Показатели удовлетворенности сотрудников
Человек оценивает свое положение на предприятии с учетом многих факторов, например таких, насколько хорошо оплачивают его труд, как им управляют, насколько он информирован, располагает ли он возможностями для своего развития и совершенствования, насколько защищенным он себя чувствует, и т. д. Каждый из этих факторов необходимо оценивать, оценка может варьироваться в широких пределах. Степень влияния каждого фактора на общий уровень мотивации и заинтересованности персонала также может сильно различаться.
Общую совокупность показателей удовлетворенности сотрудников можно разделить на две части. Первая часть показателей основывается на информации и статистических данных, имеющихся в различных подразделениях организации: отделе кадров, службе социального страхования и т. д. К таким показателям можно отнести:
- текучесть кадров, при этом могут выделяться внешняя и внутренняя (переходы между подразделениями) составляющие;
- статистические данные по больничным листам;
- уровень травматизма на предприятии;
- количество рационализаторских предложений, и т. д.
Вторая часть показателей удовлетворенности сотрудников отражает в какой-то мере субъективное отношение работника к своему работодателю. Естественно, эти показатели могут быть определены только с привлечением к оцениванию самих сотрудников. Для этих целей проводят опросы персонала с помощью специальных анкет. Анкеты с вопросами составляются, как правило, менеджерами по персоналу или независимыми консультантами предприятия. Опрос производится анонимно, для оценки используется специальная схема обработки ответов с системой баллов, разработанных для конкретного опроса. Определение удовлетворенности сотрудников является внутренней задачей каждого предприятия, которое само должно формировать перечень показателей и проводить их оценку. Однако существует некоторый перечень показателей удовлетворенности сотрудников, который может использоваться в рамках предприятий. Ведущая компания, занимающаяся опросами общественного мнения, International Survey Reszearch (ISR), провела исследование уровня удовлетворенности работников во многих европейских компаниях. Стандартные вопросы анкеты относились к различным составляющим удовлетворенности работников. При этом рассматривались следующие показатели [3]: трудовые отношения, удовлетворение от работы, самоидентификация с компанией, эффективность работы, безопасность и условия труда, непосредственное руководство, защищенность рабочих мест, обучение и информированность, организация тру да, руководство компанией, производительность и возможность роста, коммуникации внутри компании, дополнительные блага, оплата труда.
Результаты проведенного исследования представлены на рис.5.3.
Рис. 5.3. Показатели удовлетворенности работников
в европейских компаниях
Аналогичный перечень показателей может использовать каждое предприятие при оценке уровня удовлетворенности своих сотрудников. Анализ результатов позволяет администрации и высшему руководству проследить динамику изменения настроений своих сотрудников, сопоставить ключевые результаты своей деятельности с изменением уровня удовлетворенности работников, выделить приоритетные на правления в развитии и улучшении взаимоотношений с работниками.
ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ