Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя

При анализе потребительского поведения необходимо установить измеритель полезности. При определении измерителя полезности экономисты разделились на 2 направления:

1. кординалисты – пытались найти абсолютный показатель измерения полезности.

2. ординалисты – предлагали измерять полезности путем сопоставления благ.

Более признанными являются ординалисты. Данное научное направление получило название «порядковой теории полезности». Она основывается на следующих положениях:

- Аксиома полной упорядоченности. Предпочтения сформулированы, потребитель может сравнивать и ранжировать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности.

- Аксиома транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А>В, В>С, то А>С.

- Аксиома ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Порядковая теория полезности:

Для этого строится кривые безразличия, карта безразличия, бюджетная линия потребителя.

Кривая безразличия.

В I и III квадратах набор А более предпочтителен, чем набор Е, а набор D более предпочтителен, чем набор А. В области I квадрата более предпочтительны все наборы, чем набор А. А в III квадрате все наборы менее предпочтительны, чем набор А. Потребитель одинаково оценивает наборы А,B,C по ломаной кривой А-B-C.

Кривая безразличия – это кривая, которая показывает совокупность наборов продуктов, обладающих равновесной полезностью.

Для этого строится карта безразличия. Исследуя потребительские предпочтения, более полно можно построить карту безразличия.

Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия.

Карта безразличия – множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными полезностями на разных линиях.

Кривые безразличия, относящиеся дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного намерения полезности.

Свойства кривых безразличия:

1)Нисходящий характер. Для сохранения уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага.

2)кривые безразличия не могут пересекаться. В случае если имеет место пересечение, нарушается принцип транзитивности и принцип построения карты безразличия.

3)Кривые безразличия является вогнутыми. Что обусловлено принципом убывающей предельной полезности, согласно которому, чем большим количеством блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать при обмене.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru Бюджетная линия потребителя отражает покупательную способность потребителя, его возможности приобретения желаемых благ при имеющемся доходе и существующих ценах.

Изменение дохода. Увеличение дохода повышает покупательную способность потребителя. Бюджетная линия смещается вправо, при снижении дохода бюджетная линия смещается влево.

Изменение цен товара. Если изменяется цена одного товара, то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси Х.

Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям:

1. Он должен находиться на бюджетной линии;

2. Набор товаров должен обеспечивать наибольшую потребность.

Вопрос #46

Кривые безразличия. Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Аксиомы поведения потребителей. Реакция потребителя на изменение дохода и цены.

Кривая безразличияэто кривая, которая показывает совокупность наборов продуктов, обладающих равновесной полезностью.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

В I и III квадратах набор А более предпочтителен, чем набор Е, а набор D более предпочтителен, чем набор А. В области I квадрата более предпочтительны все наборы, чем набор А. А в III квадрате все наборы менее предпочтительны, чем набор А. Потребитель одинаково оценивает наборы А,B,C по ломаной кривой А-B-C.

Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия.

Карта безразличия – множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными – на разных линиях

Кривые безразличия, относящиеся дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного намерения полезности.

Свойства кривых безразличия:

1)Нисходящий характер. Для сохранения уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага.

2)кривые безразличия не могут пересекаться. В случае если имеет место пересечение, нарушается принцип транзитивности и принцип построения карты безразличия.

3)Кривые безразличия является вогнутыми. Что обусловлено принципом убывающей предельной полезности, согласно которому, чем большим количеством блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать при обмене.

Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия. Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и У. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем равенство (3.10) к следующему виду:

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. На рис. 3.8 эта линия первоначально занимает положение KL. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Совместим теперь карту безразличия нашего потребителя с его бюджетной линией KL.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Какой товарный набор выберет потребитель? Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения.

В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Условие оптимума потребителя (3.12) можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

К этим аксиомам относятся:

1. Аксиома полноты, которая утверждает, что потребитель имеет возможность "заказать" любые доступные комбинации товаров в соответствии со своими предпочтениями.

2. Аксиома транзитивности, которая утверждает, что если некоторая комбинация (А) товаров предпочитается другой комбинации (В), а В, в свою очередь, предпочитается С, то (вследствие транзитивности) А предпочитается С.

3. Аксиома отбора, которая утверждает, что потребитель стремится к своему наиболее предпочтительному состоянию.

4. Аксиома доминирования, которая утверждает, что потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему. Это утверждение известно также под названием аксиомы "жадности", аксиомы "ненасытности" или аксиомы монотонности.

5. Аксиома непрерывности, которая утверждает, что имеется набор точек, образующих границу (кривую безразличия), разделяющую расположенные в товарном пространстве комбинации товаров на предпочтительные и непредпочтительные. Проще говоря, данная аксиома утверждает, что кривая безразличия представляет собой линию, а не "пятно".

6. Аксиома выпуклости (предпочтений) предполагает, что кривая безразличия выпукла относительно начала координат.

Изменение дохода вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую "доход-потребление", которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Кривая "доход-потребление" для нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон.

Кривая "доход-потребление" для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 9.1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Рис. 9.1. Кривая "доход-потребление" качественного товара

Кривая "доход-потребление" для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рис. 9.2).

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Рис. 9.2. Кривая "доход-потребление" некачественного товара

Кривая "доход-потребление" для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рис. 9.3).

Нейтральные, или независимые, блага - это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту и т. п., расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru

Рис. 9.3. Кривая "доход-потребление" на нейтральные товары

Вопрос #47

Аграрное производство как особая сфера приложения человеческого труда. Земля – основной фактор аграрного производства. Сущность и особенности аграрно-технической революции. Условия вступления в ВТО.

Главная ос-сть АП является прямая зависимость его от природно-климатических условий и естественного био-логического цикла, накладывающая отпечаток на все воспроизводственные процессы в аграрном секторе. Спе-цифические черты: образование и функционирование средств пр-ва в с/х; особенности создания и использования с/х продукции, кот. определяются сезонным ее хар-ром; ос-сти обобществления труда и пр-ва в с/х; ос-сти усло-вий организации пр-ва и труда, основанные на многообразии форм собственности и многоукладности экономики в с/х.Землевладение – право физического или юр.лица на обладание землей, кот. рассматривается не как субъект присвоения, а как условие хоз-ния. Землепользование предполагает пользование земельным участком, которое определяется сущ. в общ-ве экономическими отношениями, в рамках которых земля рассматривается, с одной стороны, как средство пр-ва, с другой – как объект присвоения создаваемого продукта.В условиях капитализма землепользование основывается на праве частной собственности или на аренде земли.

Аграрно-техн. Революция (АТР): В широких масштабах АТР развернулась после Второй мировой вой-ны.Главный результат в ходе АТР явилось ликвидация социально-экономической обособленности с/х от остальной экономики, а также интеграция с/х с промышленностью.

Условия присоединения России к ВТО.В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора (AMS) в рамках, так называемой, «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Переговоры по системным вопросампосвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО

Вопрос #48

Земельная рента: сущность, формы и виды. Абсолютная, дифференциальная и монопольная ренты. Экономическая рента и квазирента. Механизм образования различных видов ренты.

В экономической литературе существует 2 основных подхода определения земельной ренты: марксистский и неоклассический.

Марксистская концепция земельной ренты.

Рента – не связанный с предпринимательской деятельностью вид дохода, регулярно получаемый с капитала, земли или имущества.

Земельная рента – это часть прибавочного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сельском хозяйстве и присваиваемая собственником земли или землепользователем.

Исходным условием образования земельной ренты является аренда земли.

Аренда земли – вид землепользования, при котором собственник передает свой земельный участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определенную арендную плату.

Важным условием возникновения земельной ренты является 2 вида монополии на землю:

1) монополия собственности на землю, когда землевладельцем выступает частный собственник, кооператив, государство; этот вид монополии порождает абсолютную ренту;

2)монополия хозяйствования, когда предприниматель берет землю в аренду и монопольно на ней хозяйствует; этот вид монополии порождает дифференциальную ренту.

Абсолютная рента. В условиях ограниченности земель в оборот включается не только лучшие, но и худшие земли. При этом арендная плата собственниками взимается за всякие земли, в том числе за худшие. В результате на худших землях возникает земельная рента, которая выступает в виде абсолютной ренты.

Механизм образования абсолютной ренты обеспе6чивается за счет того, что в качестве общественных издержек производства в сельском хозяйстве выступают издержки производства на худших землях, а реализуется продукция по общественным ценам. Разница между ними позволяет получать прибыль в виде абсолютной ренты.

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru , где

Т – стоимость продукции сельского хоз-ва, производимых на худших землях;

С+V – затраты капитала фермера соответственно на средства производства (С) и на зарплату наемных рабочих (V);

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru – средняя прибыль, которую получает фермер;

Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя - student2.ru – дополнительная прибыль, которую получает собственник земли в виде абсолютной ренты.

Дифференциальная рента.

Существование этого вида ренты обусловлено тем, что земля является неоднородной, во-первых, по своему естественному и искусственному плодородию, во-вторых, по местоположению.

В силу ограниченности земель общественная цена сельскохозяйственной продукции формируется по худшим участкам. Производство организуется как на лучших и средних, так и на худших землях. В результате труд, затрачиваемый на производство и доставку сехоз. продукции, имеет различную производительность, а продукция – различную индивидуальную стоимость. На лучших по плодородию и местоположению землях стоимость продукции ниже. В таких хозяйствах создается и реализуется дополнительный чистый доход. Количественно он равен разнице между индивидуальной и средней общественной стоимостью. Дополнительный чистый доход принимает форму дифференциальной ренты.

Дифференциальная рента I. Ее материальным содержанием является дополнительный чистый доход первого рода, который выступает как результат разной производительности одинаковых затрат труда на равных по размеру, но различных по плодородию и местоположению земельных участках.

Дифференциальная рента II. Ее материальным содержанием является дополнительный чистый доход, который выступает как результат возрастающей производительности последовательных затрат труда и капитала на одном и том же земельном участке.

Экономическая рента - это разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования. Экономическая рента может быть изъята посредством налогообложения, не затрагивая предложения ресурса. Экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора. В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость. Минимальная сумма, требуемая собственником ресурса для того, чтобы он согласился продать некоторое количество его услуг, есть предельные издержки этих услуг. В таком случае экономическая рента выступает в форме выигрыша излишка в сравнении с альтернативной стоимостью предложения ресурса и аналогична понятию "выигрыша производителя" на рынке продукции.

С термином «экономическая рента» тесно связано понятие «квазирента», по-видимому, введенное в обиход Альфредом Маршаллом. Понятие «квазирента», обозначает доход, колебания которого не влияют на величину текущего предложения блага, но воздействуют на это предложение в будущем.
Даже если поток рентных платежей за пользование существующим ресурсом недостаточен для покрытия издержек его воспроизводства, услугами имеющихся единиц ресурса во всяком случае можно пользоваться на протяжении всего времени их существования, каким бы ограниченным оно ни было. Иными словами, поскольку срок службы ресурса отличен от нуля, он может какое-то время использоваться по-прежнему, даже если рентные платежи не покрывают издержек его производства. Необходимо лишь, чтобы рентный доход на этот ресурс покрывал текущие издержки использования ресурса, включая процент на ликвидационную стоимость, равную наивысшей стоимости ресурса при альтернативном использовании. Всякое превышение доходов над этими текущими издержками составляет «квазиренту».

Вопрос #49

Наши рекомендации