Кривая производственных возможностей (кривая трансформации)
Графическая иллюстрация возможности одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. Она показывает различные комбинации двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования других факторов производства в экономике, для которой технологическая основа и запас ресурсов постоянны.
Кривая строится в системе координат, каждая из которых отражает объем производства одного из продуктов, и ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание объемов производства двух продуктов (состояние Парето-эффективности).
Бизнес
Любой вид экономическая деятельности, приносящий доход (прибыль) или иные личные выгоды.
Предприниматель
Лицо, самостоятельно занимающееся хозяйственной (производственной) деятельностью в целях получения прибыли.
Приватизация
Передача прав собственности государства непосредственным участникам экономической деятельности, а также другим субъектам негосударственного сектора.
Индивидуальный (семейный) бизнес
Дело, владельцем которого является одно лицо или семья, получающие весь доход и несущие ответственность перед кредиторами не только активами фирмы, но и своими личными активами.
Партнерство (товарищество)
Форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении (паевом, долевом) финансовых ресурсов разных собственников, совместном владении и управлении предприятием.
Корпорация
Ведущая форма предпринимательства, основанная на акционерном капитале и отделенная от конкретных лиц, владеющих ею. Владельцы корпораций – держатели акций – отвечают по своим обязательствам перед кредиторами только капиталом, вложенным в покупку акций.
Система рыночных отношений
Обмен
1) Широко распространенная экономическая операция, состоящая в том, что одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги либо другую вещь.
2) Одна из стадий воспроизводственного цикла, заключающаяся в распределении факторов производства между производителями, потребительских товаров и услуг между потребителями.
Распределение
Разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи в отдельные фонды, отдельным лицам. Является одной из стадий единого воспроизводственного цикла, следующей за производством продукта, созданием дохода.
Различают операции первичного распределения, разделения доходов, непосредственно связанных с производственной деятельностью (заработная плата, прибыль, косвенные налоги, взносы в фонд социального страхования); операции вторичного распределения, связанные с механизмом перераспределения первичных доходов (прямые налоги, дивиденды, субсидии, социальные выплаты).
В централизованной экономике плановое распределение ресурсов, денежных средств, продукции служит важнейшим инструментом управления экономикой на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях.
В рыночной экономике основные функции распределения выполняет рынок, но частично они сохраняются и за государством.
Потребление
Использование (применение) продукции, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Представляет конечную стадию воспроизводственного цикла.
Производственное потребление (промежуточное потребление) - расходование, использование ресурсов в процессе производства.
Непроизводственное (конечное потребление) благ осуществляется людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей.
Потребительная ценность (илистоимость)
Полезность блага, способность удовлетворять ту или иную потребность людей.
Рынок
Механизм, соединяющий покупателя и продавца, в виде любого набора соглашений, при помощи которых отдельные, самостоятельно принимающие решения продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров или услуг и совершают соответствующие сделки.
Функции рынка
· ценообразование – формирование количественных ценностных оценок экономических благ и процессов, определяющих направление экономической деятельности и поиска выгоды, но при отсутствии гарантий;
· информационная - в ценах заключается важнейшая информация, необходимая как покупателям, так и продавцам;
· конкуренция – оптимизация и минимизация издержек путём формирования механизмов экономического принуждения: КОНКУРЕНЦИЯ à РОСТ/или УТРАТА ПОЗИЦИЙ à ВЫБЫТИЕ С РЫНКА/БАНКРОТСТВО à ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ФИРМ НА РЫНКЕ;
· распределение – образование доходов в результате рыночного обмена.
«Невидимая рука рынка»
Впервые описанный А.Смитом экономический механизм автоматической самонастройки рынка на основе свободы выбора, движения цен и конкуренции.
Товар
Экономическое благо, предназначенное для продажи или обмена.
Услуга
Экономическое благо, потребляемое в момент производства.
Ценность
Категория, регулирующая обмен.
В классической теории интерпретируется как затраты труда (трудовая теория ценности – А.Смит, Д.Рикардо) или факторов производства (Ж-Б.Сэй) на производство товара (стоимость); в марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс) воплощает затраты абстрактного труда (стоимость); в маржинализме отражает предельную полезность или предельные издержки.
Меновая ценность
Количественное отношение, в котором потребительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценности другого рода.
Бартер
Непосредственный обмен товара (услуги) на другой товар или услугу.