Становление индустрии СМИ: основные факторы 1 страница

УДК 338.467.6:070(1-87X075.8) ББК 65.497.6(3)я73 075

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Рецензенты: доктор экономических наук, заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО(У) А. В. Короткое доктор социалогических наук, профессор, заведующий кафедрой международной журналистики факультета журналистики СПбГУ А. С. Пую

Авторы:

Е. Л. Вартанова (гл. 2,3), В. Л. Иваницкии (гл. 8), М. И. Макеенко (гл. 1, 5), А. Н. Назаикин (гл. 6), С. С. Смирнов (гл. 4), Г. Г. Щепилова (гл. 7) Научный редактор Н. В. Ткачева

Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. 075 Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2009. —360 с.

ВЫ 978-5-7567-0503-4

Данное учебное пособие впервые в российской учебной и научной литературе рассматривает СМИ как отрасль экономики, анализирует ее историю и движущие силы, основные тенденции развития и важнейшие сферы деятельности: финансо­вую политику, медиапланирование, медиамаркетинг, бизнес-планирование. Учеб­ное пособие выявляет особенности проявления общеэкономических законов в ин­дустрии СМ И, ее различных сегментах и отдельных компаниях, показывает влияние жизни современного общества на динамику медиарынка.

Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов и отделений журна­листики, журналистов-практиков, менеджеров СМИ, экономистов, политологов.

УДК 338.467.6:070(1-87)(075.8) ББК 65.497.6(3)я73

I8ВN 978-5-7567-0503-4 © Коллектив авторов, 2009

Оформление. ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2009

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте «тта'.а$рес1рге55.ги

Учебное издание

ОСНОВЫ МЕДИАБИЗНЕСА -439 3 8 ? •

Редактор О. Глушакова. Корректор А. А. Баринова. | Художник Д. А. Сенчагов. Компьютерная верстка С. А. Артемьевой

Подписано к печати 1.10.2008. Формат 60х90'/|6. Гарнитура «№\МопС». Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 5586 ЗАО Издательство «Аспект Пресс». 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 8. Е-тай: т(о@азрес1рге85.ги; шу™-.а$рес!рге$,<..ги. Тел.: (495)306-78-01, 306-83-71 Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Можайск, ул. Мира, 93.

Становление индустрии СМИ: основные факторы 1 страница - student2.ru

Предисловие

Роль средств массовой информации в современном обществе трудно пере­оценить. Масс-медиа стали важнейшим социальным институтом общества, орга­низатором и медиатором политических процессов, средством формирования на­циональной идентичности, сохранения культуры и традиций, инструментом воз­действия на общественное и индивидуальное сознание. Однако гораздо меньше внимания уделяется экономической роли СМИ в современном обществе, хотя сегодня они оказывают огромное влияние на рыночную экономику — и в сфере производства, и в сфере потребления. Распространяя рекламу, масс-медиа стано­вятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. При этом сама реклама стано­вится для предприятий СМИ основным источником доходов, позволяющим ве­сти самостоятельную и зачастую независимую от политических и финансовых структур коммерческую деятельность.

Современная медиаиндустрия превратилась в неотъемлемую часть нацио­нальной экономики большинства стран мира. В настоящее время медиабизнес развивается динамично и поступательно даже там, где еще совсем недавно — во второй половине XX века, в период после Второй мировой войны — он не пред­ставлял собой заметного субъекта экономической жизни. Медиаиндустрия се­годня аккумулирует значительные ресурсы, производя как материальные (газе­ты, журналы, отдельные медианосители с музыкальными записями, телепрог­раммами, кинофильмами), так и нематериальные продукты. Во-первых, это новости, аналитика, комментарии, мнения, которые и представляют собой со­держание СМИ. Во-вторых, это такие составляющие журналистских текстов и медиасодержания, как смыслы, мифы, образы и идеология. Часто они произ­водятся в редакциях СМИ, во многих случаях они ими медиатизируются. На­конец, в-третьих, это аудитория СМИ, «конструируемая» ими для последую­щего предложения рекламодателям, которые в обмен на оказание этой «услуги» обеспечивают доход от рекламы — основной источник финансирования меди- акомпаний. Аудитория сегодня — это очевидный «продукт» деятельности СМИ, создаваемый в ответ на спрос рекламодателей.

Экономические законы медиабизнеса — с общетеоретической точки зре­ния — мало чем отличаются от экономических законов, управляющих другими отраслями. Многие концепции экономики СМИ подтверждают, что общеэко­номическая теория не только применима к медиаотрасли, но и целиком объяс­няет ее существование и функционирование. С другой стороны, не приходится спорить и с тем, что законы и понятия экономики особым образом преломля­ются в деятельности отдельных медиаорганизаций и отрасли в целом. Задача данного учебного пособия — выявить особенности, которые возникают при при­менении общеэкономических законов к индустрии СМИ, ее различным сег­ментам и отдельным компаниям, показать, какое влияние оказывает жизнь со­временного общества на динамику медиарынка.

Медиабизнес сегодня специфичен вследствие и отраслевых, и национальных особенностей. Однако можно утверждать, что, вне зависимости от национальных контекстов, СМИ как отрасль экономики обладают набором универсальных ха­рактеристик, позволяющих — несмотря на специфику конкретных стран — свес­
ти их в единую систему. Эту систему общих для рынка СМИ концепций, законов функционирования и практик по их реализации мы и будем рассматривать в этом учебном пособии.

Научный подход к современным масс-медиа обязан учитывать тот факт, что предприятия СМИ — как, впрочем, и большинство других предприятий — яв­ляются сегодня капиталистическими, рыночными компаниями. И как субъек­ты рынка они зачастую вынуждены ставить коммерческие мотивы деятельнос­ти выше других — политических, социальных, культурных, образовательных. Это вполне объяснимо, но по сути противоречит природе социальных представ­лений о СМИ. Очевидно, что в условиях рынка вопросы ответственности жур­налистики и медиабизнеса перед обществом и его институтами не могут быть решены отдельной медиакомпанией, ее владельцами, акционерами и сотруд­никами. Они прежде всего не могут быть решены и осмыслены безучастия ауди­тории, которая, являясь в одной своей ипостаси сообществом потребителей медиасодержания, выступает одновременно и в роли сообщества избирателей, непосредственных участников политических и культурных процессов в обще­стве.

Словом, социальная ответственность СМИ превращается из проблемы, решаемой владельцами медиапредприятий, субъектами медиарынка, в один из ключевых вопросов, стоящих перед гражданским обществом в целом. Но имен­но это обстоятельство и придает исследованиям экономики СМИ особую акту­альность. Более четкое знание экономических механизмов медиаиндустрии необходимо для того, чтобы понять, где жизненно важные для общества функ­ции журналистики и СМИ приходят в противоречие с наиболее приемлемой для свободных СМИ экономической основой — рынком.

Учебное пособие, которое вы держите в руках, — коллективный труд пре­подавателей кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Его структура определена в соответствии с основны­ми курсами специализации «Экономика и менеджмент СМИ. Управление ме- диапроектами»; в нем также затронуты экономические темы общих лекцион­ных курсов, преподаваемых на факультетах журналистики РФ.

Цель данного учебного пособия — дать будущим журналистам общее пред­ставление о движущих силах медиаиндустрии и ее теоретических концепциях, о ее становлении и основных вехах на ее историческом пути, о составных эле­ментах этого сегмента экономики и об основных формах его деятельности.

Авторы учебного пособия выражают особую благодарность за помощь в подготовке книги Н. Ю. Котрикадзе, которая на всех стадиях работы над руко­писью с присущей ей доброжелательностью оказывала нам редакторскую по­мощь. Мы также благодарим Д. В. Дунаса за активное содействие в подготовке статистических материалов и Л. М. Лосеву за техническую помощь при работе над рукописью.

Е. Л. Вартанова 2008 г., Москва

1.1. Развитие капитализма до XIX в. и коммерческая издательская деятельность

Деятельность, связанная со сбором, обработкой и распространением информации, на протяжении последних двух тысячелетий мировой исто­рии почти всегда была ориентирована не просто на распространение, а на коммерческую реализацию произведенного продукта. Безусловно, в этот же период с чисто коммерческой коммуникационной деятельностью со­седствовали и ее некоммерческие формы, для которых были важны про­светительские, пропагандистские, общественные и другие интересы. Од­нако, во-первых, удовлетворение этих интересов требовало привлечения полного набора трудовых, финансовых, временных и других ресурсов и, следовательно, являлось частью экономических процессов. И, во-вторых, просветительские или пропагандистские приоритеты не мешали многим издателям-энтузиастам позднего средневековья содержать вполне успеш­ные коммерческие типографии, а создателям первых изданий, тесно свя­занных с властью, вроде французской «Ля Газет» («Ьа СагеПе»), на опре­деленных этапах получать внушительную для того времени прибыль.

Первые примеры коммерческой деятельности, связанной с инфор­мационным обменом, можно обнаружить еще в период расцвета Рим­ской империи, когда колоссальные освоенные и завоеванные террито­рии, на которых теперь жили и работали многие граждане Рима и дру­гих городов, сделали невозможным быструю, прежде всего устную коммуникацию, преобладавшую, к примеру, в греческих полисах. В этой ситуации тем, кто жил в провинциях или служил в захваченных землях, но имел политические или экономические интересы в столице, прихо­дилось полагаться на письменные сообщения так называемых коррес­пондентов, которыми могли быть как рабы, так и свободные граждане. Свободные римляне как подрядчики продавали свои услуги по сбору и распространению информации, за которые получали определенную плату. Хотя еще не известно наверняка, существовали ли у них фикси­рованные тарифы на подобные услуги.

Примеров реализации коммерческого потенциала коммуникацион­ных и информационных услуг можно обнаружить достаточно и в по­следующие полторы тысячи лет, однако в контексте данной главы боль­ший интерес представляют процессы, начавшиеся в XIII—XVI столети­ях, вместе с постепенным разрушением феодальной экономики и формированием ранних конкурентных, капиталистических отношений. До этого на протяжении нескольких столетий преобладали отношения, при которых основная деятельность доминирующих церковных и свет­ских социальных слоев, по сути, не требовала заметного информаци­онного сопровождения. А жизнь основной части населения была замк­нута на столь незначительном круге интересов и географическом про­странстве, что не только возможностей для монетизации, но и вообще пространства для развития письменной коммуникации долгое время практически не существовало.

Из трех секторов, оказывающих наибольшее опосредованное влия­ние на экономическое функционирование средств информации, — про­изводства, торговли и финансов, в течение вышеупомянутого периода особенно важными стали трансформации, которые переживали два пос­ледних сегмента. В производстве товаров в XIII—XV вв. еше господство­вал цеховой строй, который не предусматривал конкурентного начала и массового характера создаваемых продуктов. Постепенное развитие мануфактурного производства, которое в ведущих странах Европы, вроде Голландии, пришлось на XV-XVI вв., все равно не оказало на рост средств информации сколько-нибудь существенного влияния, так как продукция мануфактур не была ориентирована на конечного потреби­теля и, следовательно, не требовала соответствующего коммуникаци­онного (рекламного) обеспечения. Вообще, в области производства одежды, средств передвижения и труда и других товаров и услуг для каж­додневного потребления индивидуализированный подход сохранялся до XIX в. И только к концу этого века начала создаваться современная экономика массового потребления, вызвавшая к жизни маркетинговые каналы и платформы в их привычных сегодня формах и масштабах. До этого рекламное сопровождение производства потребительских продук­тов, несомненно, существовало, но стимулировало, главным образом, развитие того, что сегодня называют классифицированной рекламой.

В то же время торговые отношения в середине прошлого тысячеле­тия росли гораздо более бурно. Уже в ХП-Х1У вв. и на юге, и на севере Европы велась активная международная торговля, а межрегиональные торговые отношения опутали в этот период практически весь конти­нент, за минимальными исключениями. В центре этих процессов ока­зались растущие города, одни из которых становились местом проведе­
ния крупнейших регулярных ярмарок, другие превращались в важней­шие европейские порты. Вокруг торговой деятельности начал форми­роваться поначалу небольшой сервисный сектор, обслуживавший ее информационные потребности. Торговля требовала информационного сопровождения, данных об экономическом, политическом, военном состоянии различных стран и земель, о потребностях в тех или иных товарах, о возможных конкурентах, которые были необходимы для нор­мального ведения бизнеса. Эта информация двигалась по основным сухопутным и водным торговым путям и оседала в портовых, ярмароч­ных и транзитных городах, и таким образом эти пути стали своеобраз­ным прообразом современных коммуникационных сетей, по которым идут информационные потоки, а города — прообразом информацион­ных порталов и центров. В городах довольно быстро появились неболь­шие группы людей, готовых предоставлять новую услугу — сбор, запись и продажу необходимой информации, тем более что культура писания за деньги к этому времени уже существовала: можно вспомнить хотя бы цеха переписчиков книг и рукописей. Такие предприниматели собира­лись вокруг ярмарок и портов, слушали и записывали новости, а затем создавали рукописные информационные бюллетени, которые продавали заинтересованным клиентам. Помимо торговцев и моряков, которым часть подобной информации была нужна для ведения бизнеса, посте­пенно этими новостями стали интересоваться и другие жители горо­дов, также готовые платить за доступ к ним. Бюллетени начали превра­щаться в подобие будущих газет, рассчитанных на разные группы инте­ресов, а их создатели — в будущих газетных издателей, только пока еще ограниченных отсутствием возможности массового тиражирования.

Торговля, в свою очередь, стимулировала формирование европей­ских финансовых институтов. Развитие денежных отношений привело к росту влияния менял, которые помогали купцам ориентироваться в европейских валютах и обменивать необходимые суммы для операций в различных регионах. Постепенно менялы стали получать на хранение все большие суммы, которые со временем они пускали в оборот. В ре­зультате они начали превращаться в банкиров, а их конторы — в первые банки. Ссудная и кредитная деятельность также требовала создания вокруг себя мощной информационно-коммуникационной системы, и к XV-XVI вв. ведущие европейские банкирские дома, вроде Фуггеров, стали центрами широких корреспондентских сетей, с помощью кото­рых они создавали собственные архивы и производили регулярные ин­формационные бюллетени. Эти бюллетени покупали и читали не толь­ко важные клиенты и партнеры, но и со временем все более широкий круг потребителей, способных оплачивать информационные услуги. Фи­
нансовый сектор, начиная с этого момента, постоянно оказывался в центре процессов, способствовавших резкому расширению возможно­стей и границ информационного обмена. Конечно, на протяжении пос­ледующих столетий чрезвычайно важными будут и интересы полити­ческих, и экономических институтов, но банковское и инвестицион­ное сообщество, вся деятельность которого все больше сводилась к работе с информацией, было особенно заинтересовано в выстраива­нии соответствующей инфраструктуры. Можно вспомнить, что одним из первых специализированных сегментов печатной прессы на рубеже ХУ1-ХУП вв. стали деловые издания в Англии и Нидерландах, обслу­живавшие инвесторов, интересовавшихся котировками бумаг первых акционерных обществ на биржах в Лондоне и Амстердаме, созданных в XVII столетии. Аналогично этому, много позже качественное и количе­ственное развитие телекоммуникаций в 1970—1980-е годы стимулиро­валось процессами либерализации и глобализации торговли валютой, сырьем и ценными бумагами.

Возможности, которые открывались перед первыми поколениями предпринимателей в сфере средств информации благодаря росту тор­говли и финансов, некоторое время ограничивались техническими фак­торами, в первую очередь, необходимостью рукописного размножения и узкой дистрибуцией. Важнейшим шагом вперед в расширении мас­штабов информационного бизнеса стало, безусловно, начало европей­ского книгопечатания в середине XV в. Создание печатного станка в Европе следует считать уникальным событием, ведь его внедрение ста­ло одним из первых примеров использования технологий, рассчитан­ных на массовое производство (идентичных копий) продукта. Причем в данном случае важно, что это были еще и не промышленные, а потре­бительские продукты. Владельцы первых типографий, таким образом, оказались в авангарде перемен, происходивших во всей экономике Ев­ропы. Несмотря на попытки ограничения издательской деятельности со стороны аристократии и церкви, уже в начале XVI в. в европейских странах были созданы сотни типографий, большинство из которых де­лали упор на коммерческую основу своей работы. Если в Китае, где кни­гопечатание появилось почти на четыре столетия раньше, условия не позволили новой технологии полноценно развиваться коммерчески, то в Европе новая индустрия практически сразу стала формироваться людь­ми, ориентированными на создание типографий и издательств как биз­неса (пусть и связанного часто с просветительской деятельностью или политическими рисками). Причем издательское дело стало также од­ним из первых, почти не связанных исторически с цеховыми основами
производства и продаж, построенными на монополизме, и потому в большей степени ориентировалось на зарождающиеся принципы ра­боты в конкурентной среде.

Главным продуктом издателей на первом этапе развития печатной индустрии стала книга. Рукописные книги предшествующих столетий стоили очень дорого и были доступны минимальному числу покупате­лей, преимущественно знати. Но и издержки на их производство были немалыми. К тому же каждая книга была уникальна и продавалась час­то не столько даже как медийный продукт, сколько как предмет роско­ши. Печатные книги первоначально тоже были довольно дорогими, и с конца XV до начала XIX в. цена, отражавшая высокую стоимость созда­ния единицы продукции (экземпляра книги или затем газеты), остава­лась главной отличительной чертой практически всех печатных продук­тов, которые, соответственно, производились для платежеспособной элитной аудитории. При значительных издержках и относительно не­большом количестве экземпляров бизнес-модель, т.е. способ получе­ния прибыли, строилась вокруг продажи каждого экземпляра выше его себестоимости. Она также предполагала необходимость реализации если не всего тиража, то хотя бы такой его части, которая бы позволила дос­тигнуть точки безубыточности и прибыльности для конкретной книги. Подобный подход, являющийся обычной практикой в процессе сбыта любого продукта, не потребовал от издателей выработки каких-либо новаторских концепций. В будущем такая бизнес-модель, только с из­менением наценки по мере увеличения масштаба производства и в за­висимости от продукта (книга, журнал, музыкальный диск и т.д.), будет применяться к большинству информационных продуктов и услуг, хотя в медиаэкономике будут и инновации, связанные, в первую очередь, с продажей рекламных возможностей.

Уже на самых ранних стадиях своего развития книгоиздательский бизнес выработал для фирм в целом еще одну бизнес-модель, которая основывалась на принципах, называемых сегодня венчурными инвес­тициями. По этой модели каждая книга представляла собой отдельный самостоятельный проект, успех и прибыльность которого точно пред­сказать невозможно. В такой ситуации успешность издателя зависит от того, сколько книжных проектов окажутся самоокупаемыми, а сколько принесут существенную прибыль. Обычно два-три успешных проекта из десяти покрывают убытки, которые неизбежно приносят более по­ловины сделанных инвестиций, и обеспечивают общую прибыльность фирмы. Во второй половине XX в. развитие маркетинга и каналов рас­пространения медийных продуктов позволили заметно снизить риски
убыточности по большей части продуктов/проектов. В частности, уве­личение числа каналов сбыта, особенно за счет развития телевидения, домашнего видео и Интернета, позволило многократно продавать один и тот же продукт — контент — при снижении затрат на тиражирование. Однако, несмотря на это, не только в книгоиздательской деятельности, но и кино-телепроизводстве и дистрибуции, звукозаписывающем биз­несе и ряде других сегментов медиаиндустрии модель остается во мно­гом именно венчурной.

С развитием печатного дела книга превратилась в первый полно­ценный медийный продукт, однако некоторые периодические издания новостного типа продолжали выходить в рукописном виде до конца XVI1 в. Хотя уже в течение XVI в. бюллетени и другие варианты новост­ной продукции постепенно появлялись и в печатной форме, но происхо­дило это нерегулярно. К концу XVI в. у небольшой грамотной прослой­ки населения уже проявлялась потребность в регулярном потреблении информационных листков, но спрос недостаточно удовлетворялся рас­тущим числом издателей, вынужденных мириться с ограниченными воз­можностями тиражирования. Появление в 1605 г. первой печатной газеты, которой считается «Ведомости» (Ке1а1юп$) из Страсбурга, было вызвано соображениями в первую очередь экономического характера. Издатель Иоганн Каролюс с конца XVI в. специализировался на выпус­ке регулярных новостных листков, в которых помещалась информация, поступавшая через небольшую собственную корреспондентскую сеть. В 1604 г. он приобрел одну из крупнейших в городе типографий и с лета 1605 г. начал печатать там свое издание, так как это позволяло ему тира­жировать его гораздо быстрее, чем переписывание от руки. Подписчи­ками Каролюса были самые обеспеченные жители, платившие очень большие по тем временам деньги, и издатель быстро подсчитал, что сможет значительно увеличить прибыль, если будет, во-первых, печа­тать больший тираж при снизившихся издержках (что само по себе уве­личит прибыль) и, во-вторых, продавать его по прежней или даже чуть большей цене большему числу клиентов. Вскоре после этого и в Страс­бурге, и в других крупнейших городах Европы стали появляться свои печатные газеты, хотя в целом процесс распространения печатной прес­сы по Европе растянулся на два-три десятилетия.

Издание печатных газет, как и ранее выпуск рукописных бюллете­ней, было почти во всех случаях прибыльным делом и оставалось тако­вым на протяжении последующих почти 300 лет, в течение которых прес­су читала в первую очередь элитная аудитория. В этот период газеты были ориентированы на один и тот же стабильный круг подписчиков —
людей, располагающих значительными средствами (малообеспеченные и бедные влились в читательскую аудиторию только к середине XIX в.) и готовых платить за продукт высокую цену. Это обеспечивало устойчи­вую и часто значительную прибыль на один экземпляр и на тираж каж­дого номера в целом. Бизнес-модель строилась практически только вок­руг продажи тиража конечным потребителям, читателям, в большин­стве случаев исключительно через институт подписки, и почти 300 лет именно эта статья дохода оставалась основной и определяющей при­быльность проектов.

В связи с этим важно вспомнить и о месте рекламы в газетной и чуть позже журнальной экономике XVII—XVIII вв. и ответить на вопросы: какую роль играла она в этот период и были ли тогда предпосылки того значения, которое она имеет для медийного бизнеса сегодня? В евро­пейской действительности рекламная коммуникация существовала еще с античных времен и начала возрождаться, первоначально в устной фор­ме, вместе с деловой активностью в городской жизни в начале прошло­го тысячелетия. К моменту появления печатной прессы рекламные объявления, как торгового, так и классифицированного характера, уже заняли привычное для читателей место в рукописных бюллетенях, став полноправным элементом газетного содержания. На протяжении XVII- XVIII вв. рекламные объявления постепенно занимали все большее ме­сто в контенте газет и журналов. В этот период реклама присутствует практически во всех изданиях, с 1630-1650-х годов начинают выходить чисто рекламные газеты, и к последней четверти XVIII в. в крупнейших городах их количество часто превышало число новостных изданий. В Англии реклама была обложена специальным налогом и даже подпа­ла под законодательное регулирование. Публикация коммерческих со­общений, несомненно, становится неотъемлемой частью функциони­рования прессы, но в экономике газет и журналов столь же важной роли она все-таки еще не играла. Хотя большинство объявлений являлись платными, в общем обороте издательской деятельности доля доходов от рекламы оставалось несопоставимой с входящими финансовыми по­токами, обеспечивавшимися подпиской, и покрывала пока только не­большую часть общих издержек.

К концу XVIII в. издательский бизнес в ведущих странах Европы, в первую очередь в Англии, пришел в устойчивое состояние: те издатели, которые не сталкивались с негативными политическими и социальны­ми факторами, создавали прибыльные предприятия, опиравшиеся на пока немассовый, но стабильный спрос и понятные бизнес-модели.

1.2. Пресса и новые средства информации

и коммуникации в ведущих экономических державах в XIX — начале XX в.

В течение XIX — начале XX в. мировая экономика, политика и об­щество — внешние условия для экономического развития средств ин­формации, а также внутренняя динамика медиаиндустрии менялись темпами, существенно опережавшими динамику предшествующих сто­летий. Постепенно трансформировались политические системы, в боль­шинстве случаев в сторону либерализации, и вместе с ними менялись и политические и юридические условия для открытия газет и других, бо­лее новых медиа и для ведения бизнеса.

В этот период в экономиках национальных государств происходи­ли очевидные сдвиги: конкурентные, рыночные механизмы сменяли остатки докапиталистических отношений и стимулировали развитие частного предпринимательства почти во всех секторах, бурно развива­лась промышленность и инфраструктура, укреплялись финансовые си­стемы. К началу XX в. индустриальные методы производства распрост­ранились и на потребительские товары, которые теперь требовали мас­сового потребления, с тех пор лежащего в основе экономического роста ведущих стран мира. Параллельное изменениями, происходящими в эко­номике, трансформировалась и социальная среда: росло городское насе­ление, постепенно расширялось число грамотных, а следовательно, со­циально и экономически активных граждан, доход рабочих и многих деревенских жителей достигает уровней, при которых начинается увели­чение и диверсификация потребительской корзины. Эти, а также еще многие другие процессы экономических и социальных трансформаций, важные для экономического развития медиаиндустрии, при подробном описании заняли бы слишком много места, поэтому ниже мы будем ос­танавливаться только на тех аспектах, которые имеют первостепенное значение для понимания перемен, происходивших в медиабизнесе.

В отличие от трех предшествующих столетий, в течение которых развитие средств информации оставалось в пределах издательской дея­тельности, в XIX и начале XX в. началось параллельное внедрение но­вых информационных и коммуникационных технологий. Не всегда их появление приводило к созданию оригинальных бизнес-моделей, но развитие многих отраслей, безусловно, сказывалось на важных сторо­нах экономического функционирования медиаиндустрии.

Одной из первых революционных инноваций стало появление в 1830-е годы электромеханического телеграфа Морзе. Его быстрое рас­
пространение в Европе и Северной Америке стало, наряду с проклад­кой железных дорог, важнейшим процессом в развитии коммуникаци­онной рыночной инфраструктуры, стимулировавшей развитие промыш­ленности, товарной и биржевой торговли, индустриального общества в принципе. Особую роль телеграф сыграл и в переменах, произошедших в экономике прессы этого периода, которая получила доступ к важней­шему ресурсу — оперативной информации. На информационном поле появился новый тип предприятия — телеграфные или новостные агент­ства, продававшие свой продукт сначала газетным компаниям, а затем и всем остальным организациям, возникавшим в ходе развития медиа- индустрии, — радиостанциям, телеканалам и т.д. Позже информацион­ные агентства стали удовлетворять потребность в новостях представи-. телей и других секторов экономики, прежде всего финансовых инсти­тутов. При этом их бизнес-модель не носила новаторского характера и строилась вокруг получения прибыли при продаже пакета услуг доста­точно широкому кругу клиентов выше себестоимости. Стоит при этом обратить внимание и на появление среди агентств первых примеров некоммерческих организаций, к примеру, американской «Ассошиэйтед пресс» («А$шаа1ес1 Ргехз»),

Наши рекомендации