Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период
Обратимся к ситуации, когда на рынке существует только один продавец некоторого товара, причем товар этот не имеет близких заменителей, рынки которых могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара. Такая рыночная структура называется в экономической теории чистой монополией. Перейдем теперь к анализу поведения фирмы-монополиста в краткосрочный и долгосрочной период.
В краткосрочном:
На графике отражается процесс выбора оптимального объема производства монополистом и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли. Цель фирмы-монополиста не совпадает с целью отрасли, однако на своем сегменте рынка она - монополист, поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон (рост объема реализации достигается за счет снижения цен). Фирма максимизирует свою прибыль, когда MC = MR, (предельные издержки равны предельному доходу). Точка пересечения MC и MR на графике задает тот выпуск продукции Qм, продавая который по цене Pм фирма максимизирует прибыль и минимизирует убытки .
При монополии степень несовершенства рынка достигает максимума.
Особенно это проявляется в том, что типичные последствия несовершенной конкуренции сказываются на этом рынке с особой силой.
1) сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем (QM <Q0- это ноль)
2) значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (PM>P0)
Это происходит, потому что полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет монополисту столь резко ограничивать предложение, что уровень цен поднимается до экономически обоснованного (с точки зрения монополиста) максимума.
Однако стоить отметить, что монополия взимает максимально возможную для неё цену, которая одновременно достаточно высока для максимизации прибыли, но достаточно низка для того, чтобы побудить потребителей приобретать максимизирующий объём производства.
В долгосрочном:
В силу непреодолимости барьеров для входа в отрасль, помимо воли монополиста, никогда не создаются новые производственные мощности, т.е. в экономическом смысле краткосрочный период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает принести дополнительную прибыль монополисту. Поэтому однажды возникнув, экономическая прибыль присваивается монополистом на постоянной основе. Другой вопрос, что отрасль в целом может стать убыточной. В этой ситуации монополист по идее должен ликвидировать свое производство. Ведь коммерческое предприятие, убыточное в долгосрочном плане, не имеет право на существование. Однако потеря целой отрасли – тяжелое испытание для экономики. Поэтому обычно дело кончается национализацией монополиста с выплатой его владельцу соответствующей компенсации и дальнейшим функционированием фирмы в качестве государственного предприятия.