людей в мире фактически уменьшалось в 1970-80-х годах и, несмотря на стремительный рост населения в эти десятилетия, пропорциональное соотношение недоедающих людей в развивающихся странах уменьшалось довольно быстро. В то же время, крупные инвестиции в сельскохозяйственный сектор, включая инвестиции в научные исследования, сельскую дорожную инфраструктуру и ирригацию, привели к стремительному росту урожая зерновых культур и более низким ценам на них, что, в свою очередь, значительно укрепило продовольственную безопасность. В эти десятилетия доля официальной помощи в целях развития (ОПР, т.е. помощь, выделяемая на развитие правительствами-донорами), предназначенная для сельского хозяйства, была также довольно высока.

Однако, несмотря на замедление роста населения в 90-е годы и текущее десятилетие, количество недоедающих людей возросло и их доля увеличилась в 2008 г. Основным фактором этой негативной тенденции в данный период стал небывалый рост цен на продовольствие в мире в начале 2008 г., который ощутило на себе большинство людей и наиболее уязвимых групп населения.

Рост цен произошел в результате суммарного эффекта двух основных длительных тенденций – рост спроса на продовольствие как следствие роста мирового населения и снижение инвестиций в сельское хозяйство. Другими тенденциями являются более резкая динамика спроса и предложения, включая ту, которая связана со стремительно возрастающими ценами на нефть и отклонениями в производстве различных видов продовольствия. Кризис обнажил структурные проблемы в продовольственных системах бедных стран, которые частично связаны с серьезными диспропорциями на мировых рынках продовольствия (имеющих отношение к субсидиям на производство в богатых странах и торговым тарифам), что способствовало росту цен и возникновению проблем с доступностью продовольствия.

Нынешний финансово-экономический кризис, несомненно, оказал существенное влияние на проблему и без того актуальной продовольственной безопасности, поскольку кризис в первую очередь сказывается на уровне бедности и доходов населения. Степень, в которой страны оказываются под воздействием экономического кризиса, зависит от их интеграции в международные рынки товаров и услуг, включая финансовые продукты. Страны с большим дефицитом бюджета и низким уровнем валютных запасов сталкиваются с большим риском, поскольку этот дефицит компенсируется притоком частного или государственного капитала, такого, как прямые иностранные инвестиции, денежные переводы, иностранная помощь и займы.

За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс — численность недоедающих и голодаю­щих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населе­ния планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 850 млн человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой. Более 5 млн детей умирают ежегодно от последст­вий голодания.

Продовольственная проблема является глобальной не только потому, что она в той или иной мере затрагивает народы всего мира, но и по ряду других причин:

1. Улучшение продовольственного положения человечества в значительной степени зависит от факторов, выходящих за рамки сельского хозяйства. Так, например, интенсификация и индустриализация сельскохозяйственного производства, создание современных условий хранения и переработки его продукции невозможны без поддержки со стороны других отраслей экономики и государства.

2. Продовольственная проблема в современном мире не существует сама по себе. Ее решение неразрывно связано с другими глобальными проблемами: энергетической, сырьевой, экологической и др.

3. На решение продовольственной проблемы большое влияние оказывает состояние международной обстановки, например, угроза военных конфликтов или, наоборот, процесс разрядки международной напряженности и разоружения. От того, какая из указанных альтернатив усиливается, зависят возможности развития внешней торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем и средствами производства, а также способность различных стран осуществлять инвестиции в развитие собственного сельского хозяйства и смежных с ним отраслей экономики.

4. Даже частичное решение проблемы голода в развивающихся странах невозможно без международных усилий [4].

Начиная с 70-х годов, продовольственная безопасность стала рассматриваться мировым сообществом как неотъемлемая часть устойчивого развития. Система ООН и его специализированных агентств наряду с другими международными институтами и неправительственным сектором начали процесс разработки глобальных стратегий и политики по вопросам продовольственной безопасности. Главной организацией в этом отношении является Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), основанная в 1945 г. в Квебеке, когда представители сорока четырёх стран подписали Устав ФАО. ФАО стала основной структурой ООН, специализирующейся по всем аспектам качества и безопасности продовольствия, а также по всем различным этапам производства продовольствия, сбора урожая, хранения, транспортировки, переработки и распределения. В то же время, ФАО придерживается подхода в виде продовольственной сети, когда в процессе обеспечения безопасности и качества продовольствия признаётся ответственность всех участников в снабжении безопасным продовольствием.

ФАО выступает в качестве нейтрального форума, в котором все государства участвуют на равных в обсуждении соглашений и политики, являясь также информационным ресурсом. Одним из приоритетных аспектов деятельности ФАО является оказание помощи развивающимся странам и странам переходного периода в процессе модернизации и улучшении состояния сельского хозяйства, лесов и рыболовного промысла, а также в надлежащем обеспечении питанием всех участников. ФАО делится опытом со странами-членами при выработке аграрной политики, поддерживает планирование, разработку эффективного законодательства и выработку национальных стратегий, направленных на развитие сельских регионов и сокращение голода.

Другой основной структурой ООН, занимающейся проблемами продовольственной безопасности, является Всемирная Продовольственная Программа (ВПП), созданная в 1963 г. ВПП осуществляет свою деятельность с такими партнерами, как Комитет продовольственной помощи развитию (ФАД) Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

С момента своего создания ВПП инвестировала $27.8 миллиардов долларов и выделила более 43 миллионов метрических тонн продовольствия на борьбу с голодом, социально-экономическое развитие, а также оказала помощь в преодолении последствий чрезвычайных ситуаций восьмидесяти трем странам. В рамках ВПП осуществляется три главные программы:

- Продовольствие для жизни. Восемьдесят процентов ресурсов ВПП используется этой программой для преодоления последствий чрезвычайных ситуаций для беженцев и перемещенных лиц.

- Продовольствие для роста. Проекты этой программы нацелены на предупреждение проблем питания у беременных и кормящих женщин, младенцев, школьников и пожилых людей.

- Продовольствие для работы. Хронически недоедающие лица получают оплату в виде продуктов в рамках программы Продовольствие для работы. Сотрудники помогают осуществлению проектов, направленных на улучшение местной инфраструктуры - строительство дорог и портов, ремонтные работы.

Наряду с системой ООН вопрос о продовольственной безопасности обсуждался и включался в мировые повестки дня в различных форматах. Лидеры крупнейших и наиболее развитых стран постоянно рассматривают вопросы продовольственной безопасности в рамках Большой Восьмерки (G-8), уделяя особое внимание этой проблеме как на уровне саммитов, так и на встречах на уровне министров. На Саммите в Тояко в 2008 г лидеры G-8 сделали специальное заявление о продовольственной безопасности, в котором содержится большое количество обязательств действовать как в ближайшей перспективе в чрезвычайных ситуациях, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективе для преодоления факторов, виновных в неадекватном производстве продовольствия и продовольственной нестабильности.

G-8 также провозгласила начало осуществления программ, расчитанных на несколько лет, общей стоимостью около 10 миллиардов евро, которые будут использованы для финансирования фермерских проектов и инфраструктуры, необходимой для сельского развития. Лидеры также решили начать осуществление Глобального партнерства по вопросам продовольственной безопасности и провести первое заседание министров сельского хозяйства G-8, которое состоялось в 2009 г. Ключевым аспектом этого партнерства является необходимость строить свою деятельность на основе уже имеющихся институтов, начиная со структур ООН, имеющих Специальную группу на высшем уровне, созданную Генеральным секретарем ООН. Это партнерство было охарактеризовано как важнейший инструмент продовольственной безопасности, предназначенный для решения трех задач: 1) поддержания высокого политического внимания к этому вопросу с привлечением частного сектора и гражданского общества; 2) укрепление практики обмена передовым опытом между странами; 3) создание сети экспертов и ученых в поддержку политических акций.

Всеобъемлющая продовольственная стратегия, охватывающая не только вопросы безопасности продовольственных продуктов, но и здоровье животных и растений, отражена в политике Европейского Союза. Продовольственная стратегия ЕС состоит из трех основных элементов – законодательство в области безопасности продовольствия и здоровья животных; надежные научные рекомендации и принятие решений на этой основе; осуществление и контроль. Законодательство касается как животного сырья, так и продовольствия, и распространяется на продовольственную гигиену, применяя одни и те же высокие стандарты во всем ЕС.

Партнерство между ЕС и ФАО укрепило обе организации в достижении их общей цели искоренения крайней бедности и голода. Европейский Союз стал членом ФАО в 1991 г. С 1993 г. эти две организации осуществляют техническое сотрудничество, а в 2004 г. ЕС и ФАО стали стратегическими партнерами. Работая совместно на этой основе в развивающихся странах всего мира, встречаясь для обсуждения политических вопросов и обменом ноу-хау и информацией, ЕС и ФАО скрепляют глобальную продовольственную безопасность и содействуют устойчивому селькому развитию и использованию природных ресурсов. Сотрудничество, в частности, осуществляется в виде политического диалога, обмена информацией и знаниями и взаимодействия на местах.

В настоящее время системный подход к вопросу продовольственной безопасности представляет собой не только положительный пример решения проблем и сотрудничества в рамках одного или другого многостороннего института, а также имеет негативные и противоречивые аспекты. Одним из основных вопросов, рассматриваемых определенными группами и людьми в качестве вызова современной продовольственной безопасности, является существующая система Всемирной Торговой Организации. Соглашение ВТО по сельскому хозяйству основано на трех основных компонентах: доступ к рынку, внутренняя поддержка и конкуренция в области экспорта. В этом отношении ряд экспертов, гражданских организаций и национальных правительств воспринимают сельскохозяйственные правила ВТО в качестве угрозы продовольственной безопасности. Такое отношение противники ВТО объясняют тем, что соглашение ВТО по сельскому хозяйству не соответствует в своей основе устойчивому существованию сельских фермерских общин.

На национальном уровне усилия правительств и местных органов власти направляются на

проведение следующих мероприятий:

• интенсивное развитие крупных фермерских и коллективных хозяйств;

• развитие и широкое внедрение с помощью государства биотехнологий,

обеспечивающих резкое увеличение урожайности; оказание научно‐технической и селекционной помощи:

• развитие системы государственных заказов на сельскохозяйственную продукцию;

• масштабное строительство элеваторов, мукомольных комбинатов, перерабатывающих предприятий;

• налоговое и иное стимулирование, регулирование количества рабочих мест.

Наши рекомендации