Пути возможного развития форм и методов государственного регулирования сэз в россии
Глава19
Деятельность СЭЗ на всех этапах ее жизненного цикла связана с принципиально новой финансово-кредитной и налоговой политикой, с новыми условиями организации и контроля со стороны федеральных и местных органов власти экономической деятельности подразделений зоны, включая отечественных и иностранных юридических и физических лиц. Специфика функционирования зон как сложных территориально-административных образований диктует необходимость разработки и реализации принципиально новых форм и методов государственного регулирования. С одной стороны, СЭЗ содержит в себе особые, значительно отличающиеся от элементов общенациональной экономики, черты: свои характер и подходы к производственной инфраструктуре, специфика в способах производства и использовании технологий, иная организация финансовой работы и производственно-сбытовой деятельности. С другой стороны, СЭЗ остается неотъемлемым звеном национального хозяйственного механизма и сохраняет все присущие ему черты.
Ориентация СЭЗ на открытость экономики, расширение мирохозяйственных связей, привлечение иностранных и отечественных инвесторов требуют изменения существующих форм и методов государственного регулирования СЭЗ по сравнению с применяемыми на уровне национальной экономики.
Развитие и совершенствование форм и методов государственного регулирования СЭЗ — наиболее важные и масштабные направления работы в рамках создания экономического механизма управления СЭЗ. От того, насколько эффективны, привлекательны и детально проработаны «правила игры», установленные для резидентов и нерезидентов СЭЗ, зависит эффективность развития экономики СЭЗ, а в конечном счете — перспективность каждой конкретной зоны.
При формировании и совершенствовании механизма государственного регулирования зонирования важен вопрос о принципах и содержании хозяйственной деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории СЭЗ (субъектов хозяйствования СЭЗ). Они должны руководствоваться в своей хозяйственной деятельности законодательством РФ, специально принятым Положением о СЭЗ, а также принимаемыми на местном и внутризональном уровнях управления регулирующими правилами.
Проблемы государственного регулирования СЭЗ рассматривают на общенациональном (федеральном), местном и внутризо- нальном уровнях.
Любая СЭЗ развивается в рамках национальной экономики как самостоятельная автономная хозрасчетная единица. Поэтому важнейшее и принципиальное условие ее экономическом самостоятельности и эффективного функционирования - недопустимость прямого вмешательства государства в ее дела. Следовательно, государственное регулирование СЭЗ может осуществляться центральными органами хозяйственного управления исключительно через систему экономических методов - прямых и косвенных. Они должны применяться с учетом особенностей экономического пространства зоны.
В СЭЗ должен быть создан благоприятный климат для притока иностранных и отечественных инвестиций в ее хозяйство. С этой целью в нормативных актах Правительства РФ, субъектов Федерации и местных органов власти, регулирующих деятельность субъектов СЭЗ, устанавливается комплекс льгот финансово-кредитного, инвестиционного и налогового, экспортно-импортного и имущественного характера.
Выделяются следующие основные направления совершенствования форм и методов государственного регулирования СЭЗ.
1. Совершенствование системы налогообложения.
2. Совершенствование таможенного регулирования СЭЗ.
3. Совершенствование механизма финансовых взаимоотношений в СЭЗ.
4. Разработка приоритетов инвестиционной политики с учетом целевой направленности зоны.
5. Формирование и развитие системы информационного обеспечения деятельности СЭЗ.
Налоговое регулирование в большинстве типов СЭЗ (за исключением свободных таможенных зон и свободных складов) является базовым, активно применяемым методом государственного регулирования экономической деятельности на территории СЭЗ. В России совершенствование налогообложения должно проходить на федеральном и местном уровнях, а также по двум направлениям в области прямых и косвенных методов государственного регулирования СЭЗ. Важным направлением совершенствования прямого налогового регулирования предпринимательской деятельности в СЭЗ является широкое использование практики налоговых кредитов. Средства, полученные от введения практики налоговых кредитов, должны использоваться на развитие производства, вспомогательной и социальной инфраструктур СЭЗ.
Налоговое регулирование СЭЗ необходимо рассматривать не только как метод государственного регулирования зонирования и механизм привлечения инвестиций, но и как средство защиты интересов национальных товаропроизводителей.
Созданные в России СЭЗ пока не стали полюсами экономического роста и не оправдали возложенных на них ожиданий. Чаще всего они выполняют функции центров перепродажи импортных товаров. В этой ситуации органы управления СЭЗ вынуждены самостоятельно разрабатывать механизмы зашиты интересов национальных товаропроизводителей, используя средства и методы таможенного регулирования и таможенного контроля. Однако защита национального товаропроизводителя в российских СЭЗ должна осуществляться в определенных пределах, с сохранением конкурентной среды и использованием всех возможных средств, а не только за счет ограничения таможенного режима. Такой механизм защиты должен иметь конкретные временные рамки и носить комплексный характер. В качестве возможных мер в этом направлении могут применяться:
• государственная дотационная поддержка предприятий определенных, жизненно важных отраслей;
• дифференцированное предоставление льгот резидентам СЭЗ в зависимости от их участия в процессе развития местной промышленности;
• допущение разумной конкуренции в СЭЗ с целью изменения тактики поведения местных товаропроизводителей на рынке, стимулирования поиска резервов снижения себестоимости продукции, модернизации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции с учетом требований рынка, повышения качества продукции и т.п.;
• целевое финансирование развития местных предприятий;
• оптимизация налогового режима с учетом интересов отечественных товаропроизводителей в СЭЗ.
Эффективным косвенным методом государственного регулирования экономической деятельности субъектов СЭЗ являются преференции. В России преференции должны использоваться вместе с некоторыми прямыми тарифными методами государственного регулирования с целью ограничения сферы применения особых преференциальных режимов на территории СЭЗ. К таким методам можно отнести:
• нормативы налоговых и других (выборочных) платежей в государственный и местный бюджеты;
• ставки таможенных тарифов на внешней и внутренней границах СЭЗ.
Один из эффективных видов преференций — предельная сумма дохода субъектов хозяйствования зоны. Она должна определяться администрацией СЭЗ на основе специального экспертного анализа условий и особенностей конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Средства, превышающие размеры установленных предельных доходов, облагаемых налогами, должны направляться на развитие предпринимательской деятельности в зоне.
Основаниями для определения размеров доходов, облагаемых налогом, могут быть:
• спонсорские взносы на решение социальных задач и развитие подразделений социальной инфраструктуры хозяйства зоны;
• расходы на подготовку и переподготовку рабочей силы;
• затраты на освоение новой прогрессивной техники и технологии, других приоритетов для потребностей СЭЗ, РФ и ее субъектов.
Другой вид преференций в СЭЗ- это свободный перевод за рубеж части прибыли или вывоз товаров (при наличии лицензий и квот).
Таможенное регулирование. Таможня как государственная организация с жесткой централизованной структурой и проводник государственной внешнеэкономической политики непосредственно на местах может оказывать стимулирующее воздействие на экономику СЭЗ. В этой связи важно совершенствовать таможенное регулирование в СЭЗ в направлениях:
• оптимизации процесса таможенного контроля и оформления;
• внедрения передовых информационных технологий;
• развития системы таможенной инфраструктуры;
• повышения в зоне роли таможни как регулятора внешнеэкономической деятельности.
Таможенное регулирование играет чрезвычайно важную роль в обеспечении экономической безопасности страны и, в частности, региона СЭЗ. Однако попытки местных органов власти защитить отечественного товаропроизводителя только через механизм таможенного оформления и контроля обостряют отношения на всех уровнях: между таможней и органом управления СЭЗ, между таможней и участниками ВЭД. Целесообразнее было бы в российских СЭЗ не применять беспошлинный режим ввоза товаров, а устанавливать сниженные ставки пошлин на отдельные группы товаров (хотя это и не предусмотрено Законом РФ «О таможенном тарифе»). При этом следует определить критерий предоставления такой льготы. Например, все товары могут ввозиться на территорию СЭЗ на общих основаниях (т. е. при условии оплаты пошлин), за исключением тех, ввоз которых необходим для развития производственных отношений в СЭЗ. Для последних либо устанавливаются сниженные ставки пошлин, либо применяется беспошлинный режим.
Механизм финансовых отношений в отечественных СЭЗ в настоя - щее время находится в стадии становления. Для его формирования предусматривается комплексное использование различных источников финансирования деятельности СЭЗ. При этом следует ориентироваться на всемерное ограничение использования средств государства за счет максимально возможного привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, местных ресурсов, средств самих регионов СЭЗ и проживающего там населения. Соотношение между этими источниками должно изменяться по мере развития экономических отношений в зоне с учетом стадий ее жизненного цикла. На начальных этапах помощь государства может быть более весомой, а на последующих — снижаться, уступая место иным источникам финансирования. Следует также предусмотреть гарантии со стороны государства частным инвесторам.
Формирование и развитие финансового механизма в СЭЗ в рамках совершенствования государственного регулирования зонирования предполагает не только привлечение капиталов, но и организацию эффективного финансового взаимодействия внутри СЭЗ. Бюджет СЭЗ отражает особенности экономического режима каждой конкретной зоны, что проявляется как в структуре источников, формирующих доходную часть бюджета, так и в статьях его расходной части. Расходная часть бюджета СЭЗ, как правило, менее регламентирована по сравнению с его доходной частью, поэтому она имеет больший потенциал для совершенствования. Помимо общих для всех административно-территориальных образований статей расхода, связанных с решением вопросов местного значения, с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, необходимо предусматривать наличие таких специфических статей, как: затраты на обеспечение режима безопасности СЭЗ; расходы, связанные с предоставлением финансовых гарантий отечественным и иностранным инвесторам; инфраструктурное развитие территории; средства на формирование внебюджетных фондов.
Важным направлением в совершенствовании финансовых взаимоотношений в СЭЗ является формирование внебюджетных специализированных фондов, связанных с развитием экономических отношений в СЭЗ. Мероприятия по образованию таких специализированных фондов можно проводить по двум направлениям: создание в СЭЗ комплекса фондов различной направленности либо развитие в рамках единого фонда дочерних предприятий-фондов по разным сферам хозяйствования. Выбор той или иной формы зависит от масштаба деятельности СЭЗ и ее вида. Например, в технопарках и технополисах целесообразно предусматривать фонды стимулирования научно-технических и опытно-конструкторских работ. Желательно иметь резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов, а также возмещения ущерба в связи с ликвидацией СЭЗ. Возможна и организация внебюджетного местного фонда для стимулирования развития силовых структур, связанных с обеспечением экономической безопасности СЭЗ. Средства из этого фонда могут расходоваться не только на оказание материальной помощи работникам этих структур, но и на укрепление материально-технической базы.
Для решения подобных задач обычно выпускаются ценные бумаги в виде облигаций, для финансирования текущих расходов бюджета - краткосрочные долговые обязательства. Возможна также эмиссия ценных бумаг в бездокументарной (безналичной) форме. Гарантами по таким займам обычно выступают сами эмитенты. Система гарантий выполнения долговых обязательств может включать различные виды активов и имущественных прав (недвижимость, земельные участки, пакет акций), а также поручительства исполнительной власти вышестоящего уровня. Стоимость конкретного имущества, используемого в качестве обеспечения займа, должна существенно превышать размеры эмиссии займа.
Инвестиционная политика должна проводиться в СЭЗ на основе единой инвестиционной программы, включающей в себя отобранные на конкурсной основе проекты. Эти проекты целесообразно группировать по сферам вложения капитала (производственная, непроизводственная), по срокам окупаемости и степени риска инвестирования. Координатором инвестиционной программы должен выступать специально создаваемый единый орган — фонд развития СЭЗ, на который возлагаются функции разработки, организации и контроля входящих в инвестиционную программу проектов.
Главная задача инвестиционной политики в СЭЗ - привлечение как иностранного, так и отечественного капитала. К сожалению, в РФ основной акцент сделан на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, в то время как капиталы российского происхождения либо «утекают» за границу, либо целенаправленно вкладываются в развитие экономики зарубежных стран, в том числе бывших союзных республик.
Принимая во внимание более либеральный режим хозяйственной деятельности в СЭЗ по сравнению с общенациональным, возможно проведение эксперимента по легализации, амнистии капиталов российского происхождения, находящихся за рубежом. Налоговая амнистия может стать серьезным стимулом для привлечения российского капитала в отечественные СЭЗ на том условии, что этот капитал будет вкладываться в отрасли, приоритетность которых определена еще на стадии создания зоны.
Формирование и развитие системы информационного обеспечения деятельности СЭЗ. Это направление можно разделить на две составные части — информационное обеспечение:
• на внешнем уровне, направленное на информирование потенциальных инвесторов о возможностях вложения финансовых средств, организации сотрудничества, использования преимуществ режима СЭЗ;
• на внутреннем уровне, оперативно предоставляющее органам управления, резидентам СЭЗ полную и достоверную информации о воздействии внутренних и внешних факторов среды на режим СЭЗ и возможностях корректировки действий.
Оба направления в российской практике зонирования находятся на стадии формирования и вызывают многочисленные справедливые нарекания со стороны потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Информационное обеспечение на внешнем уровне должно быть нацелено на создание благоприятного имиджа СЭЗ, что может восприниматься потенциальными партнерами как фактор, снижающий степень инвестиционного риска. Недооценка органами управления отечественных зон значимости проведения рекламной работы снижает эффективность деятельности СЭЗ. Другой важный элемент информационного обеспечения — наличие у юридических лиц, претендующих на привлечение инвестиций, бизнес-планов, соответствующих мировым стандартам. Вся эта информация должна иметь комплексный характер, формироваться в виде регионального банка данных. Такой банк данных должен содержать информацию по всем созданным в России СЭЗ. В качестве обратной связи можно предусмотреть создание в СЭЗ представительств и филиалов экономических структур стран, с которыми осуществляются тесные внешнеэкономические контакты: торговых палат, торгового совета, фондов взаимодействия и т. д.
Вторая составная часть- создание информационного обеспечения на внутреннем уровне - связана с совершенствованием взаимодействия органов управления СЭЗ с ведомствами и организациями, обладающими оперативной информацией о состоянии экономики конкретной территории и РФ в целом (органы государственной налоговой службы, статистики и Минэкономразвития завершили разработку проекта Закона «Об особых экономических зонах». Этот закон предусматривает создание в РФ СЭЗ двух типов из 25 типов существующих в мировой практике:
• промышленно-производственных;
• технико-внедренческих.
В рамках СЭЗ первого типа предполагается реализация инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичной промышленной продукции. СЭЗ второго типа призваны содействовать коммерциализации и скорейшему внедрению научно-исследовательских разработок.
Территориально эти два типа СЭЗ также ограничены. Первый тип должен иметь территорию не более 10 кв. км, второй тип органичен всего 1 кв. км.
Будет создано около 20 новых СЭЗ. Решение о создании каждой зоны будет принимать непосредственно Правительство РФ.
Основной смысл Закона - коренное реформирование системы управления СЭЗ. Полномочия по управлению СЭЗ передаются дирекции специально создаваемым правительством страны территориальным органам власти.