Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков
В макроэкономике под рынком товаров и услугпонимается совокупность отношений, связанных с куплей-продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода и предназначенных для конечного использования.
Поскольку вся сумма созданных в стране конечных товаров и услуг измеряется показателями общественного продукта, исчисленными на основе системы национальных счетов, рынок товаров и услуг в его макроэкономической интерпретации может быть определен как совокупность отношений по поводу купли-продажи произведенного в стране общественного продукта.
В составе отношений, представляющих в своем единстве рынок товаров и услуг,могут быть выделены следующие группы:
– отношения, определяющие решения макроэкономических субъектов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) об объеме покупаемых конечных товаров и услуг;
– отношения, характеризующие решения фирм об объемах производства конечных товаров и услуг;
– отношения купли-продажи, складывающиеся между покупателями и продавцами на самом рынке. При анализе рынка товаров и услуг эти отношения рассматриваются либо в статическом аспекте(как решения экономических субъектов, принимаемые в неизменных экономических условиях), либо в аспекте сравнительной статистики(как реакция субъектов рынка на изменение экономических условий).
Рынок товаров и услуг является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков.Результаты и закономерности его функционирования во многом определяют состояние других рынков.
В свою очередь конъюнктура и механизм функционирования рынков труда, денег, ценных бумаг, международного валютного рынка и международного рынка капитала оказывают прямое и обратное воздействие на рынок товаров и услуг.
Для анализа всей совокупности прямых и обратных связей между отдельными рынками в рамках их единой системы используются макроэкономические модели общего экономического равновесия.Эти модели позволяют установить следующий характер макроэкономических взаимосвязей рынка товаров и услуг и остальных рынков:
– рынок трудаопределяет формирование функции совокупного предложения на рынке товаров и услуг. В свою очередь совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном периоде может оказывать определяющее воздействие на формирование спроса на труд;
– рынки денег (национальной валюты)и ценных бумаг оказывают влияние на рынок благ путем воздействия на формирование функций совокупного спроса. В то же время параметры равновесного состояния рынка благ (уровень цен, объем продаж) или происходящий на нем процесс приспособления к состоянию равновесия влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги, а также на величины спроса и предложения на рынке ценных бумаг;
– международные финансовые рынкив открытой экономике непосредственно влияют на совокупный спрос на товары и услуги. Существование устойчивой взаимосвязи между отдельными рынкамив рамках единой системы должно учитываться при осуществлении макроэкономической политики государства.
СОВОКУПНЫЙ СПРОС
В макроэкономике под совокупным спросомпонимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в составе совокупного спросавыделяют следующие основные элементы:
– потребительские расходы домохозяйств (С);
– инвестиционные расходы частного сектора (/);
– государственные закупки (б);
– чистый экспорт (NX).
В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных расходов.
Большую часть совокупного спросасоставляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением.Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.
Под инвестиционными расходами понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.
Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг.Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны.
Чистый экспортпредставляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).
Существует еще три основных эффекта, способных повлиять на изменение величины совокупного спроса:
– эффект процентной ставки.При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;
– эффект богатствасостоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;
– эффект импортных закупок.Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ
Сущность потребления как стадии процесса воспроизводствазаключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
При рассмотрении потребления как элемента совокупного спросаречь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализепроблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей.
Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде.
Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода,не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S,
где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов).
Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения.
В макроэкономическом планеособое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей,т. е. определяют функции потребления и сбережений.
К числу основных объективных факторов потребленияотносятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей.
В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д.
Среди всех перечисленных факторов наиважнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом.
Предельная склонность к потреблению (С) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода.
Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению.Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений.
Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода.
Наряду с понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению».
Средняя склонность к потреблению – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу.
Средняя склонность к сбережению(норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу.