Менеджер, его функции, роли, необход.навыкии качества. Специфика управленческой деят.
Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий,
занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями
принятия решений по конкретным видам деятельности организации.
Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков, но степень их необходимости зависит от положения менеджера на служебной лестнице. Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена – техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры любого уровня.
Функции менеджера:
- организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;
- руководство предприятием в целом или отдельными его подразделениями;
- управление людьми;
- административная деятельность в соответствии с современными методами управления.
Во-первых, это роль по принятию решения: менеджер определяет направление движения организации, осуществляет необходимые текущие корректировки ее деятельности, решает вопросы распределения ресурсов и т.п. Только он имеет право принимать управленческие решения. Однако, будучи наделенным правом принятия решений, менеджер вместе с тем несет ответственность за их последствия. Поэтому он должен не только уметь выбрать наилучший вариант, что может сделать специалист по подготовке решений или даже компьютер. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести возглавляемый им коллектив в определенном направлении. А это зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает и анализирует информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько он владеет информацией, насколько ясно и четко может доводить ее до членов организации, зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в роли руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего и наставляющего членов организации на достижение ее целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Настоящий менеджер — это, прежде всего, личность, за которой люди готовы идти, идеям которой они готовы верить. В современных условиях поддержка членами организации своего руководителя является тем фундаментом, без которого ни один менеджер (каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был) не сможет успешно управлять коллективом.
Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности. Она поэтому обозначается понятием метадеятельности.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.
Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций.
Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.