Становление системы макроэкономического регулирования
Тема 8
Первая мировая война разразилась между двумя военными блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.) и Тройственным союзом (Германия, Турция, Австро-Венгрия, Болгария и др.). В целом в ней приняло участие 34 из 56 существовавших тогда суверенных государств. Основной причиной войны стала борьба за передел уже поделенного мира, обусловленная поиском рынков сбыта и источников сырья для молодых капиталистических стран, прежде всего Германии и США, не имевших колоний.
Мировая война предъявила небывалые требования экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих держав увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Однако из стран – участниц военных действий только США и Япония смогли увеличить свое национальное богатство – соответственно на 40 и 25 %. При этом США за счет продажи вооружения сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота. Не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий, Первая мировая война принесла колоссальные людские потери, составившие в общей сложности около 36 миллионов человек. Структура экономики стран оказалась деформированной в результате непомерно раздутого военного сектора, прекращение же военных действий потребовало новых затрат на решение проблем разоружения. Система золотого стандарта в результате девальвации национальных валют потерпела крушение. Не менее значимыми были и экологические последствия, связанные с использованием химического оружия. К тому же во многих странах, участвовавших в войне, произошла перестройка социально-экономического и политического строя. Турецкая и Австро-Венгерская империи распались, в России и Германии в ходе революций были свергнуты монархии.
Режим отношений в западном мире после первой мировой войны определила серия международных договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. Центральное место в ней занял Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г.
Особую роль в послевоенном развитии мировой экономики сыграло изменение мировой валютной системы. На смену золотому стандарту приходит золотодевизный стандарт – система, при которой страна хранит для внешних расчетов иностранную валюту, рассматриваемую в качестве эквивалента золота и конвертируемую по твердому курсу в национальную валюту. И хотя официально статус резервной валюты не был закреплен ни за одной из валют, за лидерство на мировом валютном рынке конкурировали американских доллар и английский фунт стерлингов. Эта система, более гибкая, чем золотомонетная, была установлена на Генуэзской конференции в 1922 г.
Генуэзская валютная система была подорвана мировым экономическим кризисом 30-х годов ХХ века. Вторая мировая война нанесла по ней окончательный удар.
После кратковременного спада 1920–1921 гг., вызванного конверсией, в США начался экономический подъем,продолжавшийся с 1924 до 1929 г. Модернизация промышленности путем внедрения достижений научно-технического прогресса и научных методов организации производства стала основой этого подъема. Финансовой базой этого процесса являлись огромные прибыли американских корпораций, захвативших значительную долю мировых рынков товаров и капиталов. Наиболее активный подъем наблюдался в отраслях, связанных с научно-техническим прогрессом: автомобильной, радиотехнической, авиационной и др. В результате подъема производства повысилось благосостояние квалифицированных рабочих, мелких и средних бизнесменов, возросла доля среднего класса в составе населения страны. В период с 1921 по 1930 г. доля оплаты труда составила свыше 74 % национального дохода. За годы экономического подъема был осуществлен переход к массовому производству товаров и услуг. Американская экономика значительно опередила в своем развитии весь мир.
24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже внезапно возникла паника. Она была вызвана волной массовых продаж акций в этот период для биржевой спекуляции кредитными средствами. Когда курсы акций пошли вниз, кредиторы потребовали возврата ссуд. Спекулянты с целью получения необходимых средств начали продавать акции, ускоряя этим их падение. Паника быстро распространилась на биржах всего мира. Начался глубокий экономический кризис, получивший в США название «Великая депрессия».
В США прокатилась массовая волна банкротств. Страну охватили массовые выступления различных слоев населения. Представители деловых кругов осознавали несостоятельность республиканской администрации. На проходивших в 1932 г. президентских выборах убедительную победу одержала демократическая партия, возглавляемая Ф.Д. Рузвельтом.
Предложенная для выхода из кризиса, разразившегося в 1929 г., президентом США Рузвельтом программа получила название «Новый курс».Она основывалась на теории английского экономиста Дж. М. Кейнса об участии государства в регулировании экономики. Были проведены банковская и финансовая реформы, запрещен экспорт золота. В июне 1933 г. был принят Закон «О восстановлении национальной промышленности». Он вводил систему государственного регулирования промышленности, предусматривал меры, способствовавшие «честной конкуренции». В 1934 г. был принят Закон о торговле, предусматривавший подписание торговых договоров с другими странами на основе взаимного снижения таможенных тарифов. Под давлением выступлений безработных и забастовок в 1935 г. был принят Национальный акт о трудовых отношениях, который узаконил коллективную защиту рабочими своих интересов через профессиональные союзы. В 1935 г. были приняты законы о социальных гарантиях, была введена система пенсий по старости и пособий по безработице, регламентирован уровень минимальной оплаты труда.
После Первой мировой войны Германия переживала глубокий кризис, продолжавшийся до 1924 г. В этот период наблюдалось резкое падение национального производства, вызванное потерей ряда промышленных районов, утратой внешних рынков и сокращением внутреннего рынка, обнищанием народа, изношенным и устаревшим оборудованием.
В 1923 г. положение в Германии стабилизировалось, начался экономический подъем, который усилил концентрацию и централизацию капитала. Оживление экономики прервал мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. В стране складывалась революционная ситуация. В связи с этим США, Франция, Англия в 1929–1930 гг. предоставили Германии новые льготы по репарационным выплатам, затем досрочно была прекращена оккупация Рейнской области.
В условиях политической нестабильности, вызванной экономическим кризисом, крупный капитал способствовал приходу к власти в стране нацистов (фашистов). В 1933 г. президент Гинденбург передал власть Гитлеру и в Германии установился режим фашистской диктатуры. Основными характеристиками фашизма являются:
· ультраправая политика – антикоммунизм,
· традиционализм,
· радикальный национализм,
· этатизм,
· корпоративизм,
· милитаризм.
Экономическая политика фашизма была направлена на всеобщую милитаризацию, которая осуществлялась на основе четырехлетних планов. Принимались меры для закупки за границей руд, цветных металлов, была расширена разработка собственных железорудных месторождений. Стимулировались производство алюминия, добыча каменного угля. Резко возросло изготовление синтетических нефтепродуктов. Преимущественное развитие получили отрасли тяжелой и военной промышленности. Милитаризация экономики способствовала выходу страны из кризиса и значительному росту объемов производства, но производство потребительских товаров к 1939 г. не достигло даже уровня 1928 г.
Фашисты создали сложный аппарат управления хозяйством. В 1933 г. при министерстве экономики из числа представителей капитала был организован Генеральный совет хозяйства, которому подчинялись хозяйственные группы, возглавлявшие промышленность, торговлю, финансы. Совет установил контроль за валютными расчетами, внешней торговлей. Главную роль играли методы прямого административного диктата. Был введен «фюрер-принцип», согласно которому предпринимательские союзы переходили в подчинение министерства экономики и возглавлялись фюрерами. Все хозяйство разделялось на группы, объединявшие отдельные отрасли и районы. Владельцы предприятий объявлялись «фюрерами» и получали диктаторские полномочия – могли устанавливать расценки, нормы выработки, длительность рабочего дня, штрафы и наказания. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Продолжительность рабочего дня была увеличена до 10–14 часов. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции.
В период фашистского правления расширился государственный сектор экономики за счет конфискованного имущества репрессированных, захвата собственности демократических организаций, а также предприятий на оккупированных Германией в годы Второй мировой войны территориях.
ВВеликобритании так же, как и в США, в период Первой мировой войны наблюдалось интенсивное развитие этатистских тенденций (идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.) и их ослабление в 1919-1929 гг. Англия как страна-победительница в некоторой мере компенсировала значительные потери, понесенные в ходе войны. В то же время, технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери английского торгового флота и многие другие факторы определили длительный период вялого развития экономики страны вплоть до начала мирового кризиса. К тому же позиции английского капитала на мировых рынках были ослаблены в результате экспансионистской политики США более того, Англия оказалось их должником (4 млрд. долл.).
На фоне столь унылой общей картины по сравнению с периодом просперити в США в Англии тем не менее происходило развитие наиболее передовых отраслей промышленности (химической, автомобильной, электротехнической, авиационной и др.). Стагнацией же были охвачены старые отрасли — судостроение, металлургия, угледобывающая и текстильная.
.Англия сделала упор на производство высококачественных, не массовых, а дорогостоящих товаров, ориентированных на состоятельных покупателей, что позволило ее производителям сохранить за собой весьма доходную нишу на внешнем и внутреннем рынках.
Одной из причин постепенной утраты товарных рынков стала отчетливая переориентации английского правительства на сохранение лидерства Англии в банковской сфере. Так, в 1925 г. правительство провело ревальвацию английской валюты за счет введения золотого стандарта фунта стерлинга. Хотя это мероприятие и способствовало росту курса фунта, но удорожание английских товаров затронуло интересы промышленников-экспортеров.
Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г., т. е. несколько позднее, чем в ряде других стран. Важным мероприятием по борьбе с кризисом стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств— страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.
В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Это произошло в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Уже в 1934 г. жесткая бюджетная политики экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.
Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что, впрочем, существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать.
За годы войны и во Франции ярко проявились черты складывающейся системы государственного регулирования экономики. Ее значительные материальные потери были частично компенсированы проигравшими странами (главным образом Германией). На основе положений Версальского договора к Франции отошли развитые в хозяйственном отношении области - Эльзас и Лотарингия, на срок до 15 лет - угольная Саарская область (с 1920 г. Саар находилась под управлением Лиги Наций). Вместе с другими территориальными приобретениями, а также крупной контрибуцией это составило основу для достаточно успешного развития экономики страны в послевоенный, докризисный период (1919—1930). Темпы экономического роста Франции в сравнении с другими странами-лидерами (кроме США) были самыми высокими. В целом успешное развитие было основано на форсированном росте показателей в промышленном секторе и прежде всего в новых и старых отраслях, тесно связанных с государственными военными заказами, в то время как отрасли легкой промышленности, сельское хозяйство переживали застой и периодические кризисы. Достаточно активное вмешательство государства обусловливалось не только весьма неустойчивым политическим балансом сил в Европе, но и стремлением монополий Франции добиться лидерства на внешних рынках, необходимостью освоения вновь приобретенных территорий, неустойчивым внутриполитическим равновесием под воздействием роста популярности социалистических и коммунистических движений, рядом других факторов. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что процесс этатизации после Первой мировой войны и во Франции повернул вспять.
Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее — в 1930 г. зато был более затяжным и весьма глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.
Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934 г. попытки фашистского путча, за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви, вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно падение авторитета правительства. Такие изменения в политических настроениях граждан свидетельствовали и о неприятии антикризисных мер буржуазных кабинетов, использовавших традиционные методы сокращения бюджетного дефицита и восстановления нарушенного равновесия за счет дефляции, снижения заработной платы, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогообложения и т. п.
Программа Народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан: создание национального фонда безработицы; сокращение рабочей недели без уменьшения содержания; увеличение числа рабочих мест, в частности, за счет снижения возрастного пенсионного барьера; организация масштабных общественных работ; регулирование закупочных цен на сельскохозяйственные товары с учетом интересов производителей; поддержка крестьянских кооперативов; пересмотр закона о плате за торговые помещения; защита интересов мелких рантье (мелких владельцев ценных бумаг); реформирование системы налогообложения в пользу малоимущих граждан и ряд других.
4 июня 1936 г. было создано первое правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Леоном Блюмом, а 7 июня было подписано соглашение между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов, введении 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков, признание системы коллективных договоров.
Пришедшее ему на смену правительство социалиста-радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию национальной валюты. Непоследовательность антикризисных действий способствовала обострению социальных противоречий внутри страны, привела к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего существенно трансформировалась и его программа. Так, например, в феврале 1939 г. поправевший парламент отклоняет большинством голосов проект нового трудового устава (или хартии труда).
В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется второй кабинет Л. Блюма, который проводит курс на дальнейшее свертывание политики Народного фронта. Следует отметить, что этому способствовали не только раскол внутри Народного фронта, неудачи антикризисных мероприятий, рост социальной напряженности, но и в значительной мере крайнее обострение внутриевропейской ситуации в связи с аншлюссом Австрии. Так, за счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить прежде всего военно-оборонное строительство в стране.
Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий. Имя Даладье связано с подписанием Мюнхенского соглашения четырех европейских держав (Великобритании, Германии, Италии, Франции) о разделе Чехословакии, с так называемой политикой «умиротворения» Германии, непосредственно предшествовавшей началу Второй мировой войны.
Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.
Тем не менее опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества противостоять тоталитаризму, фашизму; заложил основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы. Опыт этатизации во Франции оказался весьма полезным в условиях реформирования хозяйственных отношений в стране, а также и в ряде европейских государств (особенно скандинавских) после Второй мировой войны.