Словарь экономических понятий
А
Акция — вид ценных бумаг, свидетельствующий о внесении определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающий право ее владельцу на получение части прибыли – дивиденда, на участие в управлении производством и распределении остатков при ликвидации акционерного общества.
Амортизация — постепенное перенесение стоимости средств труда на производимую с их помощью продукцию.
Б
Бартер— вид торговли, при которой обмен товарами или услугами происходит без участия денег.
Бюджетная линия — линия на плоскости, которая показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированных величинах дохода и цен.
Бюджет прожиточного минимума— стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
В
Вексель — ценная бумага с обязательством векселедателя уплатить определенную сумму денег в установленный срок с процентами.
Выигрыш потребителя— разница между максимальной ценой, которую потребитель готов уплатить за дополнительную единицу блага, и ее рыночной ценой.
Выручка— совокупный доход (ТR), получаемый предприятиями от реализации продукции. Рассчитывается как произведение цены (Р) на ее количество (Q): ТR = Р·Q.
Д
Депозит— денежный вклад на банковском счете. Различают чековые и бесчековые депозиты.
Депозитный сертификат — ценная бумага, свидетельствующая о помещении денежных средств на хранение в финансово-кредитное учреждение на определенных условиях. На депозитный сертификат выплачивается доход в виде процента, величина которого дифференцирована в зависимости от срока вклада.
Домашнее хозяйство— элементарная экономическая ячейка общества в составе одного или нескольких членов семьи, собственников ресурсов производства, стремящихся максимизировать удовлетворение потребностей.
Ж
Жизненный цикл продукта — период времени от начала разработки продукта до его выхода из сферы потребления, т.е. до исчезновения спроса на него.
З
Закон переменной производительности факторов производства— состоит в том, что по мере увеличения фактора производства его производительность вначале повышается, достигает максимума, а затем уменьшается.
Заработная плата —сумма денежных средств, компенсирующих затраты рабочей силы работника и обеспечивающих удовлетворение личных потребностей работника и членов его семьи; цена рабочей силы.
Заработная плата минимальная — заработная плата, обеспечивающая прожиточный минимум работника.
Заработная плата номинальная— начисленная работнику величина заработной платы.
Заработная плата реальная— совокупность товаров и услуг, которую работник может приобрести на номинальную заработную плату при данном уровне цен, и после уплаты налогов и других обязательных отчислений.
И
Издержки— совокупные затраты фирмы по использованию ограниченных ресурсов на производство и реализацию продукции.
Издержки бухгалтерские — издержки, связанные с прямыми денежными платежами поставщикам факторов производства, т.е. фактических затрат фирмы.
Издержки внутренние— издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих предпринимателю, например, оборудования, транспортных средств.
Издержки индивидуальные — издержки фирмы. Они включают стоимость израсходованных материалов, износа основного капитала и величины заработной платы с отчислениями на социальное страхование.
Издержки общества— совокупная стоимость всех факторов производства, затраченных на производство и реализацию продукции.
Издержки общие— сумма постоянных и переменных издержек.
Издержки отраслевые — затраты факторов производства на единицу продукции, складывающиеся в среднем по отрасли.
Издержки переменные— издержки, величина которых изменяется в зависимости от величины объема продукции, например, с увеличением количества производимых костюмов соответственно растут и издержки по приобретению ткани.
Издержки постоянные— издержки, величина которых не изменяется в зависимости от величины объема производства, например, расходы на содержание производственных зданий, машин, оборудования.
Издержки средние общие — общие издержки производства на единицу продукции, С увеличением объема производства они снижаются, достигают точки минимума и затем начинают повышаться.
Издержки средние переменные — переменные издержки в расчете на единицу продукции. С увеличением объема производства они снижаются, достигают точки минимума и затем начинают повышаться.
Издержки средние постоянные— постоянные издержки в расчете на единицу продукции. Они уменьшаются по мере увеличения объема производства.
Износ основного капитала —уменьшение стоимости основного капитала в связи с его физическим и моральным износом.
Изокванта — кривая, показывающая различные сочетания факторов производства, обеспечивающие один и тот же объем производства.
Изокоста— линия равных затрат – линия, показывающая все сочетания ресурсов, приобретение которых требует равных затрат.
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения доходов или наращивания капитала. Различают реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и финансовые (покупка ценных бумаг).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, используемый для оценки качества жизни населения. Он рассчитывается на основе трех показателей: средней продолжительности жизни населения, уровня образования и реального дохода на душу населения.
Интеллектуальный продукт — результат интеллектуального труда, воплощенный в форме, доступной для восприятия, воспроизведения и использования потенциальными потребителями, например, идеи, знания, книги.
К
Капитал — средства, используемые для извлечения дохода.
Капитал оборотный— часть производительного капитала (затраты на сырье, материалы, рабочую силу), которая переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт полностью и возвращается к производителю в денежной форме в конце каждого кругооборота.
Капитал основной— основные производственные фонды – совокупность средств труда, функционирующих в сфере производства в неизменной натуральной форме в течение длительного времени и переносящих свою стоимость на вновь создаваемый продукт по частям по мере снашивания за ряд кругооборотов.
Капитал производительный— произведенные человеком средства производства, используемые с целью производства продукции, например, станки.
Капитал ссудный— денежный капитал, предоставляемый в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента.
Капитал человеческий — мера, воплощенной в человеке способности приносить доход. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию.
Карта кривых безразличия — карта безразличия — все множество кривых безразличия в пространстве двух благ.
Конкуренция — соперничество между производителями, продавцами и покупателями за лучшие условия производства, реализации и приобретения ресурсов и результатов производства с целью достижения экономической выгоды. Различают совершенную и несовершенную формы конкуренции.
Конкуренция несовершенная, если на рынке доминируют либо продавцы, либо покупатели. На рынке монополии, например, один продавец.
Конкуренция совершенная, если на рынке множество продавцов предлагают множеству покупателей однородную продукцию, и никто не доминирует.
Кривая безразличия — линия, отражающая различные наборы двух благ с одинаковой для потребителя полезностью.
Кривая Лоренца— кривая, иллюстрирующая фактическое распределение дохода и использующаяся для сравнения степени неравенства между различными группами населения или странами.
Кривая прибыльности ресурсов фирмы — совокупность точек в двухмерном пространстве, показывающих величины ресурсов, обеспечивающих фирме прибыль, в т. ч. и наибольшую.
Курс акции — цена, по которой продается акция на фондовом рынке.
Л
Лидерство в ценах — метод, используемый фирмами, установления цены на выпускаемую продукцию. Суть его состоит в том, что фирма-лидер объявляет об изменении цены, а другие фирмы поступают аналогично.
Лизинг— способ финансирования инвестиций, основанный на контракте о передаче объектов собственности, например, оборудования, транспортных средств, в долгосрочную аренду.Право собственности при этом сохраняется за арендодателем.
Лицензиар — физическое или юридическое лицо, являющееся продавцом лицензии.
Лицензиат— физическое или юридическое лицо, являющееся покупателем лицензии.
Лицензия — разрешение, выдаваемое государственными органами, на право той или иной хозяйственной деятельности.
М
Маркетинг— система организации и управления деятельностью фирмы, ориентированная на рынок, удовлетворение платежеспособных потребностей и запросов потребителей.
Менеджмент— совокупность принципов, методов и других средств управления фирмой с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Микроэкономика — раздел экономической теории, в котором исследуется поведение таких субъектов хозяйствования, как домашние хозяйства, предприятия и фирмы.
Главная задача микроэкономики — определение законов и правил рационального поведения ее субъектов.
Монополистическая конкуренция — рынок, на котором большое количество фирм продают похожие, но не идентичные товары, например, разновидности зубной пасты, стирального порошка, кофе.
Монополия — рынок, на котором действует только один продавец.
Н
Необходимый продукт — продукт, производимый наемным работником за необходимое рабочее время и предназначенный для воспроизводства его рабочей силы.
Ноу-хау— совокупность научно-технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации производства, не запатентованных и неопубликованных полностью или частично.
О
Облигация —ценная бумага, свидетельствующая о внесении их владельцем денежных средств в капитал фирмы и дающая право на получение дохода по фиксированной процентной ставке.
Оборотные средства — совокупность оборотных фондов и фондов обращения фирмы, выраженных в денежной форме. К оборотным средствам относятся: производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства.
Олигополия — рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм.
П
Патент — документ, предоставляющий какое-либо право или привилегию, например, право на занятие торговлей или промыслом. Свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение.
Полезность блага — способность блага удовлетворять потребность потребителя в процессе потребления
Правило «издержки плюс»— состоит в том, что на рынке олигополии фирма устанавливает такую цену на товар, которая включает средние переменные издержки и надбавку к ним, включающую возмещение средних постоянных издержек и экономическую прибыль.
Правило использования ресурсов состоит в том, что прибыль фирмы увеличивается за счет привлечения дополнительных единиц ресурса до тех пор, пока доход от предельного продукта ресурса будет равен предельным издержкам ресурса: МRР = МRC.
Правило максимизации прибыли предполагает соблюдение равенства между величиной предельного дохода (МR) от единицы ресурса и величиной издержек на приобретение единицы ресурса (МС): МR = МС.
Правило оптимизации количества работников фирмы состоит в том, что оптимальным для фирмы является такое количество работников, при котором достигается равенство АР = МР.
Правило оптимизации полезности наборов разнородных благ состоит в том, что у рационального потребителя предельные полезности последних единиц наборов потребляемых разнородных благ должны быть равны между собой.
Правило оптимизации объема производства продукции фирмы состоит в том, что оптимум объема производства продукции фирмы достигается тогда, если средние общие издержки равны предельным, т.е. АТС = МС.
Правило Энгеля— с ростом доходов семьи уменьшается удельный вес расходов на питание, доля расходов на одежду, жилищно-коммунальные услуги практически не меняется, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных потребностей растет.
Прибыль бухгалтерская — разница между общей выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и внешними издержками, т.е. платой за услуги поставщиков ресурсов.
Прибыль валовая— разница между выручкой и совокупными издержками, включающими заработную плату, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизацию, проценты по ссудам резервы и т.д.
Прибыль нормальная — вознаграждение за выполнение предпринимательских функций как элемент внутренних издержек.
Прибыль чистая— часть прибыли, остающаяся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и др. платежей.
Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Производственная функция — уравнение, описывающее зависимость объема производства от изменения факторов производства.
Р
Рента — доход с капитала, имущества, земли и др. фиксированных природных ресурсов, не требующий от получателя предпринимательской деятельности.
Рента абсолютная — капиталистическая земельная рента, получаемая землевладельцами независимо от плодородия и месторасположения земельных участков.
Рента дифференциальная— земельная рента, связанная с монополией на землю, как на объект хозяйства. Она обусловлена различиями в плодородии и местоположении земельных участков.
Рентабельность — показатель эффективности работы предприятия, измеряемый отношением прибыли к затратам на производство и реализацию продукции.
Рентабельность продукции — показатель экономической эффективности, измеряемый отношением прибыли к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме бухгалтерских издержек.
Рентабельность производства — показатель экономической эффективности деятельности фирмы, измеряемый отношением прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств.
Рынок интеллектуальных продуктов — рынок результатов интеллектуального труда, воплощенных в форме, доступной для восприятия, воспроизведения и использования потенциальными потребителями.
С
Семейный бюджет — баланс доходов и расходов домашних хозяйств. Различают сбалансированный, дефицитный и избыточный семейные бюджеты. Доходы семей формируются из денежных средств и материальных благ.
Ставка ссудного процента —отношение дохода от ссуды к величине ссудного капитала, выраженное в процентах.
Стоимость товара — совокупность затрат на его производство и реализацию всех факторов производства.
Стратегия фирмы— единство долгосрочных целей фирмы и средств их достижения.
Т
Товар— продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и поступающий к покупателю посредством купли или обмена.
У
Управление — совокупность законов, принципов, методов и иных средств, используемых для достижения определенных целей.
Уровень жизни— степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей.
Ф
Фирма— самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Ц
Цена товара — меновая стоимость — количество денег или товара, на которое приобретают необходимые товары и услуги. Ее величина определяется стоимостью и полезностью товара, доходами и желаниями покупателей.
Цена земли — цена, по которой может быть продан или продается земельный участок. Она определяется отношением величины земельной ренты, получаемой землевладельцем, к величине депозитной процентной ставки.
Ч
Чистый доход — разница между выручкой от реализации продукции и издержками фирмы. Основной формой чистого дохода является прибыль, или реализованная прибавочная стоимость.
Э
Эффект дохода— результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество приобретаемых благ. Он определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в результате увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благо. Эффект дохода выражает влияние снижения цены какого-либо блага на общий спрос покупателя
Эффект замены— это та часть прироста величины спроса на подешевевшее благо, которая образуется вследствие замены этим товаром других благ.
Эффект масштаба— изменение долговременных средних издержек, связанное с изменением объема производства продукции, Эффект состоит в том, что по мере увеличения объема производства продукции средние издержки фирмы сначала понижаются, достигают минимума, а затем начинают расти.
СОДЕРЖАНИЕ
Слово к читателю ………………………….………………………….………………. 3
РАЗДЕЛ I. ПОТРЕБИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ….………..… 5
ГЛАВА 1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………..…………………………………………….……………… 5
1.1. Домашнее хозяйство и его функции …………………………………………….. 5
1.2. Структура домашних хозяйств …..……………………………………………… 8
1.3. Семейный и минимальный потребительский бюджеты. Прожиточный минимум ………………………………………………………………………………………..…. 9
1.4. Уровень и качество жизни. «Лук» Лоренца……………………………………. 15
1.5. Выделим главное…………………………………………………………....…… 17
1.6. Основные понятия и термины ………………………………………………….. 18
1.7. Проверим себя ………………………………………………………………….... 18
Ответим на вопросы………………………..…………………………………….. 18
Выполним задания ………………………………..……………………………… 18
1.8. Литература ………………………………………….……………………….……. 19
ГЛАВА 2. ПОКУПАТЕЛЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ……..…….… 20
2.1. Как ведет себя рациональный покупатель? ……………………………………. 20 2.2. Правило максимизации полезности ……………………………………………. 25
2.3. Правило равной полезности наборов благ. Кривые безразличия …………….. 26
2.4. Хочу купить «Мерседес», но есть возможность купить мопед……………….. 29
2.5. Эффекты замены и дохода ……………………………………..……………….. 34
2.6. Благосостояние и выигрыш потребителя ……………………………………… 37
2.7. Выделим главное………………………………………………………………… 38
2.8. Основные понятия и термины ………………………………………………….. 40
2.9. Проверим себя …………………………………………………………………… 40
Ответим на вопросы…………………..…………………………………………. 40
Выполним задания ……………………………..………………………………... 40
2.10. Литература……………………………………….……………………………… 41
РАЗДЕЛ II. ФИРМЫ, ИХ ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ .………………………….. 42
ГЛАВА 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ФИРМЫ ….…………………………… 42
3.1. Предприниматели и их роль в рыночной экономике ……..……………..…….. 42
3.2. Фирмы и их виды ………………………………………………………………... 45
3.2.1. Частные фирмы……………………………………………………………. 46
3.2.2. Хозяйственные товарищества и кооперативы ………………………….. 47
3.2.3. Хозяйственные общества ………………………………………………… 49
3.2.4. Кто в доме хозяин? ……………………………………………………….. 51
3.2.5. Предприятия трудовых коллективов …. ……………………………….. 52
3.2.6. Государственные предприятия ………………………………………… 53
3.2.7. Совместные предприятия………………………………………………… 53
3.2.8. Хозяйственные объединения…………………………………………….. 54
3.3. Факторы производства…………………………………………………………. 54
3.3.1. Человеческий капитал …………………………………………………… 55
3.3.2. Производительный капитал …………………………………………….. 59
3.3.3. Земля как фактор производства …………………………………………. 61
3.4. Производственные функции ……………………………………………………. 61
3.4.1. Однофакторная производственная функция «L ТР». Закон
перемен ной производительности факторов производства ………………… 62
3.4.2. Двухфакторная производственная функция вида «Кобба – Дугласа»… 64
3.5. Выделим главное ……………………………………………………………….. 66
3.6. Основные понятия и термины ………………………………………………….. 67
3.7. Проверим себя …………………………………………………………………… 68
Ответим на вопросы……………………..….……………………………………. 68
Смысловые задания…………………….…….………………………………….. 68
Решим задачи .………………………..……….…………………………………. 68
3.8. Литература ………………………………..……………………………………… 69
ГЛАВА 4. ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ ФИРМ …………………………………….. 71
4.1. Издержки и их виды ……………………………………..………………………. 71
4.1.1. Издержки общества и проблема эксплуатации работников……….…… 71
4.1.2. Издержки фирм и отрасли ………………………………………………. . 73
4.1.3. Издержки в коротком периоде. Постоянные и переменные
издержки ………………………………………………………………………….. 76
4.1.4. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба ………………… 79
4.2. Доходы и рентабельность фирм …………………………………………..……. 80
4.2.1. Доходы фирм и их виды ………………………………………..………… 80
4.2.2. Рентабельность и ее показатели ………………………………….……… 86
4.3. Выделим главное ………………………………………………………………… 87
4.4. Основные понятия и термины ……………………………………………..…… 88
4.5. Проверим себя …………………………………………………………………… 89
Ответим на вопросы……………………..………………………………………… 89
Выполним задания ……………………..…………………………………………. 89
4.6. Литература………………………………………………………………………… 90
РАЗДЕЛ III. ФИРМА НА РЫНКАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ……………………………………………………………………….…….. 91
ГЛАВА 5. ФИРМА НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ……….. 91
5.1. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции и их
характеристика……………………………………………………….……………….. 91
5.2. Фирма на рынке совершенной конкуренции ………………………………..… 93
5.2.1. Модель рынка совершенной конкуренции …………………………….. 93
5.2.2. Поведение конкурентной фирмы в коротком периоде ………………… 93
5.2.3. Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде ……………. 95
5.3. Фирма-монополист …………………………………………………………..…… 97
5.3.1. Модель рынка монополии ……………………………………….………… 97
5.3.2 Поведение монополии в коротком периоде ……………………….…….. 99
5.3.3 Поведение фирмы в долгосрочном периоде ………………………….…. 100
5.4. Фирма на рынке монополистической конкуренции …………………………... 101
5.4.1. Модель рынка монополистической конкуренции ……………………... 101
5.4.2. Особенности поведения фирмы в коротком и долгосрочном
периодах ………………………………………………………………………… 102
5.5. На рынке олигополии …………………………………………….…………….. 103
5.5.1. Общая характеристика олигополии……………………………….…….. 103
5.5.2. Модель консервативного ценообразования и ломаная линии
спроса……………………………………………………………………….…… 103
5.5.3. Ценовой барьер для конкурентов……………………………………….. 104
5.5.4. Модели олигополистического ценообразования………………..……… 104
5.5.5. Модель равновесия Бертрана ……………………………………….…… 105
5.6. Выделим главное…………………………………………………………………. 107
5.7. Основные понятия и термины…………………………………………………… 109
5.8. Проверим себя …………………………………………………………………… 109
Ответим на вопросы…………………………………………..…………………. 109
Выполним задания……………………………….………………………………. 109
5.9. Литература………………………………….…………………….………………. 110
ГЛАВА 6. НА РЫНКЕ РЕСУРОВ………….………………………..……………. 111
6.1. Рынки ресурсов и их особенности. Проблема оптимума……….…..……….… 111
6.1.1. Виды рынков ресурсов и особенности спроса…………….…….…….… 111
6.1.2. Правила оптимизации использования ресурсов…………………….…... 112
6.1.3. Об оптимуме соотношения между ресурсами…………………………... 115
6.1.4. Теория предельной полезности, ее достоинства и границы …………… 117
6.2. Рынок трудовых ресурсов. Заработная плата………………………..…..….… 118
6.2.1. Рынок трудовых ресурсов, его специфика и структура…….…..….…... 118
6.2.2. Заработная плата, ее формы и системы……………………….…..….…. 120
6.2.3. Эффекты замены и дохода……………………………………….…..…... 122
6.2.4. Модели взаимодействия продавцов и покупателей на рынке
трудовых ресурсов …………………………………………………….……….. 123
6.3. Рынки капиталов ……………………………………………………….……….. 125
6.3.1. Рынок капитала и его структура ………………………………..……… 125
6.3.2. Ссудный капитал и его источники……………………………….……… 126
6.3.3. Спрос и предложение на рынке ссудного капитала…………….……… 127
6.3.4. Рынок ценных бумаг ………………………………………………..…… 128
6.4. На рынке природных ресурсов …………………………………………….….. 130
6.4.1. Рыночные природные ресурсы и их особенности ………………….…. 130
6.4.2. Земельная рента и ее виды ……………………………………………… 131
6.4.3. Цена земли …………………………………………………………….…. 133
6.4.4. О форме собственности на землю ……………………………..……….. 134
6.5. На рынке интеллектуальных продуктов ……………………………..……….. 135
6.5.1. Понятие рынка интеллектуальных продуктов …………………..…….. 135
6.5.2. Патентная система …………………………………………………..…… 136
6.5.3. Ноу-хау………………………………………………………………..….. 138
6.5.4. Лицензии………………………………………………………………..… 139
6.6. Выделим главное ……………………………………………………………..… 140
6.7. Основные понятия и термины…………………………………..……….……... 143
6.8. Проверим себя ……………………………………………………………………143
Ответим на вопросы …………….………………………………………………. 143
Выполним задания ………………………..…………………………..………… 144
6.9. Литература ..………………………………….………………………….………. 145
РАЗДЕЛ IV. ФИРМЫ И ГОСУДАРСТВО ……………………….…………… 146
ГЛАВА 7. УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ………………………………………..….146
7.1. Управление фирмой в различных экономических системах..…………………146
7.1.1. Что такое управление? …………………………………………………….146
7.1.2. «Нам сверху видно все …»………………………………………………..147
7.1.3. Свобода без границ – это хаос ……………………………………………149
7.1.4. Между хаосом рыночной свободы и централизмом……………………..150
7.2. Менеджмент как система…..……………………………………….……………150
7.3. Стратегия фирмы…………………………………………………………………154
7.4. Стимулирование труда на фирме………………………………………………..155
7.5. Маркетинг в системе управления………………………………………………..161
7.6. Государственное регулирование фирмы……….………………………………..164
7.7. Выделим главное…………………………………..…….……………………….166
7.8. Основные понятия и термины…………………………………………………. 167
7.9. Проверим себя…………………………………………………..……………… 167
Ответим на вопросы…….………………………………….……………..……. 167
Выполним задания……………………………………………………………… 168
7.10. Литература……………………………………………………………………… 168
Ответы на задания……………………………………………………………….… 169
Словарь экономических понятий и терминов……….………………………… 172
Содержание………………………………………………..………………………… 180