Отграничение трудового права от смежных отраслей права
Трудовое право следует отграничивать от смежных отраслей права (гражданского, административного, аграрного, права социального обеспечения) по его предмету и методу.
В сферу действия гражданского права в равной мере попадают как имущественные, так и неимущественные отношения независимо от связанности последних отношений с имущественными (см. Цивільне право. Ч. 1. —-К., 1997. — С. 8-9). Предмет трудового права составляют индивидуальные и коллективные трудовые отношения. Как уже указывалось, предметом трудовых отношений является процесс труда, живой труд, а предметом гражданско-правовых отношений, связанных с трудом и вытекающих, например, из договора подряда, поручения, авторского договора, является овеществленный результат труда. По трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по конкретной специальности, должности, квалификации), а в гражданско-правовых отношениях, связанных с применением труда, выполняется индивидуально-конкретное задание). В трудовых отношениях работник включается в личный состав трудового коллектива предприятия (учреждения, организации) и в силу этого обязан выполнять меру труда, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.
В гражданско-правовых отношениях все эти моменты отсутствуют, гражданин выполняет задание по своему усмотрению и на свой риск. Поэтому нормы институтов рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, дисциплины труда и др. на субъектов гражданско-правовых отношений не распространяются. Они не могут требовать предоставления ежегодного отпуска, выплаты пособия по временной нетрудоспособности, оплаты сверхурочной работы и других гарантий, предусмотренных законодательством о труде для субъектов трудовых отношений.
Трудовое право отличается от гражданского и по методу правового регулирования. О методе трудового права уже шла речь. Характерными чертами метода гражданского права являются: юридическое равенство сторон; инициатива сторон при установлении правоотношений; диспозитивность правового регулирования, означающая возможность выбора варианта поведения, не противоречащего действующему законодательству (см. Гражданское право: определения, понятия, законодательство: Учебно-практический справочник //Под ред. Харитонова Е.О. — X.: 000 «Одиссеи», 1998. — С. 6.
Сходство трудового и административного права проявляется в наличии общих черт предмета и метода правового регулирования. Но именно по предмету и методу они и отличаются. В предмет трудового права входят организационно-управленческие отношения в сфере труда, а предмет административного права образуют отношения в сфере государственного управления. Однако трудовое право регулирует управление в процессе труда, внутри предприятия. Здесь субъекты и объекты управления (выражаясь языком административного права) связаны договорными отношениями. Работники сами, являясь членами трудового коллектива, принимают участие в управлении предприятием.(Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)
Общность трудового права и аграрного права проявляется в том, что они регулируют коллективный процесс труда. В то же время трудовое право регулирует трудовые отношения наемных работников (несамостоятельный труд), а сельскохозяйственное право — трудовые отношения собственников средств производства.
Трудовое право связано с правом социального обеспечения, так как до недавнего времени (60-70 г.г.) отношения по социальному обеспечению входили в предмет трудового права. Сегодня это две отдельные отрасли права, между которыми имеются существенные различия. Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения, возникающие вследствие реализации гражданами права на социальную защиту, а трудовые отношения возникают в результате реализации права на труд. Трудовое право имеет дело с работающими гражданами, а право социального обеспечения — с не работающими людьми. В трудовом праве выплачивается заработная плата работнику за выполненную им работу из фонда оплаты труда предприятия (учреждения, организации), а правом социального обеспечения предусматривается выплата пенсий и пособий из централизованных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования). Кроме того, имеются отличия и в методе правового регулирования.
Существует связь трудового права с гражданско-про-цессуальным правом. Трудовые споры рассматриваются судом на основе норм гражданско-процессуально-го права. Поскольку концепцией судебно-правовой реформы предусмотрено создание специализированных трудовых судов, то, возможно, следовало бы вновь вернуться к проблеме трудового процессуального права.
ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Кроме регулятивной и охранительной, трудовое право выполняет следующие функции:
1) социальную;
2) защитную;
3) производственную;
4) воспитательную.
Необходимо понять содержание и соотношение функций трудового права на современном этапе, среди тенденций его развития указать необходимость усиления защитной функции, расширения сферы договорного регулирования трудовых отношений, усовершенствование механизма осуществления социального партнерства на всех уровнях и др.
В условиях становления рыночной экономики особое значение приобретает социальная функция. Во многих развитых странах наблюдается усиление внимания к интересам и потребностям отдельного человека. Эта функция не замыкается только на охране" труда, а проявляется еще и во все более полном закреплении и обеспечении прав человека в сфере труда. Одной из проблем трудового права Украины является имплемен-тация международно-правовых стандартов в сфере трудовых отношений в юридическую практику. До недавнего времени речь шла о Всеобщей декларации прав человека, пактах о правах человека 1966 г., конвенциях и рекомендациях МОТ. В связи с принятием Украины в члены Европейского Союза актуальной является проблема адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, обеспечение прав человека. Этапами правовой адаптации является имплементация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключение отраслевых соглашений, приведение действующего законодательства Украины в соответствие со стандартами ЕС, создание механизма приведения проектов законодательных актов Украины в соответствие с нормами ЕС. Речь идет о региональных актах о правах человека (актах Совета Европы, Европейского Союза), в том числе актах в области труда.
Важной является проблема соотношения социальной и производственной функций. Сегодня следует исходить из приоритета прав и интересов работника над интересами производства, которые представляет работодатель. Вместе с тем нельзя не учитывать его интересы. Как справедливо отмечает П.П. Пилипенко, интересы производства (а это целиком закономерно, поскольку вы-
текает из цели предпринимательства — получения прибыли) должен обеспечивать сам собственник. И именно поэтому, чтобы он достигал этого не путем чрезмерной эксплуатации работников, должно существовать трудовое законодательство, которое будет обеспечивать защиту интересов последних. Однако при этом оно должно исходить из общих принципов охраны также интересов собственника как субъекта уже не только трудовых, но и имущественных интересов (Прокопенко П. Окремі зауваження до проекту Кодексу України про працю //Право України. — 1996, — № 9. — С. 63).
Социальная функция проявляется в государственном вмешательстве в регулирование отношений в сфере труда путем закрепления прав человека, социальных гарантий, их обеспечения, защиты прав в случаях нарушений. Государство должно выступать гарантом социального партнерства на всех уровнях. Необходима поддержка работника государством как более слабой стороны в отношениях с работодателем. Несмотря на то, что в силу кризисного состояния экономики многие положения пока еще остаются декларативными, социальная функция в условиях перехода к рыночным отношениям должна быть ведущей.
Лекция 2
Источники трудового права
План
2.1. Понятие источников трудового права, их классификация и виды
2.2. Общая характеристика источников трудового права
2.3. Единство и дифференциация правового регулирования труда
2.4. Значение руководящих разъяснений пленума Верховного Суда Украины