Подготовка и обучение сотрудников
В TQM особое значение придается способностям сотрудников и систематическому повышению их квалификации, так как для участия в решении задач управления наряду с профессиональной компетенцией требуется значительная методическая и социальная компетенция. Целенаправленные меры по развитию этих способностей создают предпосылки для участия сотрудников в управлении и повышения качества их работы. Целенаправленные мероприятия по повышению квалификации рассматриваются в рамках идеологии TQM как инвестиции в дальнейшее развитие предприятия и, тем самым, в обеспечение его долгосрочного успеха.
На переднем плане при этом стоит обучение:
- общим принципам и подходам TQM;
- общим методам и инструментам управления;
- методам управления, специфическим для поставленных задач;
- методам развития личности;
- мероприятиям по развитию способности работать в команде.
К общим методам управления относятся, например, методы решения проблем и творческие технологии. Под методами управления для специфических задач, наряду с методами общего менеджмента качества и экологического менеджмента, подразумеваются также специфические методы управления затратами, например расчет затрат на процесс и получение плановых цифр издержек производства (Target Costing). Особое значение имеют методы управления проектами и процессами.
TQM как метод менеджмента задает ряд принципов, которые помогают объединить все виды деятельности по формулировке целей и задач, планированию, управлению, организации и улучшению процессов организации. Принципы TQM косвенно описывают основные правила разработки системы управления, специфической для предприятия и ориентированной на качество.
Качество в рамках TQM необходимо рассматривать как промежуточную цель при достижении всех высших целей предприятия, включая удовлетворенность потребителей, работников и общества в целом. Качеством при этом считается, в первую очередь, качество управленческой деятельности и, тем самым, — косвенно — качество исполнительской деятельности, процессов и систем.
Термин «всеобщий» означает, что TQM как метод управления учитывает все существенные факторы успеха предприятия: качество и уверенность руководства, качество всех процессов, удовлетворенность потребителей, вовлечение и мотивацию всех сотрудников, повышение их квалификации, а также выгоды от деятельности предприятия для общества. Определение TQM также расширяется за счет включения в концепцию TQM таких факторов успеха, как средства производства и отношения с поставщиками. Таким образом, TQM претендует на то, чтобы быть целостным методом менеджмента, в котором элементарные методы и процедуры управления могут соединяться в концепцию интегрированного менеджмента.
Интегрированная система менеджмента — это система управления организацией, которая органично совмещает в себе все системы управления: систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента, систему инновационного менеджмента, систему безопасности и охраны здоровья и др.
При этом различные системы управления не действуют параллельно, а интегрируются в одну всеобъемлющую систему — общую систему управления (General Management System). На рис. 1.8 символически показана интеграция различных систем управления в общую систему управления.
Рис.1.8. Интеграция различных систем менеджмента
в общую систему управления
Идеология и принципы TQM как раз и образуют ту основу, на которой должна строиться и развиваться интегрированная система управления организацией.
«Всеобщий» означает также, что TQM опирается на все цели предприятия, охватывает все процессы и весь персонал и, тем самым, всю управленческую деятельность, включающую все основные функции, а не только те, которые прямо или косвенно касаются качества продукции и услуг.