Методические указания для обучающихся по самостоятельному освоению дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра конституционного, административного и финансового права

Приложение 1 к рабочей программе дисциплины

Методические указания для обучающихся по самостоятельному освоению дисциплины

Миграционная политика в Российской Федерации: административно-правовой аспект

Уровень высшего образования: бакалавриат

Квалификация выпускника: бакалавр

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Форма обучения: очная, заочная

Срок освоения образовательной программы: 4 года

   
   
   
   
   
   
   

Иваново, 2015г.

1. Общие указания

Целями освоения дисциплины (модуля) «Миграционная политика в Российской Федерации: административно-правовой аспект» является получение студентами знаний о содержании, значении, месте и роли миграционного права в системе российского права, углубленное изучение правового статуса различных категорий мигрантов, вопросов развития миграционной политики в России, а также формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для профессиональной деятельности в публичной сфере, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Для освоения данной дисциплины (модуля) студент должен знатьсущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов ранее изученных дисциплин профессионального цикла; уметьоперировать понятиями и категориями, используемыми в миграционном законодательстве; анализировать и правильно применять миграционное законодательство Российской Федерации, давать его сравнительную оценку с международными стандартами в рассматриваемой сфере и аналогичным законодательством зарубежных стран; владетьюридической терминологией; навыками работы с нормативными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной деятельности в Российской Федерации; навыками разрешения коллизий между международными правовыми нормами, регулирующими миграционные отношения и нормами российского миграционного законодательства.

Для успешного усвоения курса необходимо изучение действующего миграционного законодательства.

Поскольку в нормативные правовые акты постоянно вносятся изменения, необходимо следить за появлением законодательных новелл, в связи с чем рекомендуем обращаться к Собранию законодательства Российской Федерации, либо соответствующим публикациям в «Российской газете», либо различным справочно-правовым системам (например, КонсультантПлюс), а также Официальному интернет-порталу правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке по наиболее важным вопросам в данной сфере, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому студент не может ограничиться изучением только учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой.

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить рекомендованные источники.

Для изучения рекомендованной литературы, нормативных правовых актов следует обратиться к фондам областной научной библиотеки и библиотеки Ивановского государственного университета, (в том числе, к электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Университетская библиотека On-Line», см.: lib.ivanovo.ac.ru), а также к справочно-правовой системе КонсультантПлюс, интернет-ресурсам.

Освоение студентами изучаемого материала по курсу «Миграционная политика в Российской Федерации: административно-правовой аспект»» осуществляется в ходе лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы. Устный опрос, собеседование позволяют выявить степень освоения теоретических знаний. Текущий контроль может осуществляться в форме бланкового тестирования, проведения небольших контрольных работ по каждой теме (или нескольким темам), также проведения консультативных часов для студентов. Если студент отсутствовал по каким-либо причинам на семинарском занятии, то ему необходимо самостоятельно изучить эту тему и предоставить преподавателю отчет о проделанной работе (в устной или письменной форме – по согласованию с преподавателем). В случае, если студент не отработал пропущенные семинары, то по усмотрению преподавателя он не допускается к зачету.

Текущий контроль возможен и в ходе лекции – небольшие тестовые задания и т.д., для того, чтобы проверить уровень усвоения лекционного материала.

Выступление с докладами, написание рефератов, анализ изученной судебной практики (как опубликованной, так и местной) позволяют контролировать самостоятельную работу студентов. Контроль за самостоятельной работой осуществляется на консультативных часах, в ходе семинарских занятий, научных мероприятиях факультета. На семинаре студенты учебной группы также включаются во взаимооценку или самооценку подготовленных проектов (докладов, рефератов и пр.).

Распределение общего объема часов, отведенных учебным планом для изучения данной дисциплины по видам работ свидетельствует о том, что существенное значение для полноценного освоения данного курса имеет правильное планирование студентами времени на самостоятельную работу.

Организовать время на самостоятельную работу поможет Рабочая программа дисциплины, в частности раздел «Тематическое планирование». Такое тематическое планирование приводится отдельно для каждой формы обучения (очной и заочной). Студент, приступая к изучению дисциплины, должен внимательно ознакомиться с предлагаемым планированием времени для каждой тематической единицы.

Самостоятельная работа может состоять из нескольких этапов:

1. изучение теоретических вопросов той или иной темы и необходимого нормативного материала;

2. знакомство с опубликованной по теме семинарского занятия (реферата, доклада) литературой: чтение научной литературы, отбор и оценка фактического научного материала (научных фактов);

3. написание рефератов;

4. подготовка докладов по теме семинарского занятия;

5. рецензирование какой-либо специальной литературы (например, монографии) или журнальной публикации;

6. обзор опубликованных статистических данных.

Подготовка к семинарскому занятию докладов (рефератов) оформляется в письменном виде: формат А4, полуторный интервал, шрифт 14 Times new roman.

Демо-варианты оценочных средств (включая критерии оценки)

Оценочное средство: комплект вопросов к зачету

Комплект вопросов к зачету по дисциплине (примерный перечень).

  1. Понятие и сущность миграционной политики.
  2. Виды миграций.
  3. Механизмы взаимодействия миграции и миграционной политики Российской Федерации.
  4. Понятие и основные элементы механизма формирования и реализации правовой миграционной политики Российской Федерации.
  5. Проблемы и перспективные направления государственной миграционной политики в Российской Федерации.
  6. Виды мигрантов.
  7. Национальная безопасность и миграционная политика.
  8. Классификация нормативных правовых актов в сфере миграции.
  9. Проблемы и перспективы развития миграционного законодательства Российской Федерации.
  10. Система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере миграции.
  11. Функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению миграционной политики в РФ.
  12. Роль субъектов Российской Федерации в государственном управлении в сфере миграции.
  13. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграции.
  14. Уголовная ответственность за правонарушения в сфере миграционных отношений.
  15. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
  16. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
  17. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев.
  18. Мигрант как основной субъект миграционных правоотношений.
  19. Трудовая миграция в Российской Федерации: возможные пути ее решения.
  20. Функции и полномочия Федеральной миграционной службы России.

Критерии и шкала оценки

Для текущего контроля успеваемости студентов проводится: учет и контроль знаний, навыков, умений студентов при посещении ими лекционных занятий; учет и контроль знаний, навыков, умений студентов при проведении семинарских занятий.

Текущие оценки учитываются при выставлении итоговой оценки.

Итоговая аттестация студентов имеет цель комплексной оценки их знаний и умений по изученной дисциплине в форме зачета, проводимого в соответствии с правилами проведения устных зачетов с использованием комплекта вопросов по дисциплине в целом.

Оценка «зачтено» выставляется в том случае, если студент владеет юридической терминологией, не допускает грубых ошибок в понятиях, терминах и определениях, используемых в миграционном праве и миграционном законодательстве; умеет устанавливать межотраслевые связи норм миграционного права и других отраслей права, анализирует текст различных правовых актов в указанной сфере; выявляет различные способы толкования законодательства; выявляет пробелы, противоречия, коллизии миграционного законодательства, находит способы их разрешения; обладает навыками разрешения коллизий между международными правовыми нормами, регулирующими миграционные отношения и нормами российского миграционного законодательства.

Студент получает «не зачтено», если он не владеет юридической терминологией, допускает грубые ошибки в понятиях и терминах, не видит межотраслевых связей, неверно толкует законодательство.

Наши рекомендации