Виды речевых произведений: личное письмо, деловое письмо, резюме, анкета
Содержание обучения письменной речи состоит в развитии коммуникативных умений. К коммуникативным умениям, необходимым при обучении письменной речи, относятся следующие:
· заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
· писать стандартные письма;
· вести личную переписку;
· писать заявления;
· заполнять формуляры различного вида;
· излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме).
Говорение и аудирование
Студенты должны владеть следующими умениями:
· участвовать в беседе на темы учебы и работы;
· понимать звучащие аутентичные тексты и выполнять задания, связанные с проверкой понимания на слух;
· использовать формы речевого этикета.
В области говорения рассматриваются два вида речи: диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях официального общения.
Содержание обучения монологической речи состоит в овладении разными видами монолога, включая высказывания по поводу прочитанного. Для этого предусматривается развитие следующих умений:
- делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;
- рассказать о себе, своей профессиональной деятельности;
- кратко передать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного.
Целью обучения аудированию является развитие различных коммуникативных видов аудирования, понимание диалогической и монологической речи в сфере профессиональной коммуникации. Виды коммуникативного аудирования определяются коммуникативной установкой и подразделяются на следующие:
- аудирование с пониманием основного содержания текста/извлечением основной информации, ознакомительное аудирование;
- аудирование с выборочным извлечением информации.
Чтение
В результате обучения у студентов должно сформироваться умение читать со словарем и без словаря тексты по специальности, объявления, анкеты. При обучении поисковому чтению с выборочным извлечением информации развивается умение быстро находить нужную информацию, опуская несущественные детали.
Основные умения при данном виде чтения:
- определять тему, выделять основную мысль;
- выбирать из текста основные факты, опуская второстепенные;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
- догадываться о значении ключевых слов и обходить незнакомые слова,
которые не препятствуют пониманию основного содержания.
Содержание обучения
Содержание обучения рассматривается как некая модель естественного общения, участники которого обладают определенными иноязычными навыками и умениями, а также способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются носители языка.
В соответствии с социальным заказом государства и концептуальными положениями, цели обучения иностранному языку определяются как конечные требования к этапам обучения. Конкретизация этих требований находит отражение в следующих компонентах содержания обучения:
· в номенклатуре определенных сфер и ситуаций повседневно-бытового, профессионального и делового общения;
· в перечне умений и навыков устного и письменного иноязычного общения, соответствующих указанным сферам и ситуациям;
· в минимуме отобранных языковых явлений (лексических единиц, формул речевого общения, грамматических форм и конструкций, дифференцированных по видам речевой деятельности);
· в характере, содержании и функционально-стилистических аспектах информации, включающей лингвострановедческие знания, что имеет большое значение для повышения мотивации к овладению иностранным языком, удовлетворения познавательных интересовобучаемых, а также их потребностей в общении на иностранном языке.
В результате изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» студент должен:
Знать:
· иностранный язык в объеме, необходимом для получения профессиональной информации из зарубежных источников и элементарного общения на деловом уровне;
· иностранный язык для осуществления межличностного общения в профессиональной деятельности;
· общую, деловую и профессиональную лексику иностранного языка в объеме, необходимом для общения, чтения и перевода (со словарем) иноязычных текстов в рамках делового общения;
· основные грамматические явления и структуры, используемые в устном и письменном общении;
· межкультурные различия, культурные традиции и реалии, культурное наследие своей страны и страны изучаемого языка.
Уметь:
· использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;
· адекватно выражать свои мысли при беседе и понимать речь собеседника на иностранном языке;
· заполнять анкеты, составлять резюме, составлять деловые письма на иностранном языке;
· сообщать информацию на основе прочитанного текста в формате подготовленного монологического высказывания (презентации по предложенной теме);
· соблюдать речевой этикет в ситуациях повседневного и делового общения (устанавливать и поддерживать контакты, завершить беседу, запрашивать и сообщать информацию).
Владеть:
· основами публичной речи, деловой переписки, перевода текстов по специальности;
· навыками, достаточными для делового профессионального общения, последующего изучения зарубежного опыта в профилирующей и смежной областях профессиональной деятельности, совместной производственной и научной работы;
· умениями грамотно и эффективно пользоваться источниками информации (справочной литературой, ресурсами Интернет);
· навыками выражения своего мнения в процессе делового общения на иностранном языке;
· навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и менеджмента.