Становление индустрии СМИ: основные факторы 1 страница
УДК 338.467.6:070(1-87X075.8) ББК 65.497.6(3)я73 075
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»
Рецензенты: доктор экономических наук, заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО(У) А. В. Короткое доктор социалогических наук, профессор, заведующий кафедрой международной журналистики факультета журналистики СПбГУ А. С. Пую
Авторы:
Е. Л. Вартанова (гл. 2,3), В. Л. Иваницкии (гл. 8), М. И. Макеенко (гл. 1, 5), А. Н. Назаикин (гл. 6), С. С. Смирнов (гл. 4), Г. Г. Щепилова (гл. 7) Научный редактор Н. В. Ткачева
Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. 075 Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2009. —360 с.
ВЫ 978-5-7567-0503-4
Данное учебное пособие впервые в российской учебной и научной литературе рассматривает СМИ как отрасль экономики, анализирует ее историю и движущие силы, основные тенденции развития и важнейшие сферы деятельности: финансовую политику, медиапланирование, медиамаркетинг, бизнес-планирование. Учебное пособие выявляет особенности проявления общеэкономических законов в индустрии СМ И, ее различных сегментах и отдельных компаниях, показывает влияние жизни современного общества на динамику медиарынка.
Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов и отделений журналистики, журналистов-практиков, менеджеров СМИ, экономистов, политологов.
УДК 338.467.6:070(1-87)(075.8) ББК 65.497.6(3)я73
I8ВN 978-5-7567-0503-4 © Коллектив авторов, 2009
Оформление. ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2009
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте «тта'.а$рес1рге55.ги
Учебное издание
ОСНОВЫ МЕДИАБИЗНЕСА -439 3 8 ? •
Редактор О. Глушакова. Корректор А. А. Баринова. | Художник Д. А. Сенчагов. Компьютерная верстка С. А. Артемьевой
Подписано к печати 1.10.2008. Формат 60х90'/|6. Гарнитура «№\МопС». Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 5586 ЗАО Издательство «Аспект Пресс». 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 8. Е-тай: т(о@азрес1рге85.ги; шу™-.а$рес!рге$,<..ги. Тел.: (495)306-78-01, 306-83-71 Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Можайск, ул. Мира, 93.
Предисловие
Роль средств массовой информации в современном обществе трудно переоценить. Масс-медиа стали важнейшим социальным институтом общества, организатором и медиатором политических процессов, средством формирования национальной идентичности, сохранения культуры и традиций, инструментом воздействия на общественное и индивидуальное сознание. Однако гораздо меньше внимания уделяется экономической роли СМИ в современном обществе, хотя сегодня они оказывают огромное влияние на рыночную экономику — и в сфере производства, и в сфере потребления. Распространяя рекламу, масс-медиа становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. При этом сама реклама становится для предприятий СМИ основным источником доходов, позволяющим вести самостоятельную и зачастую независимую от политических и финансовых структур коммерческую деятельность.
Современная медиаиндустрия превратилась в неотъемлемую часть национальной экономики большинства стран мира. В настоящее время медиабизнес развивается динамично и поступательно даже там, где еще совсем недавно — во второй половине XX века, в период после Второй мировой войны — он не представлял собой заметного субъекта экономической жизни. Медиаиндустрия сегодня аккумулирует значительные ресурсы, производя как материальные (газеты, журналы, отдельные медианосители с музыкальными записями, телепрограммами, кинофильмами), так и нематериальные продукты. Во-первых, это новости, аналитика, комментарии, мнения, которые и представляют собой содержание СМИ. Во-вторых, это такие составляющие журналистских текстов и медиасодержания, как смыслы, мифы, образы и идеология. Часто они производятся в редакциях СМИ, во многих случаях они ими медиатизируются. Наконец, в-третьих, это аудитория СМИ, «конструируемая» ими для последующего предложения рекламодателям, которые в обмен на оказание этой «услуги» обеспечивают доход от рекламы — основной источник финансирования меди- акомпаний. Аудитория сегодня — это очевидный «продукт» деятельности СМИ, создаваемый в ответ на спрос рекламодателей.
Экономические законы медиабизнеса — с общетеоретической точки зрения — мало чем отличаются от экономических законов, управляющих другими отраслями. Многие концепции экономики СМИ подтверждают, что общеэкономическая теория не только применима к медиаотрасли, но и целиком объясняет ее существование и функционирование. С другой стороны, не приходится спорить и с тем, что законы и понятия экономики особым образом преломляются в деятельности отдельных медиаорганизаций и отрасли в целом. Задача данного учебного пособия — выявить особенности, которые возникают при применении общеэкономических законов к индустрии СМИ, ее различным сегментам и отдельным компаниям, показать, какое влияние оказывает жизнь современного общества на динамику медиарынка.
Медиабизнес сегодня специфичен вследствие и отраслевых, и национальных особенностей. Однако можно утверждать, что, вне зависимости от национальных контекстов, СМИ как отрасль экономики обладают набором универсальных характеристик, позволяющих — несмотря на специфику конкретных стран — свес
ти их в единую систему. Эту систему общих для рынка СМИ концепций, законов функционирования и практик по их реализации мы и будем рассматривать в этом учебном пособии.
Научный подход к современным масс-медиа обязан учитывать тот факт, что предприятия СМИ — как, впрочем, и большинство других предприятий — являются сегодня капиталистическими, рыночными компаниями. И как субъекты рынка они зачастую вынуждены ставить коммерческие мотивы деятельности выше других — политических, социальных, культурных, образовательных. Это вполне объяснимо, но по сути противоречит природе социальных представлений о СМИ. Очевидно, что в условиях рынка вопросы ответственности журналистики и медиабизнеса перед обществом и его институтами не могут быть решены отдельной медиакомпанией, ее владельцами, акционерами и сотрудниками. Они прежде всего не могут быть решены и осмыслены безучастия аудитории, которая, являясь в одной своей ипостаси сообществом потребителей медиасодержания, выступает одновременно и в роли сообщества избирателей, непосредственных участников политических и культурных процессов в обществе.
Словом, социальная ответственность СМИ превращается из проблемы, решаемой владельцами медиапредприятий, субъектами медиарынка, в один из ключевых вопросов, стоящих перед гражданским обществом в целом. Но именно это обстоятельство и придает исследованиям экономики СМИ особую актуальность. Более четкое знание экономических механизмов медиаиндустрии необходимо для того, чтобы понять, где жизненно важные для общества функции журналистики и СМИ приходят в противоречие с наиболее приемлемой для свободных СМИ экономической основой — рынком.
Учебное пособие, которое вы держите в руках, — коллективный труд преподавателей кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Его структура определена в соответствии с основными курсами специализации «Экономика и менеджмент СМИ. Управление ме- диапроектами»; в нем также затронуты экономические темы общих лекционных курсов, преподаваемых на факультетах журналистики РФ.
Цель данного учебного пособия — дать будущим журналистам общее представление о движущих силах медиаиндустрии и ее теоретических концепциях, о ее становлении и основных вехах на ее историческом пути, о составных элементах этого сегмента экономики и об основных формах его деятельности.
Авторы учебного пособия выражают особую благодарность за помощь в подготовке книги Н. Ю. Котрикадзе, которая на всех стадиях работы над рукописью с присущей ей доброжелательностью оказывала нам редакторскую помощь. Мы также благодарим Д. В. Дунаса за активное содействие в подготовке статистических материалов и Л. М. Лосеву за техническую помощь при работе над рукописью.
Е. Л. Вартанова 2008 г., Москва
1.1. Развитие капитализма до XIX в. и коммерческая издательская деятельность
Деятельность, связанная со сбором, обработкой и распространением информации, на протяжении последних двух тысячелетий мировой истории почти всегда была ориентирована не просто на распространение, а на коммерческую реализацию произведенного продукта. Безусловно, в этот же период с чисто коммерческой коммуникационной деятельностью соседствовали и ее некоммерческие формы, для которых были важны просветительские, пропагандистские, общественные и другие интересы. Однако, во-первых, удовлетворение этих интересов требовало привлечения полного набора трудовых, финансовых, временных и других ресурсов и, следовательно, являлось частью экономических процессов. И, во-вторых, просветительские или пропагандистские приоритеты не мешали многим издателям-энтузиастам позднего средневековья содержать вполне успешные коммерческие типографии, а создателям первых изданий, тесно связанных с властью, вроде французской «Ля Газет» («Ьа СагеПе»), на определенных этапах получать внушительную для того времени прибыль.
Первые примеры коммерческой деятельности, связанной с информационным обменом, можно обнаружить еще в период расцвета Римской империи, когда колоссальные освоенные и завоеванные территории, на которых теперь жили и работали многие граждане Рима и других городов, сделали невозможным быструю, прежде всего устную коммуникацию, преобладавшую, к примеру, в греческих полисах. В этой ситуации тем, кто жил в провинциях или служил в захваченных землях, но имел политические или экономические интересы в столице, приходилось полагаться на письменные сообщения так называемых корреспондентов, которыми могли быть как рабы, так и свободные граждане. Свободные римляне как подрядчики продавали свои услуги по сбору и распространению информации, за которые получали определенную плату. Хотя еще не известно наверняка, существовали ли у них фиксированные тарифы на подобные услуги.
Примеров реализации коммерческого потенциала коммуникационных и информационных услуг можно обнаружить достаточно и в последующие полторы тысячи лет, однако в контексте данной главы больший интерес представляют процессы, начавшиеся в XIII—XVI столетиях, вместе с постепенным разрушением феодальной экономики и формированием ранних конкурентных, капиталистических отношений. До этого на протяжении нескольких столетий преобладали отношения, при которых основная деятельность доминирующих церковных и светских социальных слоев, по сути, не требовала заметного информационного сопровождения. А жизнь основной части населения была замкнута на столь незначительном круге интересов и географическом пространстве, что не только возможностей для монетизации, но и вообще пространства для развития письменной коммуникации долгое время практически не существовало.
Из трех секторов, оказывающих наибольшее опосредованное влияние на экономическое функционирование средств информации, — производства, торговли и финансов, в течение вышеупомянутого периода особенно важными стали трансформации, которые переживали два последних сегмента. В производстве товаров в XIII—XV вв. еше господствовал цеховой строй, который не предусматривал конкурентного начала и массового характера создаваемых продуктов. Постепенное развитие мануфактурного производства, которое в ведущих странах Европы, вроде Голландии, пришлось на XV-XVI вв., все равно не оказало на рост средств информации сколько-нибудь существенного влияния, так как продукция мануфактур не была ориентирована на конечного потребителя и, следовательно, не требовала соответствующего коммуникационного (рекламного) обеспечения. Вообще, в области производства одежды, средств передвижения и труда и других товаров и услуг для каждодневного потребления индивидуализированный подход сохранялся до XIX в. И только к концу этого века начала создаваться современная экономика массового потребления, вызвавшая к жизни маркетинговые каналы и платформы в их привычных сегодня формах и масштабах. До этого рекламное сопровождение производства потребительских продуктов, несомненно, существовало, но стимулировало, главным образом, развитие того, что сегодня называют классифицированной рекламой.
В то же время торговые отношения в середине прошлого тысячелетия росли гораздо более бурно. Уже в ХП-Х1У вв. и на юге, и на севере Европы велась активная международная торговля, а межрегиональные торговые отношения опутали в этот период практически весь континент, за минимальными исключениями. В центре этих процессов оказались растущие города, одни из которых становились местом проведе
ния крупнейших регулярных ярмарок, другие превращались в важнейшие европейские порты. Вокруг торговой деятельности начал формироваться поначалу небольшой сервисный сектор, обслуживавший ее информационные потребности. Торговля требовала информационного сопровождения, данных об экономическом, политическом, военном состоянии различных стран и земель, о потребностях в тех или иных товарах, о возможных конкурентах, которые были необходимы для нормального ведения бизнеса. Эта информация двигалась по основным сухопутным и водным торговым путям и оседала в портовых, ярмарочных и транзитных городах, и таким образом эти пути стали своеобразным прообразом современных коммуникационных сетей, по которым идут информационные потоки, а города — прообразом информационных порталов и центров. В городах довольно быстро появились небольшие группы людей, готовых предоставлять новую услугу — сбор, запись и продажу необходимой информации, тем более что культура писания за деньги к этому времени уже существовала: можно вспомнить хотя бы цеха переписчиков книг и рукописей. Такие предприниматели собирались вокруг ярмарок и портов, слушали и записывали новости, а затем создавали рукописные информационные бюллетени, которые продавали заинтересованным клиентам. Помимо торговцев и моряков, которым часть подобной информации была нужна для ведения бизнеса, постепенно этими новостями стали интересоваться и другие жители городов, также готовые платить за доступ к ним. Бюллетени начали превращаться в подобие будущих газет, рассчитанных на разные группы интересов, а их создатели — в будущих газетных издателей, только пока еще ограниченных отсутствием возможности массового тиражирования.
Торговля, в свою очередь, стимулировала формирование европейских финансовых институтов. Развитие денежных отношений привело к росту влияния менял, которые помогали купцам ориентироваться в европейских валютах и обменивать необходимые суммы для операций в различных регионах. Постепенно менялы стали получать на хранение все большие суммы, которые со временем они пускали в оборот. В результате они начали превращаться в банкиров, а их конторы — в первые банки. Ссудная и кредитная деятельность также требовала создания вокруг себя мощной информационно-коммуникационной системы, и к XV-XVI вв. ведущие европейские банкирские дома, вроде Фуггеров, стали центрами широких корреспондентских сетей, с помощью которых они создавали собственные архивы и производили регулярные информационные бюллетени. Эти бюллетени покупали и читали не только важные клиенты и партнеры, но и со временем все более широкий круг потребителей, способных оплачивать информационные услуги. Фи
нансовый сектор, начиная с этого момента, постоянно оказывался в центре процессов, способствовавших резкому расширению возможностей и границ информационного обмена. Конечно, на протяжении последующих столетий чрезвычайно важными будут и интересы политических, и экономических институтов, но банковское и инвестиционное сообщество, вся деятельность которого все больше сводилась к работе с информацией, было особенно заинтересовано в выстраивании соответствующей инфраструктуры. Можно вспомнить, что одним из первых специализированных сегментов печатной прессы на рубеже ХУ1-ХУП вв. стали деловые издания в Англии и Нидерландах, обслуживавшие инвесторов, интересовавшихся котировками бумаг первых акционерных обществ на биржах в Лондоне и Амстердаме, созданных в XVII столетии. Аналогично этому, много позже качественное и количественное развитие телекоммуникаций в 1970—1980-е годы стимулировалось процессами либерализации и глобализации торговли валютой, сырьем и ценными бумагами.
Возможности, которые открывались перед первыми поколениями предпринимателей в сфере средств информации благодаря росту торговли и финансов, некоторое время ограничивались техническими факторами, в первую очередь, необходимостью рукописного размножения и узкой дистрибуцией. Важнейшим шагом вперед в расширении масштабов информационного бизнеса стало, безусловно, начало европейского книгопечатания в середине XV в. Создание печатного станка в Европе следует считать уникальным событием, ведь его внедрение стало одним из первых примеров использования технологий, рассчитанных на массовое производство (идентичных копий) продукта. Причем в данном случае важно, что это были еще и не промышленные, а потребительские продукты. Владельцы первых типографий, таким образом, оказались в авангарде перемен, происходивших во всей экономике Европы. Несмотря на попытки ограничения издательской деятельности со стороны аристократии и церкви, уже в начале XVI в. в европейских странах были созданы сотни типографий, большинство из которых делали упор на коммерческую основу своей работы. Если в Китае, где книгопечатание появилось почти на четыре столетия раньше, условия не позволили новой технологии полноценно развиваться коммерчески, то в Европе новая индустрия практически сразу стала формироваться людьми, ориентированными на создание типографий и издательств как бизнеса (пусть и связанного часто с просветительской деятельностью или политическими рисками). Причем издательское дело стало также одним из первых, почти не связанных исторически с цеховыми основами
производства и продаж, построенными на монополизме, и потому в большей степени ориентировалось на зарождающиеся принципы работы в конкурентной среде.
Главным продуктом издателей на первом этапе развития печатной индустрии стала книга. Рукописные книги предшествующих столетий стоили очень дорого и были доступны минимальному числу покупателей, преимущественно знати. Но и издержки на их производство были немалыми. К тому же каждая книга была уникальна и продавалась часто не столько даже как медийный продукт, сколько как предмет роскоши. Печатные книги первоначально тоже были довольно дорогими, и с конца XV до начала XIX в. цена, отражавшая высокую стоимость создания единицы продукции (экземпляра книги или затем газеты), оставалась главной отличительной чертой практически всех печатных продуктов, которые, соответственно, производились для платежеспособной элитной аудитории. При значительных издержках и относительно небольшом количестве экземпляров бизнес-модель, т.е. способ получения прибыли, строилась вокруг продажи каждого экземпляра выше его себестоимости. Она также предполагала необходимость реализации если не всего тиража, то хотя бы такой его части, которая бы позволила достигнуть точки безубыточности и прибыльности для конкретной книги. Подобный подход, являющийся обычной практикой в процессе сбыта любого продукта, не потребовал от издателей выработки каких-либо новаторских концепций. В будущем такая бизнес-модель, только с изменением наценки по мере увеличения масштаба производства и в зависимости от продукта (книга, журнал, музыкальный диск и т.д.), будет применяться к большинству информационных продуктов и услуг, хотя в медиаэкономике будут и инновации, связанные, в первую очередь, с продажей рекламных возможностей.
Уже на самых ранних стадиях своего развития книгоиздательский бизнес выработал для фирм в целом еще одну бизнес-модель, которая основывалась на принципах, называемых сегодня венчурными инвестициями. По этой модели каждая книга представляла собой отдельный самостоятельный проект, успех и прибыльность которого точно предсказать невозможно. В такой ситуации успешность издателя зависит от того, сколько книжных проектов окажутся самоокупаемыми, а сколько принесут существенную прибыль. Обычно два-три успешных проекта из десяти покрывают убытки, которые неизбежно приносят более половины сделанных инвестиций, и обеспечивают общую прибыльность фирмы. Во второй половине XX в. развитие маркетинга и каналов распространения медийных продуктов позволили заметно снизить риски
убыточности по большей части продуктов/проектов. В частности, увеличение числа каналов сбыта, особенно за счет развития телевидения, домашнего видео и Интернета, позволило многократно продавать один и тот же продукт — контент — при снижении затрат на тиражирование. Однако, несмотря на это, не только в книгоиздательской деятельности, но и кино-телепроизводстве и дистрибуции, звукозаписывающем бизнесе и ряде других сегментов медиаиндустрии модель остается во многом именно венчурной.
С развитием печатного дела книга превратилась в первый полноценный медийный продукт, однако некоторые периодические издания новостного типа продолжали выходить в рукописном виде до конца XVI1 в. Хотя уже в течение XVI в. бюллетени и другие варианты новостной продукции постепенно появлялись и в печатной форме, но происходило это нерегулярно. К концу XVI в. у небольшой грамотной прослойки населения уже проявлялась потребность в регулярном потреблении информационных листков, но спрос недостаточно удовлетворялся растущим числом издателей, вынужденных мириться с ограниченными возможностями тиражирования. Появление в 1605 г. первой печатной газеты, которой считается «Ведомости» (Ке1а1юп$) из Страсбурга, было вызвано соображениями в первую очередь экономического характера. Издатель Иоганн Каролюс с конца XVI в. специализировался на выпуске регулярных новостных листков, в которых помещалась информация, поступавшая через небольшую собственную корреспондентскую сеть. В 1604 г. он приобрел одну из крупнейших в городе типографий и с лета 1605 г. начал печатать там свое издание, так как это позволяло ему тиражировать его гораздо быстрее, чем переписывание от руки. Подписчиками Каролюса были самые обеспеченные жители, платившие очень большие по тем временам деньги, и издатель быстро подсчитал, что сможет значительно увеличить прибыль, если будет, во-первых, печатать больший тираж при снизившихся издержках (что само по себе увеличит прибыль) и, во-вторых, продавать его по прежней или даже чуть большей цене большему числу клиентов. Вскоре после этого и в Страсбурге, и в других крупнейших городах Европы стали появляться свои печатные газеты, хотя в целом процесс распространения печатной прессы по Европе растянулся на два-три десятилетия.
Издание печатных газет, как и ранее выпуск рукописных бюллетеней, было почти во всех случаях прибыльным делом и оставалось таковым на протяжении последующих почти 300 лет, в течение которых прессу читала в первую очередь элитная аудитория. В этот период газеты были ориентированы на один и тот же стабильный круг подписчиков —
людей, располагающих значительными средствами (малообеспеченные и бедные влились в читательскую аудиторию только к середине XIX в.) и готовых платить за продукт высокую цену. Это обеспечивало устойчивую и часто значительную прибыль на один экземпляр и на тираж каждого номера в целом. Бизнес-модель строилась практически только вокруг продажи тиража конечным потребителям, читателям, в большинстве случаев исключительно через институт подписки, и почти 300 лет именно эта статья дохода оставалась основной и определяющей прибыльность проектов.
В связи с этим важно вспомнить и о месте рекламы в газетной и чуть позже журнальной экономике XVII—XVIII вв. и ответить на вопросы: какую роль играла она в этот период и были ли тогда предпосылки того значения, которое она имеет для медийного бизнеса сегодня? В европейской действительности рекламная коммуникация существовала еще с античных времен и начала возрождаться, первоначально в устной форме, вместе с деловой активностью в городской жизни в начале прошлого тысячелетия. К моменту появления печатной прессы рекламные объявления, как торгового, так и классифицированного характера, уже заняли привычное для читателей место в рукописных бюллетенях, став полноправным элементом газетного содержания. На протяжении XVII- XVIII вв. рекламные объявления постепенно занимали все большее место в контенте газет и журналов. В этот период реклама присутствует практически во всех изданиях, с 1630-1650-х годов начинают выходить чисто рекламные газеты, и к последней четверти XVIII в. в крупнейших городах их количество часто превышало число новостных изданий. В Англии реклама была обложена специальным налогом и даже подпала под законодательное регулирование. Публикация коммерческих сообщений, несомненно, становится неотъемлемой частью функционирования прессы, но в экономике газет и журналов столь же важной роли она все-таки еще не играла. Хотя большинство объявлений являлись платными, в общем обороте издательской деятельности доля доходов от рекламы оставалось несопоставимой с входящими финансовыми потоками, обеспечивавшимися подпиской, и покрывала пока только небольшую часть общих издержек.
К концу XVIII в. издательский бизнес в ведущих странах Европы, в первую очередь в Англии, пришел в устойчивое состояние: те издатели, которые не сталкивались с негативными политическими и социальными факторами, создавали прибыльные предприятия, опиравшиеся на пока немассовый, но стабильный спрос и понятные бизнес-модели.
1.2. Пресса и новые средства информации
и коммуникации в ведущих экономических державах в XIX — начале XX в.
В течение XIX — начале XX в. мировая экономика, политика и общество — внешние условия для экономического развития средств информации, а также внутренняя динамика медиаиндустрии менялись темпами, существенно опережавшими динамику предшествующих столетий. Постепенно трансформировались политические системы, в большинстве случаев в сторону либерализации, и вместе с ними менялись и политические и юридические условия для открытия газет и других, более новых медиа и для ведения бизнеса.
В этот период в экономиках национальных государств происходили очевидные сдвиги: конкурентные, рыночные механизмы сменяли остатки докапиталистических отношений и стимулировали развитие частного предпринимательства почти во всех секторах, бурно развивалась промышленность и инфраструктура, укреплялись финансовые системы. К началу XX в. индустриальные методы производства распространились и на потребительские товары, которые теперь требовали массового потребления, с тех пор лежащего в основе экономического роста ведущих стран мира. Параллельное изменениями, происходящими в экономике, трансформировалась и социальная среда: росло городское население, постепенно расширялось число грамотных, а следовательно, социально и экономически активных граждан, доход рабочих и многих деревенских жителей достигает уровней, при которых начинается увеличение и диверсификация потребительской корзины. Эти, а также еще многие другие процессы экономических и социальных трансформаций, важные для экономического развития медиаиндустрии, при подробном описании заняли бы слишком много места, поэтому ниже мы будем останавливаться только на тех аспектах, которые имеют первостепенное значение для понимания перемен, происходивших в медиабизнесе.
В отличие от трех предшествующих столетий, в течение которых развитие средств информации оставалось в пределах издательской деятельности, в XIX и начале XX в. началось параллельное внедрение новых информационных и коммуникационных технологий. Не всегда их появление приводило к созданию оригинальных бизнес-моделей, но развитие многих отраслей, безусловно, сказывалось на важных сторонах экономического функционирования медиаиндустрии.
Одной из первых революционных инноваций стало появление в 1830-е годы электромеханического телеграфа Морзе. Его быстрое рас
пространение в Европе и Северной Америке стало, наряду с прокладкой железных дорог, важнейшим процессом в развитии коммуникационной рыночной инфраструктуры, стимулировавшей развитие промышленности, товарной и биржевой торговли, индустриального общества в принципе. Особую роль телеграф сыграл и в переменах, произошедших в экономике прессы этого периода, которая получила доступ к важнейшему ресурсу — оперативной информации. На информационном поле появился новый тип предприятия — телеграфные или новостные агентства, продававшие свой продукт сначала газетным компаниям, а затем и всем остальным организациям, возникавшим в ходе развития медиа- индустрии, — радиостанциям, телеканалам и т.д. Позже информационные агентства стали удовлетворять потребность в новостях представи-. телей и других секторов экономики, прежде всего финансовых институтов. При этом их бизнес-модель не носила новаторского характера и строилась вокруг получения прибыли при продаже пакета услуг достаточно широкому кругу клиентов выше себестоимости. Стоит при этом обратить внимание и на появление среди агентств первых примеров некоммерческих организаций, к примеру, американской «Ассошиэйтед пресс» («А$шаа1ес1 Ргехз»),