Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1. (1) Работа даёт возможность любому человеку жить в этом мире
(1) Работа даёт возможность любому человеку жить в этом мире. (2) Именно об этом думают 90% людей, когда слышат слово «работа». (3) Для них работа - необходимость: способ обеспечить семью, приобрести жилье, дать образование детям. (4) Вероятно, не так уж много людей, которые делают на рабочем месте то, что им хотелось бы делать. (5) Исключение, наверное, составляют люди творческих профессий. (6) Для них деньги не являются главным в жизни, и работа для них прежде всего способ самореализации. (7) Конечно, в идеале у каждого должно быть дело, которое доставляет ему удовольствие и достойно оплачивается. (8) Но, к сожалению, это случается очень редко. (9) Такая работа обычно мечта, а не реальность.
(10) Когда мы говорим об отношении людей к работе, можно выделить два противоположных типа личностей.
(11) Первые делают карьеру и ищут удовлетворения в деньгах.
(12) Часто они становятся рабами своего дела, вкалывая практически 24 часа в сутки, без праздников, выходных, отпусков.
(13) Они зарабатывают большие деньги, но порою эти деньги некогда и не на кого им тратить. (14) Они уверяют, что живут без проблем, но становятся рабами своего дела и своих капиталов. (15) Может быть, некоторые из них и счастливы.
(16) Другой тип личности таков: работают около восьми часов, потом отдыхают; у них есть семья, друзья, спокойствие, свободное время. (17) Денег обычно не хватает, потому что зарплата небольшая. (18) Но они ничего не делают, чтобы увеличить доходы, хотя часто жалуются на несправедливую оплату своего труда. (19) Со временем кое-кто из них становится ленивым, до предела инертным брюзгой.
(20) Не секрет, что существуют национальные особенности характера, обусловленные историей страны, религией, укладом жизни и десятком других факторов, в том числе генетическим. (21) По разному относятся в разных странах и к работе. (22) А как относимся к своему делу мы, русские? (23) Давайте посмотрим на нас глазами иностранцев. (24) Вот что говорит об этом шведский бизнесмен, долго живший в России.
(25) В России и на Западе, считает он, разное отношение к работе. (26) Русские достаточно ленивы, непунктуальны, ненадёжны, самоуверенны. (27) Конечно, они могут освоить новые для них профессии, получить знания в области сервиса, менеджмента, но психология у них при этом мало изменяется. (28) Они могут опаздывать на работу, могут делать на работе всё, кроме самой работы, например пить чай или разговаривать с друзьями по телефону.
(29) И это продолжается до тех пор, пока работа не начинает приносить им психологическое удовлетворение. (30) Когда же их дело доставляет им удовольствие, они могут оставаться на работе до ночи, брать часть работы домой, получать маленькую зарплату и довольствоваться ею. (По Н. Писарчик и Ю. Прохорову)
А29. В каком предложении выражено отношение автора к людям, живущим ради карьеры и денег?
1) 1 2) 6 3) 15 4) 16
А30. Какой тип речи представлен в тексте?
1) рассуждение с элементами описания 2) повествование с элементами описания
3) повествование 4) описание
А31. Укажите предложение, в котором есть разговорное (просторечное) слово.
1) 9 2) 10 3) 12 4) 26
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Из предложения 1 выпишите слово, образованное суффиксальным способом
В2. Из предложений 1 - 9 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, которое перешло в существительное).
В3. Из предложения 18 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 20 - 24 найдите простое односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 10-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 10-19 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 1-15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. Автор ставит в статье проблему, над которой каждый не раз задумывался, особенно стоя на пороге взрослой жизни. Развитию мысли способствует использование такого приема, как _(предложения 11 - 15 и 16 - 19). Чтобы повысить эмоциональное воздействие на читателя, вводятся _ (например, становятся рабами своего дела и своих капиталов в предложении 14) и _ (предложения 19 и 26). Этой же цели служит _ (предложения 22 и 23).
Список терминов:
1) развёрнутое сравнение 2) литота 3) развернутая метафора 4) парцелляция 5) антитеза
6) вопросно-ответная форма изложения 7) эпитет 8) оксюморон 9) градация
Часть 3
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150с.
Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.
Вариант № 7
Часть 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) медикАменты 2) позвалА 3) без умОлку 4) бюрократИя
А2. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1) Кулик, птица болотная, встречается в наших пензенских лесах нечасто.
2) Охотник Ерофеич взял нас на охоту при условии, что мы возьмем с собой болотные сапоги.
3) Болотная почва на северо-востоке области не позволяет выращивать там овощные культуры.
4) Охотясь на уток, старик надел костюм болотного цвета, позволявший ему быть в траве невидимым.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) отряд партизан 2) желтая гуашь 3) пятьюстами килограммами 4) ордеры на квартиру
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Видя недостатки людей,
1) Печорину становится неинтересно с ними общаться.
2) Печорину сложно найти себе друзей.
3) Печорин старается высмеять их, обрекая себя на одиночество.
4) окружающие недолюбливали Печорина.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Большинство работ М. Чудаковой посвящено исследованию творчества М. Булгакова.
2) В качестве материала для романа «Война и мир» Толстой использовал семейные архивы, мемуары, официальные источники.
3) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
4) Знатное происхождение и богатство позволили Онегину войти в высший свет Петербурга.