Структура и инфраструктура рынка. функции рынка
Рынок имеет определенную структуру.
Структура рынка– это внутреннее строение рынка, соотношение его отдельных элементов, удельный вес этих элементов в общем объеме рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются: экономическое назначение объектов рыночных отношений, географическое положение, характер продаж, степень ограничения конкуренции и др.
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы, финансовый рынок. Эти виды рынка подразделяются на различные сегменты или субрынки. Сегмент – это часть рынка, выделенная на основе какого-либо признака.
2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.
3. По характеру продаж – оптовый и розничный.
4. По степени ограничения конкуренции – рынок совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Эти модели рынка подробно рассматриваются в темах 8-9 в связи с анализом поведения фирмы в условиях совершенной и не совершенной конкуренции. В данной теме дадим им лишь определение.
Совершенная конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:
• наличие большого числа независимо действующих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих продаж);
• конкурентные фирмы производят стандартизованную продукцию и, следовательно, отсутствуют основания для неценовой конкуренции, покупателям безразлично, продукцию какой фирмы покупать,
• конкурентные фирмы не могут устанавливать рыночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,
• не существует никаких препятствий (законодательных, технологических, финансовых и др.) для свободного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее.
Чистая монополия — это модель рынка, которая характеризуется рядом черт:
• фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;
• контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;
• вступление новых конкурентов в отрасль заблокировано техническими, экономическими, юридическими моментами.
Монополистическая конкуренция — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
• наличие относительно большого числа независимо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае размер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;
• фирмы производят товар, обладающий исключительными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;
• фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;
• сравнительная легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.
Олигополия — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
• наличие наибольшего числа фирм, господствующих на рынке однородного или дифференцированного продукта;
• каждая фирма при установлении объемов продаж, цены, учитывает реакцию своих конкурентов;
• появление новых фирм затруднено или невозможно.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, то есть вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, фирм, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые валютные биржи, банки, страховые компании, фонды и т.д.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д. Кроме этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, учреждений контроля и ревизии.
Сущность рынка находит свое проявление в его функциях – регулирующей, стимулирующей и дифференцирующей.